12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хидиятулина Зилия Абдулхаевна796
Россия, Челябинская обл., с.Аргаяш


 

З.А.Хидиятулина

учитель физики

МОУ Аргаяшская СОШ №2

с.Аргаяш Челябинская область


 

Игра как средство повышения мотивации в обучении


 

Успех ребенка во время обучения зависит от его учебной мотивации. Что же такое мотивация? Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.

Проблемой учебной мотивации – изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования - занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые. Им удалось доказать, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения [1].

Выясним, какой учебной мотивацией обладают дети в разном возрасте. Что мотивирует детей к обучению в начальной школе?

В 1-2 классах ребенка мотивирует интерес к новому этапу жизни. Ведь школа для него - это новые условия, задачи и круг общения со сверстниками и педагогами. Мотивацию на этом этапе поддерживают родители.

В 3-4 классах школьники стремятся обрести статус в детском коллективе. Истинный познавательный интерес отходит на второй план.

Как проявляется учебная мотивация в основной школе?

В 5-8 классах учебная мотивация у детей снижается. Причины заключаются в том, что обучение перестает быть ведущей деятельностью, и активность ребенка направлена на общение со сверстниками, а также внеурочные виды деятельности. Ребенок перестает стремиться к знаниям или новому опыту, и нацелен только на то, чтобы его высоко оценили. В этот период повышается тревожность, снижается уверенность. В связи с этим особенностями учебной мотивации подростков являются: с одной стороны, низкая значимость учения в познавательной деятельности, укрепление широких познавательных интересов и развитие мотивов самообразования. Но это становится реальным лишь тогда, когда интерес к учению является главным мотивом. Если же учение не имеет для ребенка большой ценности и у него слаборазвита познавательная активность, то учебная деятельность становится формальной. На этом этапе у школьников появляется разочарование в учебе, пропадает желание учиться, возникает отрицательное отношение к школе в целом.

Что с мотивацией у старшеклассников? В 9-11 классах учебная мотивация резко возрастает. Старшеклассники задумываются о будущем - куда пойти учиться после школы, как не ошибиться при выборе профессии. Переживают за результаты, которые получат на ГИА. Мотиваторами обучения выступают интересы и склонности и страх провалить экзамен. Учебная мотивация у старшеклассников может снижаться, если увеличивается нагрузка.

При формировании учебной мотивации стоит использовать индивидуальный подход в обучении, заключающийся в обеспечении самораскрытия ребенка, помощи ему в использовании своих возможностей, талантов, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания. Учителю на уроках необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо способствовать укреплению уверенности ученика в своих силах, снижению отрицательного влияния стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости, формированию ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимном уважении.

Мы считаем, что одним из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточное стимулирование учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха [5].

Наиболее часто называемые стимулы:

в 1-5-х классах - похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористических минуток, взаимопроверка, выставка лучших работ;

в 6-х классах - познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах;

в 7-8-х классах - познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя;

в 9-11 –х классах – интеллектуально-познавательные игры, участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах, профориентационная работа.

В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание…

Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Особенности игровых технологий все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. … Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. [6]

Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

А что такое познавательные игры, которые являются стимулами в обучении детей школьного возраста, и какими они бывают?

Познавательные игры представляют собой специально смоделированные ситуации, из которых нужно находить выход. Основное отличие таких занятий – наличие правил, а целью является стимулирование познавательного интереса и развитие навыка самоконтроля.

Познавательные игры подразделяются на:

1. Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки. Среди традиционных школьных игр - разнообразные математические, лингвистические игры, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами «Конструктор», «Умелец», «Юный химик» и т. п.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т. д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма, собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Обучающиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т д.

3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ребенку справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Большую популярность получили симуляционные игры, с помощью которых учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действительных. Предлагается, например, воспроизвести заседание парламента, сравнивая свои действия и выводы с действиями депутата.

4. Игры-соревнования. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра – соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами.

5. Игры на тестовой основе, позволяющие развить приемы самооценки усвоенных знаний и умений и стимулирующие к дальнейшему развитию. Сюда относятся игры по тренировке глазомера, внимания, координации движений.

6. Компьютерные познавательные игры для детей имеют ряд неоспоримых преимуществ. Они в яркой, живой форме, в виде красочно оформленных визуальных картинок, поддерживаемые соответствующей им аудио-дорожкой, приковывают к себе внимание. Очень примечателен и тот факт, что ребенок, играя, учится работать за компьютером. И происходит это как бы спонтанно, не являясь строго само по себе целью. Не изменяя содержание образования, используя новую форму подачи материала, привлекают наших учеников к обучению, иными словами, повышают учебную мотивацию.

Играя, можно обучиться формам предметов, их цветам, группировке предметов по какому-либо признаку, читать, считать, углубить свои знания по любому учебному предмету. При всех этих видимых плюсах, нельзя упускать из внимания тот факт, что общение ребенка с компьютером должно быть строго дозированным и правильно организованным.

7. Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми - «Слабое звено», «Звездный час», «Своя игра», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы»

В  результате использования игровых технологий на занятиях можно достичь: роста интереса и усиления мотивации к познавательной учебной деятельности; постепенного увеличения объема работы на занятии вследствие повышения внимания и хорошей работоспособности; изменения в поведении детей: приобретение способности управлять своим поведением; улучшение коммуникативных способностей (способность работать в команде, большая гибкость в общении, вступление в сотрудничество, сочувствие, взаимопомощь), улучшение эмоционального настроя на занятиях, устойчивого стремления к творчеству, проявления творческой инициативы. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - отмечал В. А. Сухомлинский. Использование игровых технологий на занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и развитие творческих способностей, позволяет снизить эмоциональные и физические нагрузки на ребенка, воспитывает, формирует личность, способную к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей. Играя, ребенок относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У него складывается желание и умение учиться [4].

Широкое распространение игровых методов в современной школе объясняется в первую очередь тем, что они лучше согласуются с гуманистическими системами воспитания. Использование их в обучении делает авторитарную позицию педагога нецелесообразной. Чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементы неожиданности, свободного выбора и эмоционально раскрепостить детей, он сам должен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше согласуются с идеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно-ориентированным обучением [2].


 

Литература

1. Григорьева, М. Н. Отсутствие мотивации учащихся в среднем звене общеобразовательной школы / М. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 383-385. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77039 /

2.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

3. Рекомендации по работе с «немотивированными» учениками

https://s-shs.k- edu.ru/sites/s-shs.k-edu.ru/files/nenormativnie_ucheniki.pdf

4. Роль игры в психическом развитии ребенка. Здоровье и народная медицина. Медицина. Психология. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://medic.social/vozrastnaya-psihologiya_783/rol-igryipsihicheskom-razvitii-39647.html

5. Шенкевич В.А. Мотивация. Как повысить интерес к учебе у ребенка//Современное педагогическое образование. — 2017— № 4 .С.17-19. https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-kak-povysit-interes-k-uchebe-u-rebenka/

6. https://studfile.net/preview/1806271/page:11/

Опубликовано в группе «Инновационная деятельность педагогов МОУ Аргаяшской СОШ №2»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.