12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лисовая Марина Валериевна41
Россия, Московская обл., Домодедово
7

Конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Христианская семья»



Конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры»

Тема урока «Христианская семья»

Предмет:

Ocнoвы религиoзнoй культуры и cветcкoй этики.

«Ocнoвы правoславнoй культуры».

Тема

" Христианская семья "

Цель:

 

Создавать на уроке условия для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства;

формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи урока:

Обучающие 

раскрывать значение понятия «семья»;

сформировать у учащихся понимания важности сохранения добрых отношений с близкими.

Развивающие 

развивать стремление видеть беды другого человека и стараться помочь;

развивать речь, внимание, мышление, память.

Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Воспитательные 

воспитывать ценностное отношение к близким людям;

воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным.

Тип урока

Урок открытия нового знания

УУД

Регулятивные действия.

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

волевая саморегуляция в ситуации затруднения; 

совместная постановка учебных целей и задач;

выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

доброжелательное отношение к окружающим;

эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;

самоопределение ;

осознание ответственности за общее дело;

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?

Познавательные УУД

анализ, синтез, сравнение;

формулирование познавательной цели;

построение логической цепи рассуждений, доказательство;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

извлечение из литературного произведения необходимой информации;

умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи;

объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока .

Коммуникативные УУД

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

учёт разных мнений;

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

Планируемые результаты

Усвоение нового понятия;

Умение пользоваться новым понятием;

Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;

Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;

Осознание того, что любовь является основной ценностью семейных отношений.

Основные понятия

Любовь, семья, родители, семейные традиции, дом, родные, брак.

Оборудование:

 

Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах.

Ресурсы:

1.Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А.В. Кураева. – М.: Просвещение, 2012

Этап урока

Содержание урока. Деятельность учителя и учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой на урок «Круг радости».

- Ребята, а вы знаете, что многие люди на Земле - волшебники. И мы с вами тоже. Мы совершаем волшебство каждый день и делаем это не только для себя, но и для других людей, иной раз не задумываясь, мы дарим друг другу маленькое чудо. Мы говорим волшебные слова, дарим улыбку тем, кто встречается на нашем пути, помогаем друг другу, делаем признания. Я хочу начать наш урок с признания, которое будет адресовано вам: я верю в вас, в ваши знания, доброту, в ваше умение и желание приходить на помощь в трудную минуту. Я желаю вам успеха на уроке.

2.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

1. Вступительное слово педагога:

- Вообразите себе, что перед Вами появился волшебник и предлагает исполнить все Ваши желания. У Вас будет большой дом, много развлечений, вкусной еды, вы будете хорошо учиться и весело отдыхать. Но взамен у Вас забирается любовь из сердца и, следовательно, из жизни.

И ваша жизнь начинает напоминать жизнь робота. Дома царит холодно-вежливая атмосфера, все заняты собой, подарки если и дарятся, то из чувства долга или из корысти. Друзья дружит с вами только потому, что вы готовы их слушать часами и помогаете материально. Хотите ли вы такой жизни? И почему? (ответы детей)

 

2.Выявление восприятия, мотивация.

- Друзья мои, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

- Сформулируйте тему нашего урока? (Мы будем говорить о семье).

- Правильно. Наш сегодняшний урок посвящен Семье. У семьи давние корни. Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

3. Включение в систему знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья? (ответы детей)

- Давайте построим дом под названием «Семья».

Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово. Затем этот «кирпичик» мы разместим на доске.

- А сейчас обратимся к толковым словарям Ожегова, Даля и Волкова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений.) СЛАЙД 2

- Послушайте легенду «О дружной семье».

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.

На доске появляется изображение сердцевины от ромашки, в котором написано «Дружная семья».

Работа в паре. Прием кластер.

- На своих лепестках от ромашки напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи. Я не случайно выбрала этот цветок, ведь именно ромашка является символом семьи. (Дети зачитывают названия на лепестках)

Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья была счастлива, дружна, крепка.

- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей? (5-ая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе).

- Бог считает таким важным послушание родителям, что поставил эту заповедь первой после заповедей о любви к Богу.

- Что же такое почитание родителей? (ответы детей)

Любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом:

- в детстве – слушаться;

- в молодости – советоваться;

- в зрелом возрасте – заботиться о родителях.

Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей».

Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным.

- Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и вашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

Физкультминутка

 

4. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С чего начинается создание семьи?

- Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчание. Обряд венчания проходит в церкви, где двое любящих сердец соединяются перед богом. Существуют определенные правила венчания, этот обряд не проводят в определенные праздники и посты. Время для проведения венчания должно быть выбрано дневное, ни в коем случае не вечером. Перед венчанием в церкви молодые проходят обряд причащения и исповедь, и только затем проводится венчание. Сама процедура состоит из двух частей: обручение и венчание. СЛАЙД 5

СЛАЙД 6. Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали. Обручальное кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

В руках молодые держат венчальные свечи – символ любви.

У молодых с собой должны быть 2 иконы, которые останутся с ними на всю жизнь.

На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

- В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония. СЛАЙД 7

Выступление ученика «Святые Петр и Феврония»

В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне девице лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в борьбе за власть.

Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых. СЛАЙД 8

Это пример настоящей христианской семьи. 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии.

5.Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа в группах

 

3. Работа в группах.

- Я предлагаю вам записать как можно больше слов, которые можно связать со словом

«Семья».

«Семья – это… .

6. Закрепление

 

4. Духовные основы семьи в русской культуре.

Работа с пословицами и поговорками :

Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.

- Закончите пословицу о семье: СЛАЙД 9

Где любовь да совет, там и горя … (нет).

В гостях хорошо, а дома … (лучше).

В своём доме и стены … (помогают).

Родительская любовь крепче каменных …(стен ).

Кто родителей почитает, вовек не (пропадает).

Нет милее дружка, чем родная….( матушка).

Главная заповедь для детей.

Вспомните заповедь Бога о почитании родителей.

Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет и долголетен будешь на земле. Это главный христианский долг детей и за выполнение его-уважительное, почтительное отношение к родителям Богом обещана долгая и счастливая жизнь.

- Есть живая связующая нить семьи, что протягивается от поколения к поколению – это семейные традиции.

- Зачем нужны Традиции семьи?

Притча для детей и взрослых.

Притча « Сердце матери». СЛАЙД 10

Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что равной ей нет в Мире. Решил ангел открыть тайну материнской любви . Долго он ходил среди людей , но ничего не понял .

- Никакой тайны я не нашел, Господи ! – воскликнул ангел. – Все матери ведут себя по-разному. Одни –целуют своих детей, другие – бранят, одни – балуют , другие воспитывают в строгости, одни – приучают детей к тяжелому труду, другие не дают им делать ничего .

- Ты не туда смотрел,- раздался Небесный Голос.- Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце .

Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие бранят, но все они одинаково любят их,

Больше жизни.

Вопросы и задания.

-Нужна ли детям строгость?

-Балует ли вас мама ? ..

 

 

VIII. Итог урока. Рефлексия.

А теперь давайте вспомним вопрос, на который мы искали ответ. Является ли любовь в семье основой ? Почему?

В Библии написано: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и, чтобы продлились дни твои на земле» - 5-я заповедь Закона Божия.

 Что же такое почитание родителей?

А любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом:

          - в детстве – слушаться;

          - в молодости – советоваться;

          - в зрелом возрасте – заботиться о  родителях.

Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей».

Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным.

С каким понятием мы сегодня работали?

У вас на столах лежат бумажные цветы, в завершении нашего урока напишите на лепестках своего цветка, как или через что проявляете вы свою любовь к своей семье. СЛАЙД 11

Я очень рада ребята, что у нас с вами получился такой прекрасный уютный палисадник из цветов любви, в котором нашему домику не грозят никакие невзгоды.

На этом наш урок окончен. Любите друг друга.

Спасибо за урок.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.