Игра - квест «Покорители космоса»
Муниципальное автономное учреждение
«Сорокинский центр культуры и досуга»
Сорокинская районная библиотека
Квест – игра
«Покорители космоса»
(к Всероссийской акции – «Библиосумерки – 2021»)
Разработчик:
главный библиотекарь,
А. В. Мейер
с. Большое Сорокино,
2021 год
Цель: Формировать и закреплять знания детей о космосе, вселенной, планетах; развивать творческие навыки детей.
Дата и время проведения: 23 апреля/ с 18:00 – 20:00 ч.
Категория участников: 6+
Организаторы на станциях - Космические феи
Оборудование: 8 карточек с изображением планет Солнечной системы, круги из картона в виде планет, небольшие шарики – метеориты, пищевой краситель, сода, лимонная кислота, вода, стакан — имитирующий кратер вулкана, 5 рулонов пищевой фольги, картонная коробка с отверстиями, гирлянда, мягкие кубики большие (ДК), цветные буквы, сладкие призы, штендер, макет неба, «звезды настроения».
Ход мероприятия:
Общий сбор участников игры в читальном зале
(Пока участники собираются, можно включить мультфильм «Тайны третьей планеты»).
Ведущий А. В. Мейер: Дорогие ребята, мы рады приветствовать вас, и спешим вам сообщить, что сегодня, 23 апреля, каждый из вас становится участником Всероссийской акции «Библиосумерки – 2021»!
- Ребята, а какой главный Всемирный праздник мы отмечаем в апреле (День космонавтики, какого числа?)
- 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты.
- Кто первый отправился в космос (Юрий Алексеевич Гагарин)
Ведущий Е. В. Кривых: С давних времён звёздное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Человеку хотелось заглянуть ввысь и узнать, как устроено небо. Ребята, сегодня вам предстоит космическое путешествие. Исход нашей игры будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции и смекалки. Ребята, на каждой станции нужно будет выполнять задания. За все правильные ответы или решения, вы будете получать баллы. Чей экипаж наберёт наибольшее количество баллов, тем быстрее окажется снова на планете Земля.
Ведущий У. М. Тращакова: Ребята, но, прежде чем нам начать наше увлекательное путешествие, нам нужно знать, по какому маршруту двигаться, но вот беда, у бортового компьютера пропали все карточки с координатами планет.
Задание для всех команд. Найти в читальном зале 8 карточек с изображением планет Солнечной системы. Затем, также сообща, разложить найденные планеты в порядке удаления от Солнца.
В порядке удаления от Солнца планеты расположены так: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
- Молодцы! Сейчас вы получите маршрут, по которому вы должны облететь все планеты нашей Солнечной системы.
- И напоследок…Ребята, какое слово, вошедшее в мировую историю, произнес Юрий Гагарин на старте своего космического корабля? («Поехали!»)
- А теперь на счет три, все вместе, дружно, произнесите это слово!
- Итак, отправляемся в путешествие!
Станция «Меркурий» (ответственный: Р. Д. Кузнецова) – фойе 1 этажа
Справка:
Признаки планеты:
Планета, ближайшая к солнцу.
Она очень маленькая и делает оборот вокруг Солнца быстрее всех.
Здесь очень жарко днем и нереально холодно с наступлением ночи. Температура днем от +427 градусов, ночью до -183 градусов.
А если бы здесь была жизнь, то ее жители могли наблюдать рассвет и закат Солнца до 4 раз в сутки.
Задание: Сбей метеорит. Ребята! Внимание! Из центра управления полётами поступило сообщение: «Ожидается метеоритный дождь! Метеориты могут повредить ваши ракеты! Вам будет необходимо собрать метеориты в ловушки»
Для задания нам понадобится сделать две заготовки: разложить на полу круги из картона в виде планет; скомкать из бумаги или газеты небольшие шарики – метеориты, они должны удобно помещаться в ладошку ребёнка. Задача, которая стоит перед участником, – попасть шаром в разложенные планеты.
