Урок окружающего мира в 3 классе «Мир глазами эколога»
Технологическая карта урока по окружающему миру
МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА
Ход урока:
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
1. Организационный момент. Психологический настрой. |
1 мин |
Подготовка учащихся к работе. |
Организация внимания и внутренней готовности… |
Умение организоваться |
словесный |
фронтальная |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Мотивирует учащихся на начало урока - Дети, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением с помощью мимики. Как вы думаете, какой лучше настрой выбрать для нашей сегодняшней работы? Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями. Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь друг другу. |
Приветствуют учителя и садятся. |
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
2.Актуализация опорных знаний. |
7 мин. |
Организовать и направить на достижение цели познаватель ную деятельность уч-ся. |
Объекты живой и неживой природы; царства живой природы; окружающая среда. |
Правильно соотносить объекты живой и неживой природы; принадлежность того или иного живого существа к царству живой природы. |
словесный наглядный |
фронтальная |
Презентация «Мир глазами эколога», слайд 1. Звучит песню С. Белова «Живи, родник, живи»… |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Организует работу по разгадыванию кроссворда. - Ребята, разгадайте кроссворд и сообщите тему. 1.Живёт без тела, Говорит без языка, Никто его не видит, А всякий слышит. 2.Летом бежит, А зимой стоит.
3.Без рук, без ног, А рисовать умеет.
4.В лесу родилась, А в воде живёт.
5.Кто всю ночь по крыше бьёт, Да постукивает, И бормочет и поёт, Убаюкивает?
6.Заревел вол на сто гор, На тысячу городов.
7.Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке. На себе её везёт, По соломинке ползёт.
8. Не пловец, А плывущему плыть помогает, Не храбрец, А мигает, мигает, мигает. |
Вступают в диалог с учителем -Эхо. -Река. -Мороз. -Лодка. -Дождь. -Гром. -Улитка. -Маяк. |
Слайд №2
|
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
3.Изучение нового материала. |
15 мин. |
дать понятие об экологии – как науке о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой. |
Понятия: экология, окружающая среда; экологические связи; |
Видеть и рассказать об экологических связях. |
Словесный наглядный |
фронтальная |
Презентация «Мир глазами экологов». |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Организует обмен мнениями по вопросу «Что такое «экология»? Кто такие «экологи»? и дискуссию по формулированию определения. - Какое ключевое слово? - А кто-нибудь из вас знает, что такое экология? - Мы на этом уроке узнаем, что такое экология и кто такие экологи и чем они занимаются. - Попробуйте сформулировать это сами. Я дам небольшую подсказку. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов. «Экос» - дом, а «логос» - наука. - А какой у живых существ общий дом? - Что называется природой? - Какая бывает природа? - Прочитайте слова-отгадки и найдите «лишние». Докажите, почему вы их считаете «лишними»? - Назовите объекты живой природы. - Какие царства живой природы вы знаете? -Как вы думаете, можно ли сказать, что совокупность живой и неживой природы это и есть окружающий мир? -Окружающий мир- это окружающая среда. - А что такое окружающая среда? - Существует ли взаимосвязь между объектами живой и неживой природы? Организует сравнение своих высказываний с формулировкой в учебнике и на слайде в презентации. - Так вот, наука о связях между живыми существами и окружающей их средой – экология. -Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека. -Слово экология значит наука о нашем общем доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить. Вы уже знаете, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология. |
Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки Экология Для растений, животного и человека окружающий мир – это Земля. -Всё, что нас окружает и не сделано руками человека. -Природа бывает живая и неживая. - Лодка и маяк, сделаны руками человека и не являются объектами природы, а остальные отгадки обозначают объекты и явления природы. -Улитка. -Царства грибов, животных, растений, бактерий. -Да. -Окружающая среда – это всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.
Сравнивают, уточняют свою формулировку. |
Слайд 3.
Слайд 4
Слайд 5. |
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
4.Первичное закрепление изученного материала. |
10 мин. |
Закрепить знания об экологии, экологических связях; показать важность экологических связей природы со сферой деятельности человека. |
Важности экологических связей; положительные и отрицательные воздействия человека на природу. |
Находить экологические связи, видеть их значимость, бережно относиться к окружающей среде. |
словесный объяснительно- иллюстративный наглядный |
фронтальная |
Презентация «Мир глазами экологов». |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Организует работу в статичных парах для работы над текстом статьи, побуждает к выдвижению гипотез. В природе всё взаимосвязано. Необдуманные поступки человека в природе могут обернуться страшными последствиями. -Прочитайте статью «История с комарами и кошками» на с. 22. Организует работу по установлению экологических связей, побуждает к активному обсуждению данного вопроса. - Давайте установим экологические связи Живое - неживое Живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Неживое – живое Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов. Животные - растения Животные распространяют плоды и семена растений, для чего у некоторых плодов имеются специальные приспособления. Перегнившие останки живых существ образуют плодородный слой земли. Растения – животные Многие животные питаются растениями. Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения являются домом для большинства животных. Человек – природа Природа играет огромную роль в материальной и духовной жизни человека. Человек на природу воздействует и положительно и отрицательно. Приведите свои примеры. Физминутка Организует проведение физминутки |
Дети читают статью, обсуждают и анализируют её содержание, делают вывод. Установка экологических связей Ответы детей Рассматривают слайды и приводят примеры и поясняют все взаимосвязи. Примеры детей. Примеры детей. Примеры детей. Примеры детей. Дети под музыку делают танцевальные движения |
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Звуковое сопровождение. Пение птички. Слайд 10 Слайд 11 Звуковое сопровождение. «Оранжевое небо» |
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
5. Закрепление знаний об экологических связях. |
5мин. |
Цель этапа: закрепить знания об экологических связях. |
Знать о положительном и отрицательном воздействии человека на природу, как помочь природе каждому из нас. |
Уметь рассказать о влиянии человека на природу, о роли природы в жизни человека. |
словесный практический |
фронтальная индивидуальная |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||
Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к высказыванию своих примеров
- Откройте с.25. Организует обмен мнениями по вопросу «Кто такие экологи и чем они занимаются? Человек –друг или враг природе?» -Вывод |
Дети изучают вопросы, обсуждают их в статичных парах, отвечают на вопросы.
Приводят свои примеры. Дети высказывают свои мнения, приводят |
Слайд 12 – 16 |
|||||
Наш природный дом в последнее время часто оказывается в опасности. Прочитайте вывод на странице 26 учебника. |
доказательства. Читают вывод в учебнике и сравнивают со своим. |
Звучит песня «Малиновый звон» |
|||||
6. Домашнее задание (2мин) |
Записывает домашнее задание на доске -Запишите в дневник домашнее задание. 1. Прочитать текст в учебнике с. 22- 25, ответить на вопросы раздела «Проверь себя». 2. Выполнить задания 1, 2(стр.26). 3. Закончить работу в печатной тетради или творческое задание, по выбору. Подготовить своё сообщение на данную тему, используя дополнительную литературу, фотографии. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
|||||
7. Рефлексийно-оценочный этап |
Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению -Дополните предложения. Я сегодня на уроке узнал (а)… Я умею … Я могу…. У меня после урока …настроение. |
Заполняют листы самооценки, продолжают фразы |
|||||
Диагностика результатов урока |