Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
Игра, ее роль в психическом развитии
Игра – это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может. Игра – это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может. (Л.С. Выготский)
Причины разрывов в передаче игры: Преобладание семей с одним ребенком; Одновозрастные группы; Тенденция к упразднению двора; Раннее специализированное обучение старших детей.
Виды игр Игры с правилами Подвижные игры Настольные игры Словесные игры Сюжетные игры Ролевые игры Режиссерские игры
Примерные возрастные периоды формирования способов построения игры: Предметно действенный способ – от полутора лет; Ролевой способ построения игры – с 2,5 – 3 лет; Сюжетосложение – о т 5 лет.
Предпосылки формирования сюжетной игры у детей 2-х лет: «одушевления» куклы; выполнения действия с подразумеваемым предметом; использование предметов-заместителей.
Ролевой способ построения игры – с 2,5 – 3 лет Задача взрослого — обогащать содержание игровой роли и расширять диапазон ролей, которые принимает на себя ребенок. Как это можно делать? Прежде всего читать ему книжки, в которых в доступной для ребенка форме раскрываются профессиональные функции взрослых, их отношения с другими людьми, разговаривать с ним о том, что делает шофер, доктор, в чем заключается смысл их работы. Но можно делать это и играя вместе с ребенком.
Сюжетная игра детей 5-7 лет Задача взрослого – формирование совместного сюжетосложения (умения выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в последовательности и делать это согласованно с партнером).
«Съедобное и несъедобное» «Съедобное и несъедобное» Правила: игроки усаживаются в ряд, а ведущий кидает мяч всем по очереди и произносит по одному слову. Съедобное (мороженое, сок, сосиска и пр.) нужно поймать, то есть "съесть". Несъедобное (носки, ножницы и пр.) - отбить. Тот, кто ошибся, меняется местами с водящим. Цель игры
«Прятки» Правила игры в прятки очень просты. Сначала игроки собираются вместе, выбирают того, кто будет водой. Потом все убегают, кроме самого водящего, и прячутся в различных местах. Водящий же тем временем должен считать до определенной цифра (от 10 и больше), закрыв глаза и прижавшись лицом к чему-либо (дерево, стена и т. п.), а затем искать всех спрятавшихся. Тот, кого водящий нашёл первым, должен быть водой в следующей игре. Играют в прятки лишь на отведенной территории, которую устанавливают сами игроки. Цель игры
«Я знаю пять» «Я знаю пять» Правила игры: на каждый удар мяча о землю (отбивается ладошкой как в баскетболе) нужно назвать пять имен мальчиков, девочек, городов, стран, фруктов, овощей, цветов и т.д. Один удар мяча - одно слово. Цель игры
Игра «Морской бой» Ход игры: детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10 см, состоящими из 100 клеток. Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К. Только теперь дети начинают располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1. Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля. Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10. Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым. Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли. Цель игры
«Запретное число» «Запретное число» Правила игры: Дети выбирают запретное число (или числа). Затем дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (100). Кому выпадет запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его в слух. Цель игры
Игра "Семья" Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д. Ход игры: детям предлагается «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им. Цель игры
«Я - фотоаппарат» «Я - фотоаппарат» Правила игры: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет), ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый меняет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось. Цель игры
Цель игры «Съедобное и несъедобное» развивать внимание, ловкость, быстроту мышления, расширение представлений о понятиях, развитие умения классифицировать.
Цель игры «Прятки» преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения.
Цель игры «Морской бой» развитие памяти, внимания, наблюдательности, быстроту мышления, пространственное мышление, внутренний план действий.
Цель игры «Семья» формировать представление о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Цель игры «Я знаю пять» расширить кругозор, развить словарный запас, внимание, умение классифицировать.
Цель игры «Запретное число» Развитие концентрации внимания, произвольности.
Цель игры «Я - фотоаппарат» Развитие зрительной памяти, внимания.
Кейс 1 Моя дочь любит, когда я с ней играю. Да я и понимаю, что, наверное, нужно не только читать ей книжки, но и играть. Но я часто не понимаю, чего она хочет. Сердится и говорит: «Ты не умеешь играть, мамочка! Ты не так делаешь. Ведь ты же непослушная девочка и все должна делать наоборот!» А я и не знаю, как быть. Полезно ли это для моей дочки, если я буду изображать непослушного ребенка? Не ясно, в какие игры полезнее играть (мама 5-летней девочки) .
Кейс № 2 Кира, 5-летняя девочка, изо дня в день проигрывает один и тот сюжет в игре: действия происходят в вымышленном городе на дорогах, водители игрушечных автомобилей нарушают правила, а пострадавших пешеходов увозят на скорой помощи в больницу. Представьте себя родителем Киры, и ответьте на вопрос: «Нужно ли что-то предпринимать в данной ситуации?», «Если, да - опишите конкретные Ваши действия?».
Кейс № 3 Мальчик Денис, 6 лет, старательная и активная мама постоянно играет с Денисом дома, на площадке, на улице. Зачастую мама снисходительна к сыну в игре, поддается в игре, уступает ходы, чрезмерно хвалит. В детском саду сверстники иногда отказываются играть с Денисом, поскольку он не воспринимает их за равных и всегда хочет быть первым в игре. Представьте себя матерью Дениса и предложите варианты решения ситуации?
Кейс № 4 В семье двое детей. Младшему – 2 года, а старшему — 5. Игра родителей с детьми во всем направлена на младшего — соответствует его возможностям. Старшему мама читает книжки, соответствующие возрасту, знакомит с буквами. Папа направлен на включение ребенка в продуктивные, полезные занятия (учит его обращаться с инструментами — пилой, молотком и т. п.), озабочен физическим развитием мальчика. Ребенок вроде бы хорошо развит, скоро сам научится читать, а игра его так и осталась на уровне простых действий с игрушками.