Конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Христианская семья» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры»
Тема урока «Христианская семья»
Предмет: |
Ocнoвы религиoзнoй культуры и cветcкoй этики. «Ocнoвы правoславнoй культуры». |
Тема |
" Христианская семья " |
Цель:
|
Создавать на уроке условия для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства; формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. |
Задачи урока: |
Обучающие раскрывать значение понятия «семья»; сформировать у учащихся понимания важности сохранения добрых отношений с близкими. Развивающие развивать стремление видеть беды другого человека и стараться помочь; развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности. Воспитательные воспитывать ценностное отношение к близким людям; воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
УУД |
Регулятивные действия. обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; совместная постановка учебных целей и задач; выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные УУД доброжелательное отношение к окружающим; эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; самоопределение ; осознание ответственности за общее дело; смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Познавательные УУД анализ, синтез, сравнение; формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение из литературного произведения необходимой информации; умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи; объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока . Коммуникативные УУД выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия. |
Планируемые результаты |
Усвоение нового понятия; Умение пользоваться новым понятием; Умение работать в группе, высказывать собственное мнение; Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу; Осознание того, что любовь является основной ценностью семейных отношений. |
Основные понятия |
Любовь, семья, родители, семейные традиции, дом, родные, брак. |
Оборудование:
|
Компьютер, мультимедийный проектор, музыка, слайд-презентация, доп. материал на бумажных носителях для работы в группах. |
Ресурсы: |
1.Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А.В. Кураева. – М.: Просвещение, 2012 |
Этап урока |
Содержание урока. Деятельность учителя и учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности |
Эмоциональный настрой на урок «Круг радости». - Ребята, а вы знаете, что многие люди на Земле - волшебники. И мы с вами тоже. Мы совершаем волшебство каждый день и делаем это не только для себя, но и для других людей, иной раз не задумываясь, мы дарим друг другу маленькое чудо. Мы говорим волшебные слова, дарим улыбку тем, кто встречается на нашем пути, помогаем друг другу, делаем признания. Я хочу начать наш урок с признания, которое будет адресовано вам: я верю в вас, в ваши знания, доброту, в ваше умение и желание приходить на помощь в трудную минуту. Я желаю вам успеха на уроке. |
2.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. |
1. Вступительное слово педагога: - Вообразите себе, что перед Вами появился волшебник и предлагает исполнить все Ваши желания. У Вас будет большой дом, много развлечений, вкусной еды, вы будете хорошо учиться и весело отдыхать. Но взамен у Вас забирается любовь из сердца и, следовательно, из жизни. И ваша жизнь начинает напоминать жизнь робота. Дома царит холодно-вежливая атмосфера, все заняты собой, подарки если и дарятся, то из чувства долга или из корысти. Друзья дружит с вами только потому, что вы готовы их слушать часами и помогаете материально. Хотите ли вы такой жизни? И почему? (ответы детей) |
|
2.Выявление восприятия, мотивация. - Друзья мои, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) - Сформулируйте тему нашего урока? (Мы будем говорить о семье). - Правильно. Наш сегодняшний урок посвящен Семье. У семьи давние корни. Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». |
3. Включение в систему знаний
|
- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья? (ответы детей) - Давайте построим дом под названием «Семья». Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово. Затем этот «кирпичик» мы разместим на доске. - А сейчас обратимся к толковым словарям Ожегова, Даля и Волкова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений.) СЛАЙД 2 - Послушайте легенду «О дружной семье». В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель. На доске появляется изображение сердцевины от ромашки, в котором написано «Дружная семья». Работа в паре. Прием кластер. - На своих лепестках от ромашки напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи. Я не случайно выбрала этот цветок, ведь именно ромашка является символом семьи. (Дети зачитывают названия на лепестках) Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья была счастлива, дружна, крепка. - Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей? (5-ая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе). - Бог считает таким важным послушание родителям, что поставил эту заповедь первой после заповедей о любви к Богу. - Что же такое почитание родителей? (ответы детей) Любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом: - в детстве – слушаться; - в молодости – советоваться; - в зрелом возрасте – заботиться о родителях. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей». Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным. - Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и вашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим. |
Физкультминутка |
|
4. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы урока.
|
- С чего начинается создание семьи? - Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Вступление в брак в православии называется венчание. Обряд венчания проходит в церкви, где двое любящих сердец соединяются перед богом. Существуют определенные правила венчания, этот обряд не проводят в определенные праздники и посты. Время для проведения венчания должно быть выбрано дневное, ни в коем случае не вечером. Перед венчанием в церкви молодые проходят обряд причащения и исповедь, и только затем проводится венчание. Сама процедура состоит из двух частей: обручение и венчание. СЛАЙД 5 СЛАЙД 6. Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали. Обручальное кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза. Кольцо не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. В руках молодые держат венчальные свечи – символ любви. У молодых с собой должны быть 2 иконы, которые останутся с ними на всю жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы. - В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. Для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония. СЛАЙД 7 Выступление ученика «Святые Петр и Феврония» В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне девице лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в борьбе за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых. СЛАЙД 8 Это пример настоящей христианской семьи. 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии. |
5.Выполнение продуктивных заданий по теме. Работа в группах
|
3. Работа в группах. - Я предлагаю вам записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Семья». «Семья – это… . |
6. Закрепление
|
4. Духовные основы семьи в русской культуре. Работа с пословицами и поговорками : Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. - Закончите пословицу о семье: СЛАЙД 9 Где любовь да совет, там и горя … (нет). В гостях хорошо, а дома … (лучше). В своём доме и стены … (помогают). Родительская любовь крепче каменных …(стен ). Кто родителей почитает, вовек не (пропадает). Нет милее дружка, чем родная….( матушка). Главная заповедь для детей. Вспомните заповедь Бога о почитании родителей. Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет и долголетен будешь на земле. Это главный христианский долг детей и за выполнение его-уважительное, почтительное отношение к родителям Богом обещана долгая и счастливая жизнь. - Есть живая связующая нить семьи, что протягивается от поколения к поколению – это семейные традиции. - Зачем нужны Традиции семьи? Притча для детей и взрослых. Притча « Сердце матери». СЛАЙД 10 Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что равной ей нет в Мире. Решил ангел открыть тайну материнской любви . Долго он ходил среди людей , но ничего не понял . - Никакой тайны я не нашел, Господи ! – воскликнул ангел. – Все матери ведут себя по-разному. Одни –целуют своих детей, другие – бранят, одни – балуют , другие воспитывают в строгости, одни – приучают детей к тяжелому труду, другие не дают им делать ничего . - Ты не туда смотрел,- раздался Небесный Голос.- Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце . Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие бранят, но все они одинаково любят их, Больше жизни. Вопросы и задания. -Нужна ли детям строгость? -Балует ли вас мама ? .. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. |
А теперь давайте вспомним вопрос, на который мы искали ответ. Является ли любовь в семье основой ? Почему? В Библии написано: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и, чтобы продлились дни твои на земле» - 5-я заповедь Закона Божия. Что же такое почитание родителей? А любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом: - в детстве – слушаться; - в молодости – советоваться; - в зрелом возрасте – заботиться о родителях. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей». Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным. С каким понятием мы сегодня работали? У вас на столах лежат бумажные цветы, в завершении нашего урока напишите на лепестках своего цветка, как или через что проявляете вы свою любовь к своей семье. СЛАЙД 11 Я очень рада ребята, что у нас с вами получился такой прекрасный уютный палисадник из цветов любви, в котором нашему домику не грозят никакие невзгоды. На этом наш урок окончен. Любите друг друга. Спасибо за урок. |