Неловко уху вологжан
Созвучье “Джанна Тутунджан”.
Кругом снега, а веет югом.
Перед снегами нет испуга.
От двух корней моя основа:
Растила бабушка Снежкова,
А та, кем мне отец был дан,
Теплей и жарче всех южан…
Мороз и Солнце, как две силы,
Армения и ты, Россия.
А родилась я на Арбате,
И Сивцев - Вражек колыбель,
И мне снега - родные братья,
Совсем не тянет в Коктебель,
А тянет к Северу, хоть странно.
Туда, за Вологду, в леса,
Где Сухона течет пространно,
Где неба Высь.
Где Суть ясна! Джанна Тутунджан
8 декабря - Международный день художника. Профессия художника является одной из самых древних. За все время своего существования она прошла долгий путь от простых рисунков, выполненных углем на стенах, до всемирно признанных шедевров искусства, перед которыми ежедневно выстраиваются очереди в самых престижных музеях Земли.
Проведенные в Лондоне исследования показали, что красивые полотна обладают способностью положительно воздействовать на человеческую психику. Было научно доказано, что созерцание признанных шедевров живописи вызывает у человека реакцию, схожую с той, которая возникает вблизи любимого человека.
Мне очень нравится творчество Джанны Таджатовны Тутунджан. Её искусство – это её судьба, судьба девочки с Арбата, с горячей армянской кровью своих предков со стороны отца и интеллигентским аристократизмом предков со стороны матери.
Джанна Тутунджан родилась в Москве 22 сентября 1931 г. Закончила среднюю художественную школу, а затем Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1959). Училась в мастерской М.М. Черемных и Н.А. Пономарева.
После окончания института в том же 1959 г. уехала на родину мужа, Николая Владимировича Баскакова, и ни разу впоследствии не пожалела об этом. В одной из поездок по области присмотрели они себе деревенский дом на берегу Сухоны, и с этих пор деревня Сергиевская, затерянная в лесах Тарногского района, стала источником тем и образов графического и живописного творчества Тутунджан. Ведь именно здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества – поведать миру о простых и прекрасных людях, сохраняющих в душах и сердцах своих самые лучшие и светлые качества народного характера. Таких людей встречала она в вологодской глубинке, эти люди окружали ее в Сергиевской.
Именно ДжаннаТаджатовна в вологодском изобразительном искусстве установила своего любимого и главного героя - жителя деревни, простого по жизни и далеко непростого в душе.
Одна из главных её картин - "Незабудки".
Сегодня, по прошествии стольких лет, ясно, что автор поставил в произведении множество проблем и вопросов человеческой жизни как в самом широком смысле, так и в более частных, свойственных конкретному времени, ситуациях и событиях.
В картине изображены три женщины, сидящие в избе, связанные узами родства: старуха, женщина средних лет и девочка-подросток. Здесь нет никакого сюжетного действия, нет предметов за исключением лавки, на которой они сидят.
Внимание захватывает не событие, а пространство их чувств, памяти. В картине заложено множество содержательных линий. Выделяются две основные. Это представление о трех периодах женской жизни. Через образ старой женщины картина «Незабудки» связана с темой памяти о погибших в Великой Отечественной войне. Сидящие в избе собрались в День Победы и вспоминают своих родных, не пришедших с войны.
Принято говорить о смысловых метафорах у Тутунджан, но она очень активно прибегает и к метафорам пластическим. В этом плане интересно рассмотреть, как ведет себя линия в очертании фигур. В фигуре девочки линия пульсирует подобно веселому ручейку, сама же фигурка как цветок незабудки на тоненьком стебле. В очертаниях женщины течение линии успокаивается, обретая определенность, и, наконец, в силуэте старухи ломается, уподобляясь корявому, ссохшемуся дереву.
Графический абрис фигур вплетается в узор древесных волокон досок пола, стен и лавки. Цвет в произведении выполняет не столько изобразительную, сколько символическую роль. Белый цвет выражает чистоту духа, красный – жизнь и материнство, черный – скорбь. Все три героини в светлых одеждах. Платье девочки чисто белого цвета; у женщины в него вливаются оттенки топленого молока, на ней красная юбка; у старухи на белые одежды ложатся сиренево-голубые тени, на ее голове черный платок с бледными цветами – для нее это День праздника и скорби.
Кроме того, автор придает облику старухи угольно-черный цвет. Художница рассказывала, как это у нее получилось. Вначале она сделала тщательный рисунок углем на холсте, взялась за кисть и цветом покрывала поверхности, но когда осталось написать руки и босые ноги старухи, вдруг поняла, что больше работать нельзя: холст буквально «не впускал в себя краски» – образ состоялся. Угольный цвет точно выразил замысел автора – показать человека, словно прошедшего по раскаленным углям судьбы. Черты обострения отдельных форм изображения наблюдаются и в других картинах Тутунджан. Так, в картине «Молодая» для усиления яркости лица автор написал избы ультрамарином.
Молодая
Первую известность на выставках Д. Тутунджан принесли замечательные рисунки. Сделанные карандашом, тушью, фломастером они поражали неженской силой, обобщением, ведущим к символу. Знаменитый профиль скорбящей старухи в рисунке «День Победы» был будто не на листе исполнен, а вырублен в камне. Художнику была доступна драма и лирика, ее линия творила чудеса, то лаская, то раня. Интересно сравнивать образы, одновременно воплощенные в живописи и графике. Но если образ старухи в рисунке «День Победы» и картине «Незабудки» практически не изменился, то деревенская женщина в графическом листе «Сама себе хозяйка» и картине «Надёжа» предстает в различных ипостасях.
День Победы
Сама себе хозяйка
Надежда
На все руки мастер
Светлая душа
В деревне Сергиевской была создана первая серия рисунков большого формата, выполненных в фломастере и туше с говорящими, живыми названиями, такие как: "Сама себе хозяйка", "Вечный перезвон", "День Победы", "Про хлеб, про соль", "Старая прялка - долгие песни", "Расскажи мне, братыня".
Про хлеб, про соль.
Интерес к слову, звучащей речи привел автора постепенно к интересным графическим работам, вылившимся в большую серию «Разговоры по правде, по совести», которая продолжается и поныне. Художника всегда волновала народная речь. Не зная, как сделать ее услышанной другими, она стала сопровождать изображения людей записанными тут же прямо на рисунке их монологами. Прямая безыскусная речь деревенских жителей колоритна и мудра сама по себе, а графически закрепленная в изображении позволила родиться новому, синтетическому явлению современности. История искусства разных стран и эпох знает такие примеры, но, тем не менее, они редки и в каждом случае уникальны. Если смотреть прежние, до этих, рисунки и картины Тутунджан, то чувствуешь – она шла к этому с самого начала – на устах ее героев стыли непроизнесенные слова (картины «Пристань Брусенец слушает», «Страда», «Слово»).
Страда
Художественные особенности картин Тутунджан близки монументальной живописи. И это естественно, так как и внутреннее содержание ее работ сродни фреске, оно посвящено общечеловеческим проблемам и обращено к большой аудитории зрителей.
Пейзаж, занимая небольшое место в живописи художника, играет свою особую роль в творчестве Тутунджан в целом. Хотя в ее сюжетных полотнах природа выступает в обобщенном виде и становится таким же носителем идеи, как и другие компоненты изображения, но именно пейзаж является эмоциональным камертоном очень многих картин мастера. Дело в том, что именно в пейзажных мотивах, выполненных с натуры, выражает автор свой безмерный восторг от красоты мира. В них чувствуется ее открытая, не откорректированная сознанием эмоция. Поэтому в пейзажах мы сильнее всего можем слышать голос души художника. Пейзажи Тутунджан поражают потоками света, льющимися с небес, тишиной, беспредельностью пространств. Не видя ее пейзажей, нельзя до конца открыть тайну программных холстов Джанны. Эти пейзажи – портреты души многих ее персонажей.
Апрельский дым
Большая береза
Июльское солнце
Андрюшины фиалки
Голубые родники - золотые ключики
Джанна – не наблюдатель. Поразительное ощущение: в её искусстве кричит, стонет, исповедуется, рассказывает о самой себе сама земля, обретают голос эти полные достоинства иконописные старухи, эти бесшабашные потрепанные жизнью мужики. Она – их предстательница, их голос, их, а не свое «самовыражение». И в то же время творчество Джанны – резкое, жесткое, требовательное, иногда смущающее своей аскетичной простотой – это она сама. Горячее, страстное, скромное до самоотвержения, лишенное какого бы то ни было эгоизма – это она сама.
Джанна Тутунджан принимала участие во многих выставках, как в России, так и за рубежом.
Сергей Георгиевич Ивенский, директор Вологодской картинной галереи в период с 1953 по 1973 годы, так отзывался о работах Тутунджан: "Тутунджан Джанна представлена на выставках больше живописью, а графикой - одной работой. В живописных произведениях художнице всегда удается создать образ". В книгах отзывов о деятельности Вологодской картинной галереи, предложенных для посетителей, можно также увидеть слова восхищения трудами Джанны: "Прекрасная выставка! Рад за Вас, Джанна! Особенно по душе мне портреты земляков, наших вологодских женщин-крестьянок. Очень тонко переданы не только их характеры, но и речь. Так слушать своих героев умел В. Шукшин, умеет В.Белов. (Сергей Векурев)", "Спасибо! И много лета Вам Джанна! Нам так не хватает всего того, что Вы нам показали - чистоты, доброты, света! Жаль, что это не все видят. А надо, чтобы все знали и видели: есть, есть еще светлое, доброе и настоящее. Всех благ и доброго здоровья на многие лета. Будем ждать следующей Вашей выставки".
Джанна Тутунджан являлась членом союза художников России, заслуженным художником РСФСР, Народным художником Российской Федерации. Картины Джанны находятся в собраниях Третьяковской галереи, Государственном музее «РОСИЗО», а также других музеях на территории всей страны. Замечательная русская художница умерла в 2011 году. Похоронена в Вологде на Козицинском кладбище.
Я думаю, что творчество Джанны Таджатовны Тутунджан никого не может оставить равнодушным. И каждому захочется созерцать её картины ещё и ещё.
Источники: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=904818
© Библиофонд
https://www.liveinternet.ru
http://cultinfo.ru/art/painting-and-schedule/dzhanna-tutundzhan/bird-life.php
Ивлиева Наталия Алексеевна
Елена Вениаминовна Чурина
Ивлиева Наталия Алексеевна
Елена Вениаминовна Чурина
Ватолина Светлана Анатольевна
Красильникова Ирина Сергеевна
Елена Вениаминовна Чурина
Кадырова Ольга Игоревна
Елена Вениаминовна Чурина
Садварий Жанна Владиславовна
Елена Вениаминовна Чурина