Внеклассное мероприятие на тему «И вот идёт волшебница зима» (8 класс)

4
0
Материал опубликован 24 January в группе

 

ГКОУ «Кулебакская специальная коррекционная школа»

г.о.г. Кулебаки Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие

«(Идёт волшебница зима)»

8 класс

 

 

 

 

приготовила

учитель русского языка

Муратова Т.Ф.

 

 

 

 

 

2024г.

 

 

Идёт волшебница зима.

Цель: создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства.

Задачи: раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки;

коррекция воображения при помощи метода музыкально-поэтического содержания музыки и живописи через описание поэтических образов;

корригировать устную связную речь учащихся;

воспитывать эмоционально-эстетические чувства через русскую поэзию, музыку.

Оборудование: репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»;

портреты поэтов А. Пушкина, С. Есенина, портрет матери С. Есенина Татьяны Фёдоровны.

музыка: Э. Григ «Концерт для фортепьяно»

Ход занятия.

Орг. момент.

Погружение в занятие.

/звучит музыка Э. Грига «Концерт для фортепиано»/.

Художественные фотографии зимних пейзажей.

Учитель. Зима… Тихо в густом сосновом бору. Всё покрыто белым покрывалом. Каждая сосна, каждая ель в сказочном зимнем наряде. Кудрявые кустики укрылись нежным пушистым инеем.

Давайте полюбуемся зимним видом леса

Учитель. Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами «язык» природы и увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа.

Мы будем слушать стихотворения, рассматривать картины слушать романсы и послушаем сочинения, написанные вами.

И тема нашего разговора «И вот идёт волшебница зима».

Учитель. Скажите, кто из русских поэтов рисовал образ зимы в своих стихах?

/ ответы учащихся/

Какому русскому поэту принадлежат эти поэтические строчки?

 

читает ученица

«Вот север, тучи нагоняя»

t1706081861aa.jpg

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

2 ученица

 

t1706081861ab.jpg

 

«Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!..

Учитель. Кто написал эти стихи? /А.С. Пушкин/.
Как вы думаете, почему Пушкин так величает зиму?

/Это любимое его время года. Она ему нравится./

Учитель. В стихотворениях А.С. Пушкина зима-волшебница, чародейка, которая украшает землю, покрывает её белым одеялом. Заснеженные стоят в лесу деревья.

Зимнее солнце не согревает землю, а ещё более её холодит.

Учитель. Вы знаете, что литература – это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник кистью создал образ русской зимы. Композитор – музыкой.

Стихи Пушкина очень напевны, поэтому композиторы обращались к стихам поэта, писали музыку. Так рождались романсы, которые звучат до сих пор.

/звучит романс «Зимний вечер» слова А. Пушкина, музыка М. Яковлева/

Учитель. Вот такой русской красавицей представлял А.С. русскую зиму.

А как зиму представлял русский поэт 20 века С.А. Есенин?

Учитель. Одно из первых стихотворений С. Есенина, которое появилось в печати, называлось «Пороша». Пороша - это слой только выпавшего снега.

Для Есенина зимний день с порошей – явление очень красочное. На несколько мгновений мы ещё раз попадём в сказку зимнего леса, пронесёмся через него на тройке. Пороша малюет, раскрашивает лес, одевает деревья в кружева. Нужно было обладать тонкой наблюдательностью, чтобы ничем особенно не примечательное явление превратить в пышную картину русской зимы.

/ученица и ученик читает стихотворение «Пороша».

 

t1706081861ac.jpg

 

Еду. Тихо. Слышны звоны.

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на снегу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Учитель. С. Есенин много стихов посвятил зиме.

ученица читает стихотворение «Зима».

 

t1706081861ad.jpg

 

Вот уж осень улетела

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

 

/ученик читает стихотворение «Поёт зима, аукает»/.

 

t1706081861ae.jpg

 

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Учитель. Есенин любит природу, говорит о ней, как о чём – то живом, близко родном. Он понимает её «душу»

Больше всего любил Есенин русские народные песни. Он знал русскую песню, любил её как - по её – то грустную, то весёлую, то старинную, то современную. Сергей Александрович понимал песню, чувствовал её как – то по-особенному, по - своему. Большой радостью бывало для него уговорить свою мать Татьяну Фёдоровну спеть. Он очень любил свою маму. Посвятил ей стихотворение «Письмо матери», а композитор написал музыку, так родилась песня. /Звучит романс «Письмо матери» сл. С. Есенина, музыка В.Липатова/.

Поэтому вся поэзия С. Есенина музыкальна. Её звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.

Учитель. Мы снова оказались в зимнем лесу, теперь это светлая берёзовая роща. Сейчас девочки расскажут, какими они увидели берёзки на картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». /

ученица читает своё сочинение «Обыкновенное чудо».

 

t1706081861af.gif

 

На картине Грабаря «Февральская лазурь» изображено солнечное утро. Все краски этого пейзажа необычны: небо фиолетового оттенка, а горизонт зеленовато – жёлтого цвета. На нём нет ни единого облачка.

Молоденькие берёзки стоят по кругу, как девушки, которые водят хоровод.

Впереди красуется старшая, она наряднее всех остальных деревьев. Её ствол розово – сиреневый, а верхушка желтоватая. Веточки берёзы похожи на жемчужное кружево. Воздух чист и холоден.

Февраль подарил нам чудесное утро, которое художник показал на своей картине.

2 ученица читает сочинение «Обыкновенное чудо».

t1706081861ag.jpg

 

Очень красива картина И.Э Грабаря «Февральская лазурь». Когда я увидела её, мне показалось, что художник изобразил чудесное зимнее утро в сказочном лесу. Деревья на картине похожи на стройные молодых девушек, которые водят хоровод вокруг разодетой в кружево ветвей берёзки. На снегу видны желтоватые утренние тени. Они, будто маленькие змейки, покрывают весь снежный ковёр. Снег отражает солнечные лучи и придаёт стволам деревьев розовые оттенки. Художник передал всю красоту февральского утра.

Учитель. Крепкие, сильные берёзы взметнулись из сине – белых снегов и взлетели под самое небо. Когда смотришь на них, вспоминаешь стихотворение С. Есенина «Берёза».

ученица читает стихотворение «Берёза».

 

t1706081861ah.gif

 

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки.

В золотом огне.

А заря, лениво

Радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Учитель. Берёза выделяется своей красотой, словно споря с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Она противостоит застывшему во сне зимнему холоду и морозу. Поэт с великим мастерством передал чувства восхищения родной природой.

Удивительно красив и загадочен зимний пейзаж. Он радует нас снегом, поэтому он такой долгожданный для детворы.

ученица читает стихотворение А. Пушкина «Опрятней модного паркета».

 

t1706081861ai.jpg

 

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звёздами падая на брег.

 

2 ученик читает «Бабушкины сказки» С.Есенина.

t1706081861aj.jpg

 

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана - дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

"Что ж сидеть-то до зари?"

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори.

Учитель. Мы прослушали поэтическое описание зимы поэтов 19 и 20 веков. Изменилась зима или осталась такой же прекрасной? / Ответы учащихся/.

Учитель. Хотя зима холодная и суровая, но она вдохновляла на творчество поэтов, композиторов, художников. Они помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, увидеть неповторимость зимних красок.

/звучит романс «Клён ты мой опавший» слова С. Есенина, музыка народная/

 

 

 

 

 

10

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации