12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чеканова Анастасия Игоревна36

Ф.И.О. Чеканова Анастасия Игоревна

Предмет: окружающий мир

Класс: 3,4

Тип урока: Интерактивная игра.

 Цель: повторить и расширить экологические знания учащихся.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-интерес к учебному материалу;

-нравственно - этическая ориентация;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

-стремление к более точному выражению собственного мнения;

-умение задавать вопросы;

Метапредметные:

1)1.Самостоятельно организовывать своё рабочее место. 2.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно (Регулятивные УУД)

2) 1.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. 2. Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 3.Строить логическую цель рассуждений .( Познавательные УУД)

3)1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки.2.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, распределять роли, договариваться друг с другом. (Коммуникативные УУД)

Предметные:

Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе; любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.

Ресурсы

Видеопроектор, экран, презентация, карточки.

Организация пространства: групповая работа, индивидуальная работа.


Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами вспомним, как сохранить нашу природу, как мы с вами можем помочь ей. Этой теме мы и посвящаем нашу интерактивную игру «Экоквест».

Закройте глаза и послушайте звуки леса, представьте, как вы идете по нему, как вдыхаете свежий воздух. Открываем глаза.

- Что вы чувствовали, когда побывали в воображаемом лесу? Какой он был? Какое время дня? Какая погода?

А теперь перейдем к «Экоквесту».

Вы разделены на команды, выбирайте командира, придумывайте название команды. На это вам дается 3 минуты.

2. Сообщение правил игры:

Внимательно послушайте правила игры.

- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ - 1 балл. Если команда не даёт ответа, то ход переходит к соперникам, и они могут заработать этот балл. Некоторые задания будут письменные для всех. Будьте внимательны!

3. Основная часть.

Разминка:

Дайте правильный ответ на вопрос, как можно помочь природе, а не навредить ей.

Смотрим на экран:

Вопрос 1 группе: Ходим, ходим по лужку,

                      Собираем по цветку:

                      Красный, белый, синий цвет...

                      Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения могут исчезнуть.)

Вопрос 2 группе: Зайку серого найду,

                     Принесу его домой -

                     Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

Вопрос 3 группе: Завтра утром в лес пойдём.

                     И опята, и маслята,

                     И груздочки соберём.

                     Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или салок накапливают ядовитые вещества.)

Вопрос 4 группе: Вот как плачет травушка-муравушка.

                     Притоптали меня, травушку,

                      Притоптали меня зелёную,

                      Да всё детушки, да всё малые...

(В лесу, на лугу надо ходить по тропинкам, не топтать траву и цветы.)

Вопрос 5 группе:  Я кузнечика словил,

                       В банку с травкой посадил.

                       Пусть покажет, как трещит,

                       Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

Присваиваем баллы командам.

Первая категория - Экология

Выберите подходящий ответ из предложенных. Капитаны записывают ответы в листочки. Перед этим, вы можете совещаться. На каждый вопрос дается пол минуты.

1.Что такое экология? (Наука о бережном отношении к окружающему миру)

2.Любимый цвет экологов? (зеленый)

3.Какие растения и животные описываются в Красной книге?

Красная книга состоит из разноцветных страниц. На черных содержатся списки тех, кто уже вымер (странствующие голуби, морская корова и другие). На красных страницах собраны исчезающие и особо редкие животные (красный волк, зубр, бобры, леопард, амурский тигр, снежный барс и другие).

4.От чего нужно защищать «Зелёный дом»? (от мусора, от загрязнения рек и морей).

Собираем и проверяем. Подсчитываем баллы.

Вторая категория - Знаешь ли ты?

Дается устный ответ от каждой команды по очереди.

1.Какая птица улетает осенью на юг? (грач)t1622398851aa.png

Учитель: Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в стаях. Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки. Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весенне-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи. Молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Как правило, это насекомые-вредители. Взрослый грач может питаться мелкими грызунами, улитками. [1]

2.Какое животное не спит ночью? (летучая мышь)

t1622398851ab.png

Учитель: Летучие мыши отличаются от других млекопитающих тем, что умеют летать. В отличие от птиц, перьев у них на крыльях нет. Их крылья представляют собой двойной слой кожи, натянутой на тонкий костный каркас. Эти создания ведут активный образ жизни только ночью, а днем их не встретишь — спят сладким сном. В основном летучие мыши предпочитают питаться насекомыми, но есть среди них и любительницы фруктов и нектара, и даже такие, что охотятся на мелких зверьков.
В пространстве летучие мыши ориентируются на эхо своего тонкого писка, составляя по нему звуковую картину местности. [
2]

3.Какое из этих животных ложится в спячку? (ежик)

t1622398851ac.png

Учитель: Ближе к концу осени ежи впадают в состояние оцепенения. В процессе подготовки они ищут подходящие места для строительства своих гнезд, обычно в большой куче листьев или под старыми зданиями и сараями. Ежики, как правило, просыпаются во время спячки каждые два-четыре дня или реже один раз в месяц. Когда ежи просыпаются, они могут перебраться в новое убежище. [3]

4.Какое животное стало эмблемой Всемирного фонда охраны природы?

Большая панда - это вид млекопитающих, принадлежащий семейству медвежьих. Другое название этого вида животных - Бамбуковый медведь (любимое их лакомство - бамбук). Сложно представить, но являются бамбуковые медведи хищниками. Хоть и едят они практически один лишь бамбук (около 30 кг в день), также могут питаться мелкими животными, насекомыми. [4]

5. Надя собрала на лугу букет красивых цветов. Кто пострадал из-за этого? (бабочки)

t1622398851ad.png

Учитель: Бабочки появляются на улице каждое лето и радуют нас своей красотой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят на своем брюшке пыльцу и опыляют их. Крылья есть почти у всех бабочек, но встречаются редкие виды без крыльев. Крыло у насекомого покрыто очень мелкими и нежными чешуйками. Даже если брать бабочку в руки очень аккуратно, ее крылышки могут повредиться. Но лучше этого не делать!

Эти милые создания могут быть яркими и пестрыми как цветы. Но некоторые бабочки предпочитают незаметные расцветки. Это помогает им прятаться от птиц, которые могут их съесть. Бабочки бывают совсем крохотными и огромными. Например, в Южной Америке встречаются бабочки с размахом крыльев 28 сантиметров.

Для того, чтобы бабочке стать взрослой, ей надо пройти несколько удивительных превращений. Сначала взрослая бабочка откладывает яйца. Через несколько дней из яйца вылупляется гусеница, которая начинает усиленно питаться и расти. Когда приходит время, гусеница строит вокруг себя кокон, в котором из гусеницы получается настоящая бабочка. Бабочка вылезает из кокона, расправляет крылья и летит искать нектар. Живут бабочки недолго, обычно всего несколько дней. [5]

Записываем баллы командам.

Музыкальная пауза «Угадай, чей звук»

Учитель включает аудиозапись со звуками природы.

Дети угадывают:

шум дождя,

пение птиц,

вьюга,

шум ветра,

стук дятла,

мычание коровы,

кукушка,

хруст снега,

мурчание кота,

лай собаки

шум моря.

Третья категория - Зелёная аптека.

Следующая ваша задача – это отгадать загадку, в которой спрятано лекарственное растение и рассказать, что знаете о нем и его полезных свойствах. Отгадка – 1 балл, рассказ о растении – 1 балл. Отвечают команды по очереди.


1.Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги.

(Подорожник)

Подорожник можно встретить везде: на даче, в поле, на лесных тропинках, даже на пустырях и вдоль дорожек в городе. Подорожник поэтому так и называется, что растёт по обочинам дорог. Ещё это растение называют попутчик. Попутчиком его прозвали потому, что когда семена растения созревают, они прилипают к одежде и обуви людей, проходящих мимо, к шерсти животных, и таким образом переносятся на дальние расстояния. Подорожник обладает удивительными целебными свойствами. При первой помощи листья подорожника используют при ранах и порезах. Нужно приложить лист к ранке, и кровь быстрее остановится, кроме того, подорожник обладает противомикробными и противовоспалительными свойствами. А еще это очень ценный источник витаминов и минералов.

2.Белая корзинка – Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Лекарственная ромашка растёт на полях, в огородах, около жилищ, на обочинах дорог. В медицине препараты на основе ромашки используют при многих болезнях взрослых и детей. Настои и отвары из этого растения помогают при лечении простуды. Его масло входит в состав лекарств от насморка. Чай с ромашкой помогает при лечении желудка. Цветоводы вывели садовую ромашку, которую можно увидеть на клумбах. Цветы этого растения намного крупнее, чем у лекарственной ромашки, но лечебных свойств у нее нет.

3.Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть никак ресницы,
Простынь в ёрзаньи измята –
Выпей чай из листьев ...
(мяты)

С давних пор это травянистое растение привлекает своими целебными свойствами. Ее содержание в таблетках, мазях, напитках имеет оздоровительное влияние на человека. Мятный чай имеет освежающий и восстанавливающий эффект. Свойства мяты используют при ожогах, хрипоте и осиплости голоса и зубной боли, как противокашлевое и успокаивающее средство. Многие кондитерские изделия также имеют к ней отношение. Наиболее известные детские сладости, имеющие мятный вкус – это пряники и леденцы.

4.Жёлтый цветик в поле рос,
На него зимою спрос:
Семена целебно-жгучи,
Греют, будто летний лучик.
Так с простудою сразиться
Помогает нам…
(горчица)

С древних времен ценились противовоспалительные свойства горчицы. При простудных заболеваниях она может оказывать согревающее воздействие, она эффективно помогает при кашле и насморке. В современной медицине применяются горчичники или горячие ванны с горчичным порошком. Горчичный порошок употребляется в кулинарии при приготовлении разных мясных блюд и соусов.

5.На лугах, полях растёт

Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.

Ты мне быстро отвечай!

Что за травка? – (иван-чай)

Иван-чай или кипрей.

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос. Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Еще три загадки, кто первый даст ответ, тому и присваивается дополнительный балл.

6.Хоть не огонь, а жжется. (крапива)

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани. Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы. В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей». Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

7.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный. Эти клеточки хранят эфирные масла. На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов. Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение. Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

8.Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдёшь -

На себе их все найдёшь.

(Лопух)

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигурки. Лопух еще называют репейником. В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, остеохондроз, стоматит. Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы. [6]

Подсчитываем баллы.

Дружный перерыв - «Экологический светофор».

Сейчас у нас с вами перерыв, в котором вы думаете каждый за себя. У вас на столах лежат кружочки, которыми вы будете показывать свое мнение по каждой ситуации. Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

Черный– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный– будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий– ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Ребята наблюдают за муравьями. (с)

Дети оставили костёр в лесу. (ч)

Ребята огородили муравейник. (с)

Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)

Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)

Ребята срезают грибы ножиком. (к)

Ученики очищают парк от мусора. (с)

Ребята увидели гнездо в траве. (к)

Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)

Дети сильно шумят в лесу. (ч)

Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)

Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)

Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)

Мальчик полез в кусты за мячом. (к)

Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)

Дети вешают кормушку. (с)

Дети ловят в пруду головастиков. (ч)

Мальчики рассматривают жука. (к)

Дети развешивают скворечники в парке. (с)

Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)

Ученики высаживают возле школы деревья. (с)

Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)

Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)

Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)

Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)

Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)

Четвертая категория – Правда-ложь.

Каждая команда на бланке пишет – да (правда) или нет (ложь).

1.Когда стрекозы машут крыльями, то они рисуют в воздухе восьмерки. (Да)

2.Когда кукуруза растет, она скрипит. (Да)

3. Яйцо аиста самое крупное? (Нет)

4. Комары приносят пользу? (Да)

5.Лошадь даёт молоко? (Да).

6.Существует рыба-ножницы? (Нет).

7. Змее нужен язык, чтобы чувствовать запахи? (Да).

8.Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да.)

9.Пауки питаются собственной паутиной? (Да.)

10.В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет.)

11.Пингвины, взрослые и дети любят кататься с горки? На брюшке (Да)

12. Хомяк может запасти 16 кг зерна на зиму? (Да)

13. У жирафа передние ноги длиннее задних. (Нет, одинаковые)

14. Рог носорога обладает магической силой? (Нет.)

15. Лошадь даёт молоко? (Да). [7]

Собираем бланки и подсчитываем баллы.

Пятая категория - «Экологическая задача». (2 балла)

Задача 1.

Суслик зимой просыпается через каждые 10 дней. Сколько раз за всю зиму просыпается суслик, если в году 90 зимних дней?

Задача 2.

Суслик просыпается зимой через каждые 10 дней, а хомяк – через каждые 2 дня. Во сколько раз больше просыпается суслик, чем хомяк?

Собираем бланки и подсчитываем все баллы.

4. Подведение итогов.

Думаю, что вы сегодня многое вспомнили и будете природу беречь. Земля наш общий дом, и ее надо охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука….. – экология. Сегодня мы с вами ещё раз проверили свою эрудицию в этой области знаний. Берегите природу!

Подведем итоги. Давайте проверим, какие же ответы правильные.

Награждение грамотой за 1 место и благодарностями. (Приложение)

5. Рефлексия

- Что больше всего запомнилось?

- С какими трудностями столкнулись на уроке?

А сейчас повернулись друг к другу и улыбнулись. А командиры пожали руки друг другу.

И чтобы закончить наш урок в позитивном настрое, закройте глаза и послушайте звуки водопада, окунитесь в эту атмосферу, представьте, как вы стоите рядом и на вас попадают прохладные брызги, а солнышко согревает своими лучами.
















Список литературы:

1.https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_grache_detyam/

2. Детская энциклопедия "Млекопитающие" - издательство Росмэн-Пресс – 2014

3. https://natworld.info/zhivotnye/zhivotnye-vpadayushhie-v-spyachku-zimoj-nazvaniya-foto-i-kratkoe-opisanie

4. https://naturae.ru/zhivotnyi-mir/mlekopitayushhie/bolshaya-panda.html

5. Научно-популярный журнал Познавайка

6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/05/12/detyam-o-lekarstvennyh-rasteniyah

7. Дидактический материал по природоведению: https://schoolfiles.net/1649047




















Приложение

t1622398851ae.jpg




t1622398851af.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.