Станция «Венера» (ответственный: У. М. Тращакова) – абонемент ДО (за журнальными столами)
Справка:
Признаки:
Самая яркая планета в Солнечной системе.
На планете крайне высокая облачность. На 95% она состоит из углекислого газа. Планета представляет собой раскаленную каменную пустыню.
Все планеты вращаются в одну сторону, а она двигается ровно в противоположном направлении.
Задание: опыт «Извержение вулкана» Венера укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно. Прежде чем мы приступим к проведению опыта, давайте вспомним правила техники безопасности. Дети называют правила и приступают к проведению опыта совместного с организатором.
Опыт: «Извержение вулкана»
Для проведения опыта понадобится: пищевой краситель, сода, лимонная кислота, вода, стакан — имитирующий кратер вулкана.
Проведение опыта: Наполняем стакан - кратер содой, затем сверху полить подкрашенной водой с лимонной кислотой. Происходит бурная реакция имитирующая извержение вулкана.
+ задание на логику «Что бы это значило?»
В нашей речи часто встречаются выражения, а правильнее сказать фразеологические обороты, связанные с темой космоса. Все ли из вас знают точный смысл этих выражений, мы сейчас проверим.
Выражения записаны на карточках. Задача: раскрыть смысл этих выражений.
1. «Путеводная звезда» - то, что направляет, определяет чью-либо деятельность.
2. «Звезда первой величины» - известный человек, прославившийся в какой-либо области знаний или деятельности.
3. «Восходящая звезда» - человек, начинающий приобретать славу, получать известность в какой-либо области знаний или деятельности.
4. «Звездный час» - переломный, решающий момент в жизни человека.
5. «Родиться под счастливой звездой» - быть удачливым, счастливым, везучим во всем.
6. «Хватать звезды с неба» - отличаться выдающимися способностями, дарованиями, умом и т. д. совершать что-либо выдающееся, из ряда вон выходящее.
7. «Между небом и землей» - быть в неопределенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.
8. «Как небо и земля» - ничего похожего, полная противоположность.
9. «Небо коптить» - жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного.
Станция «Марс» (ответственный: И. А. Долгодуш) – 14 кабинет
Справка:
Признаки:
Говорят, что планета красная. Это потому что ее поверхность красного оттенка.
На планете огромные горы, самые большие среди всех планет. И огромные глубокие каньоны, которых также нет больше ни на одной другой планете.
Исследуется искусственными спутниками и марсоходами.
Задание: придумать и смастерить себе головной убор, который защитит от жары и агрессивной среды на поверхности планеты. Для этого выдать детям рулон пищевой фольги и посоветовать включить свою фантазию.
пример
Станция «Юпитер» (ответственный: А. В. Мейер) – 6 кабинет
Справка:
Признаки:
Наибольшая планета из всех гигантов.
Планета - рекордсмен по спутникам.
Планета сплошь состоит из газа, твердая поверхность отсутствует.
Она, как магнит для находящихся рядом космических объектов, Юпитер действует как «космический пылесос». Он поглощает и притягивает к себе не только кометы и астероиды, но и весь космический мусор.
Задание «Космические танцы». Ребята, а мы с вами будем притягивать к себе не «космический мусор», а заряд отличного настроения и помогут нам в этом «космические танцы»! Повторяйте за мной!
Дети танцуют с ведущей
Станция «Сатурн» (ответственный: Е. В. Кривых) – взрослый абонемент
Справка:
Признаки:
Интересная особенность планеты – его кольца. Кольца эти представляют собой облака, состоящие из движущихся в одном направлении камней, льда и пыли.
Эта планета также состоит из газа - водорода и гелия.
Она имеет 62 спутника.
Год длится 29 земных лет.
Задание: «Звездный атлас» Очень давно наблюдатели неба - астрономы объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. В картонной коробке проделаны отверстия. Команде дается рисунок созвездия и гирлянда. Задача расставить лампочки гирлянды в отверстия коробки по рисунку, чтобы получилось созвездие, зажечь гирлянду и назвать созвездие.
Схемы созвездий
Станция «Уран» (ответственный: Е. И. Замогильных) – абонемент ДО
Справка:
Признаки:
Планета имеет своеобразные кольца, которые видны в какие-то определенные моменты.
Относится к планетам-гигантам.
Самая холодная из всех планет. Температура на ней около -220 градусов.
Планета движется, лежа как бы на боку.
Задание: Последние снимки Урана с близкого расстояния были сделаны еще в 1986 году, когда мимо него пролетал космический аппарат «Вояджер-2». С тех пор, космические аппараты не посещали его. Поэтому наша задача подлететь к Урану как можно ближе и сделать серию снимков.
Дети делают фото всех предметов синего и голубого цвета, которые найдут в кабинете (на свои мобильные телефоны). А потом смотрим фото, считаем кадры в общекомандный зачет (не засчитываются повторяющиеся фото). Максимальный балл команды получают, если сделали 15-20 снимков (без повторений)
Станция «Нептун» (ответственный: Ханжина Н. Н.) – взрослый абонемент
Примечание: мягкие кубики взять у ДК
Признаки:
Очень красивая планета голубого цвета.
На ней дуют самые сильные ветра. Скорость ветра может превышать 2000 километров в час!
Планета покрыта льдом.
Задание: Сейчас вы видите перед собой 6 кубиков, на гранях которых написаны буквы, каждая буква имеет свой цвет. Ваша задача, собрать 6 слов на гранях этих кубиков и вам откроются космические слова.
Сатурн - зеленый
Юпитер - красный
Космос - коричневый
Нептун - синий
Комета - желтая
Венера - вишневая
+ «Космические вопросы»
1.Как называется наша планета? (Земля)
2.Какую форму она имеет? (Форму шара)
3.Как называется спутник Земли? (Луна)
4.Сколько планет в Солнечной системе? (8)
5.Солнце – планета или звезда? (Звезда)
6.Какая планета самая большая? (Юпитер)
7.Самая маленькая? (Меркурий)
8.Как называется профессия тех, кто летает в космос? (Космонавт)
9.Кто был первым космонавтом? (Гагарин)
10.Назовите первую женщину, полетевшую в космос? (Валентина Терешкова)
11. У какой из планет есть кольца? (У Сатурна)
12.Одежда космонавта? (Скафандр)
13.Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость)
14.Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп)
После прохождения всех станций, команды вновь возвращаются в читальный зал, подводятся итоги игры (подсчет баллов/определяется команда – победитель), в качестве награды, все дети получают сладкое угощение.
Ведущий А. В. Мейер. Итак, вы облетели все наши станции - планеты Солнечной системы. Вы большие молодцы! Мы надеемся, что за время путешествия вы узнали что-то новое и полезное для себя.
- А на прощание мы предлагаем вам создать вместе с нами звездную «Карту настроения». Если вам понравилось наше путешествие, вы интересно и весело провели время, узнали что-то новое, вы прикрепляете на карту звездочку с улыбкой. Если вам было скучно и грустно, вы прикрепляете на карту печальную звездочку.
Дети крепят звезды на «Карту настроения».
- До свидания! И до новых встреч!
Список литературы:
Тарасов Л.В., Тарасова Т.Б. Космос: Энциклопедия/ Л.В. Тарасов, Т.Б. Тарасова – М. Эксмо, 2015. – 96 с.: ил. (Твоя первая энциклопедия).
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Космос/Авт. - сост. Т.И. Гонтарук. – М. АСТ, 1998. — 448 с.
Афанасьева Л.О., Поречная Е.А. Использование квест-технологии при проведении уроков в школе // Школьные технологии. 2012. - №6. - С. 149-159.