Предварительный просмотр презентации
Храм святой Софии Г.Новосибирск 2022
Храм св. Софии в Константинополе был построен в VI веке при императоре Юстиниане. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм был выстроен по плану архитекторов из Трала Анфимием и Исидором из Милета. Храм св. Софии в Константинополе был построен в VI веке при императоре Юстиниане. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм был выстроен по плану архитекторов из Трала Анфимием и Исидором из Милета.
Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его украшали лучшие ремесленники. Храм св. Софии называли «чудом из чудес», даже воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе: ведь четыре столба, на которых он держится, скрыты от зрителя.
Освящен храм был уже при императоре Констанции, в 360 году. Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его «великой церковью». В 404 году из-за народных волнений при императоре Аркадии, по поводу изгнания им из столицы Св. Иоанна Златоуста, базилика погибла в пожаре. Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново. В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание, известное под названием «Ника», в результате которого погибло 35 000 человек. Погиб в огне и многострадальный храм Софии. Восстание было подавлено. После этого Юстиниан на месте сгоревшей базилики решил воздвигнуть великолепный храм, который своими размерами и пышностью затмил бы все, что было построено в Константинополе до него.
Таким образом, с построения св. Софии начинается новый период в истории христианского зодчества. Храм св. Софии есть базилика, в соединении с куполом получившая новый вид и характер. План этого храма представляет собой несколько удлиненный четырехугольник в 250 футов длины и 235 широты, разделенный на три корабля колоннами и четырьмя огромными столбами, поддерживающими купол, который органически связан с остальным покрытием посредством парусов, сводов и полукуполов. Вообще купол поражал своими размерами: диаметр его – 32,9 метра, высота от пола до самого купола – 55,6 метра. У основания купола сделано 40 больших арочных окон, через которые льется яркий свет южного солнца, и, таким образом, громадный купол, вознесенный на головокружительную высоту, кажется невесомым, парящим в воздухе. План купола был очень сложным и казался невыполнимым. Правда, и раньше строили широкие купола. Но этими куполами увенчивались кругообразные здания (Пантеон Агриппы в Риме), поэтому купол опирался со всех сторон на стены. Купол же св. Софии предполагалось воздвигнуть на строении в форме квадрата. Это было достигнуто следующим образом: четыре массивные столба, установленные в квадрат, были перекрыты со всех сторон арками. Промежутки между соседними арками были заполнены сводами в форме надутых треугольных парусов. Верхние ребра этих парусов создали, соединившись, в плане форму круга, на который и легло основание полусферического купола. Этот прием стал впоследствии применяться во всех православных храмах.
Впечатление необыкновенной легкости и пространственности интерьера создалось также за счет применения мозаики. Внутренние поверхности купола, сводов и арок покрывались мозаичными орнаментами, иконами и картинами на темы Священного Писания на золотом и темно-лазоревом фоне. Мозаикой был украшен не только храм Софии, но и принадлежащие ему постройки, например, баптистерий.
Голова Спасителя увенчана золотым нимбом, который разделен на четыре части белым крестом; две одежды – раззолоченная туника и серый гиматий – покрывают все тело; на ногах сандалии. С правой стороны Спасителя – медальонное изображение Богоматери в синем мафории, с руками, простертыми к Спасителю, с левой стороны в таком же медальоне – архангел с жезлом, в белой одежде, со светло-желтыми крыльями, с каштановыми волосами, перевязанными тороками. Несколько ниже Богоматери изображен византийский император (возможно, что это Лев Мудрый), припадающий к ногам Спасителя. Император одет в светло-голубой хитон с золотыми поручами и светло-зеленый далматик, застегнутый на правом плече; на ногах - желтые сапоги, украшенные перлами (привилегия властелина). На голове императора золотая диадема с крестом напереди; вокруг головы золотой нимб. Тип лица близкий к старческому: борода седая, волосы длинные. Среди дошедших до нас мозаик св. Софии необходимо отметить крупное мозаичное изображение величия и славы Господа Иисуса Христа, помещенное над царскими вратами. Это изображение выполнено в формах, заимствованных от византийского придворного церемониала. Спаситель с серьезным выразительным лицом, обрамленным темно-каштановыми длинными волосами и бородой, восседает на троне, изображенным в виде роскошного кресла с подушкой, разукрашенной золотом и серебром с геометрическими и крестообразными фигурами.
Приношение даров Константином и Юстинианом. Мозаика в южном вестибюле Святой Софии
Юстиниан настойчиво стремился к тому, чтобы храм не имел себе равных во внутреннем убранстве. В своем рвении он зашел так далеко, что весь пол в храме захотел вымостить золотыми плитками. Придворные отговорили императора от этого предприятия. Пол был выложен редкими по красоте разноцветным мрамором, порфирой и яшмой.
Из золота были все священные принадлежности и предметы придворного церемониала, при короновании и разных византийских церемониях, славящихся своей сложностью и пышностью. Шесть тысяч канделябров в виде громадных гроздей, столько же переносных подсвечников, каждый весом в 45 кг. Мозаики на куполе сверкали от сияния канделябров, серебряные лампады висели на бронзовых цепях, бесчисленные огни отражались в мозаиках и драгоценных камнях.
Врата были из слоновой кости, янтаря и кедрового дерева с наличниками из позолоченного серебра. В притворе находился яшмовый бассейн со скульптурами львов, извергавших воду. В Дом Божий могли входить, только омыв ноги.
Через 17 лет после освящения сильное землетрясение привело к обрушению части купола. Восстанавливал его Исидор, внук (а по другим источникам - племянник) архитектора Исидора-старшего, который создал проект св. Софии. Исидор-младший приподнял купол на девять метров, отчего тот потерял свою легкость, восхищавшую всех. Вторично купол обвалился в 986 г., и реконструировал его архитектор Трдат из Армении. Этот купол и сохранился на св. Софии до наших дней.
В 1934 году по решению первого президента Турции Кемаля Ататюрка мечеть в храме св. Софии была упразднена, и вместо нее был открыт музей, где можно видеть мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. «Посетитель и ныне испытывает совершенно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, – пишет Л.Д. Любимов, – как некогда людям средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором».