12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прищепа Маргарита Евгеньевна51
Россия, Кировская обл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа п. Лытка

Афанасьевского района Кировской области

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Гео - квест «Покорители Африки»

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме «Африка»

 

 

Составитель разработки: Прищепа Маргарита Евгеньевна,

учитель географии высшей категории

МБОУ ООШ п. Лытка

 

 

 

 

 

 

Лытка, 2021

 

Аннотация

Авторская методическая разработка учителя географии МБОУ ООШ п. Лытка Афанасьевского района Кировской области Прищепы Маргариты Евгеньевны, которая представляет собой конспект игрового урока обобщения и систематизации знаний по географии в 7 классе в форме гео - квеста «Покорители Африки». Данный урок является обобщающим по теме «Африка» в разделе «Материки и океаны».

Урок в форме гео - квеста - это интерактивная игра, которая представляет собой определенный сюжет с последовательностью действий и определенными правилами, с точно установленным временем. Роль учителя – координировать коллективную познавательную деятельность учащихся. Гео - квест сочетает в себе специальный набор форм, приёмов, способов, методов для решения заданий по теме «Африка» и приводит учащихся к достижению результата в образовательной деятельности.

Методическая разработка выполнена с требованиями ФГОС основного общего образования и может быть использована учителями географии для подготовки и проведения урока обобщения и систематизации знаний в 7 классе по теме «Африка» в разделе «Материки и океаны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Обобщение по теме «Африка».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и способами действий, опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. обобщить знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, рельефа и природы материка, стран и народов;

2. проверить знание учащимися географической номенклатуры.

Развивающие: 

Развитие универсальных учебных действий:

 -умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу, делать выводы, обобщать, проводить само-и взаимооценку;

-продолжить развивать умение работать с географическими и контурными картами;

-развивать географическое мышление, географическую зоркость, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

способствовать формированию личностных качеств: умение работать в учебных группах, ответственности, способности к самооценке.

Планируемые результаты (в соответствии с требованиями ФГОС ООО):

Предметные

- знать определение основных понятий темы;

- применять полученные знания в различных ситуациях.

Метапредметные

Регулятивные:

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- оценивать результаты учебной деятельности.

Познавательные:

- формировать умение выделять основное, находить ответы на вопросы, составлять логические цепочки.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество в паре, с учителем, со сверстниками.

Личностные

- развитие познавательных мотивов;

- умение уважительно относиться к мнению одноклассников.

Форма урока: гео – квест «Покорители Африки»

Форма организации учебной деятельности: парная (групповая), фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, активного обучения.

Оборудование: раздаточный материал для каждой группы: наборы заданий для испытаний в конвертах, контурная карта Африки, лист оценивания, атлас; карточки «бонусы» с географическими объектами по количеству команд (Бен-Сека, Рас-Хафун, Альмади, Игольный, мыс Доброй Надежды, остров Мадагаскар, Средиземное море, Красное море, Аденский залив, Мозамбикский пролив, Суэцкий канал, полуостров Сомали, река Нил, река Конго, озеро Виктория, озеро Танганьика, пустыня Сахара, вулкан Килиманджаро, водопад Виктория, город Триполи, Канарские острова, Гвинейский залив, Гибралтарский пролив, горы Атлас, Драконовы горы, Капские горы, пустыня Калахари, пустыня Намиб, озеро Чад, озеро Ньяса, водопад Ливингстона, река Замбези, вулкан Камерун).

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, мы закончили изучение материка Африка, побывали в самых сокровенных его уголках, познакомились с удивительным климатом, рельефом, природой материка, изучили страны, жизнь, обычаи и нравы местного населения. Всё это позволило нам составить единый образ Африки.

Её омывают два океана,

На ней много рек и разных стран.

Пустыня Сахара раскинулась там,

Дюны песка, идёт караван.

Там – горы Атлас, а рядом Алжир.

Из синих озер начинается Нил.

Там Калахари с цветною рекой

Животных напоит своею водой.

Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли покорителей Африки. Вам предстоит поучаствовать в гео – квесте, где вы обобщите приобретённые знания и проверите их на прочность. А удастся ли вам покорить такой загадочный и удивительный материк, мы узнаем в конце урока, когда вы выполните финальное задание.

Как узнать, где этот материк,

Путешественник без карты не привык.

Выйдем просто мы из положенья –

Карту создадим в одно мгновенье.

Знакомство с правилами квеста

Ребята, ваша задача – пройти испытания гео – квеста: собрать как можно больше бонусов в виде географических объектов, которые можно встретить на физической карте Африки. У каждой команды на столе лежит по 5 конвертов, в котором находятся задания для испытаний в квесте. После того, как пройдёте испытание, вы получите бонусы, которые будете складывать в этот конверт.

На каждом этапе количество бонусов будет зависеть от вашей оценки, которую вы получите за выполненное задание. Свои оценки будете фиксировать в листе оценивания (приложение №1). Если вы выполните задание на оценку «5», то получите 5 бонусов, т.е. карточек с названиями географических объектов, если на оценку «4», то - 4 объекта, если на оценку «3», то - 3 объекта, если на оценку «2», то бонусы не получаете. Вы должны как можно лучше выполнять задания и как можно больше получать бонусов, которые помогут вам составить географическую карту материка Африка (приложение №2). Оценка за урок будет зависеть от заполненной карты: чем больше географических объектов вы соберёте, тем подробнее будет ваша карта и выше отметка. Также, чтобы пройти испытание, вы должны получить подсказку. Какая команда первой ответит на вопрос, получает дополнительный бонус.

Сегодня на квесте вы будете работать парами (если класс большой, то можно ребятам объединиться в группы по 3 или 4 человека). Не забывайте, что вы - команда. И чтобы добиться результата и быть успешными, работаем дружно, сообща и не забываем уважать мнение товарища.

Желаю удачи!

Проведение квеста.

Первое испытание «Географическая разминка»

- Уважаемые покорители Африки, чтобы приступить к этому испытанию вы должны ответить на вопрос, чтобы получить подсказку: Что объединяет следующие географические названия: Бен-Сека, Рас-Хафун, Альмади, Игольный. (Подсказка - крайние точки материка). После выполнения задания вы получите эти географические названия в виде бонусов.

Задание: Вы мысленно совершаете путешествие вокруг материка и заполняете пропуски в тексте.

Африка______________по величине материк в мире, его площадь равна__________млн. км2 . Африка расположена в______________полушариях. С запада её пересекает_______________меридиан, а почти посередине - ___________________. Большая её часть расположена между ______________________ и ________________ тропиками, поэтому Африка – это самый ____________________ материк. С севера материк омывается ____________________морем. Через___________________канал можно выйти в ___________________море, которое омывает Африку с востока. Проплыв через_____________________залив и, обогнув полуостров_______________________, вы подплывёте к самому большому острову ________________________, который отделён от Африки___________________________проливом. Обогнув Африку с юга, вы продолжите путешествие по _________________________океану до самого большого____________________залива.

После окончания задания пары меняются текстами, проводят взаимопроверку и выставляют оценку в листе оценивания. В зависимости от полученной оценки, команда получает определённое количество бонусов с географическими названиями: Бен-Сека, Рас-Хафун, Альмади, Игольный, мыс Доброй Надежды. (дополнительный бонус – остров Мадагаскар)

Ответы:

Африка второй по величине материк в мире, его площадь равна 30,3 млн. км2 . Африка расположена в четырёх полушариях. С запада её пересекает нулевой меридиан, а почти посередине - экватор. Большая её часть расположена между северным и южным тропиками, поэтому Африка – это самый жаркий материк. С севера материк омывается Средиземным морем. Через Суэцкий канал можно выйти в Красное море, которое омывает Африку с востока. Проплыв через Аденский залив и, обогнув полуостров Сомали, вы подплывёте к самому большому острову Мадагаскар, который отделён от Африки Мозамбикским проливом. Обогнув Африку с юга, вы продолжите путешествие по Атлантическому океану до самого большого Гвинейского залива.

- Уважаемые покорители Африки, вас ждёт второе испытание «В глубинах Африки».

Но, чтоб к нему приступить, вы снова должны ответить на вопрос, чтобы получить подсказку: Какое полезное ископаемое добывают в Африке в кимберлитовых трубках? (Подсказка - Алмазы)

Задание: Ответить на вопросы теста.

1. Какие горы находятся на северо-западе Африки?

а) Капские

б) Атлас

в) Драконовы

2. Наивысшая точка гор Атлас?

а) Тубкаль

б) Килиманджаро

в) Кения

3. На какой реке находится водопад Виктория?

а) Нигер

б) Конго

в) Замбези

4. Как называется озеро Африки, меняющее своё очертание?

а) Чад

б) Виктория

в) Ньяса

5. Какие ветры господствуют в Африке в течение всего года?

а) западные

б) пассаты

в) муссоны

Ответы: 1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-б

После окончания задания пары проводят самопроверку и выставляют себе оценку. В зависимости от полученной оценки, команда снова получает определённое количество бонусов с географическими названиями: Средиземное море, Красное море, Аденский залив, Мозамбикский пролив, Суэцкий канал (дополнительный бонус - полуостров Сомали)

- Мы переходим к третьему испытанию «Самый, самый». Материк Африка славится своими рекордами, а чтоб эти рекорды покорить, вам предстоит опять ответить на вопрос, чтобы получить подсказку: как называется сильнейший ветер, дующий летом в пустыне Сахара и несущий тучи песка? (Подсказка - Самум)

Задание: Составить книгу рекордов материка Африка.

Самая длинная река Африки - _____________________________

Самая полноводная река Африки - __________________________

Самое большое по площади озеро - __________________________

Самое глубокое озеро Африки - ____________________________

Самая большая пустыня - _____________________________________

Самая высокая точка Африки - ________________________________

Самый высокий водопад в Африке - _____________________________

Где в Африке зарегистрирована самая высокая tº на Земле (+58º С) - __________________

Ответы: 1. Нил 2. Конго 3. Виктория 4. Танганьика 5. Сахара 6. Килиманджаро 7. Виктория 8. Триполи

После фронтальной проверки задания, учащиеся получают бонусы в виде географических объектов, которые им удалось занести в книгу рекордов (дополнительный бонус - Канарские острова)

- Уважаемые покорители Африки, перед вами четвёртое испытание «Удивительная природа Африки». Но, перед тем как к нему приступить, догадайтесь, о каком животном идёт речь: это очень необычное животное, населяющее густые тропические леса Демократической республики Конго. По его внешнему виду сразу понятно, что оно является близким родственником жирафа, но одновременно напоминает зебру, оленя и лошадь. (Подсказка - окапи.)

Задание: Разгадай кроссворд

1. Одно из самых толстых деревьев, произрастающих в сухих саваннах тропической Африки.

2. Самое высокое животное, обитающее в саваннах Восточной и Южной Африки.

3. Дикая лошадь, обитательница саванн Африки.

4. Самая крупная обезьяна, обитающая в экваториальной Африке.

5. Миниатюрная лисица своеобразной внешности, живущая в пустынях Северной Африки.

6.Самое быстрое животное, обитающее в некоторых районах Северной Африки и в заповедниках Восточной Африки.

 

 

1. Б

а

о

б

а

б

2. Ж

и

р

а

ф

 

 

 

 

3. З

е

б

р

а

4. Г

о

р

и

л

л

а

5. Ф

е

н

е

к

 

 

 

6. Г

е

п

а

р

д

 

 

 

После разгадывания кроссворда, учащиеся проверяют ключевое слово в выделенных квадратах «Африка». Если все слова разгаданы, то ставится оценка «5», если 5 слов – оценка 4», 4, 3 слова – оценка «3». В зависимости от полученной оценки, команда снова получает определённое количество бонусов с географическими названиями: Гвинейский залив, Гибралтарский пролив, горы Атлас, Драконовы горы, Капские горы (дополнительный бонус – пустыня Калахари)

- Вы успешно справились с четырьмя заданиями, и теперь вас ожидает последнее заключительное испытание «Страны и народы Африки». Перед тем как к нему приступить, определите по карте, какой географический объект имеет координаты 30°с.ш. 31°в.д. (Подсказка - г. Каир)

Задание: №1: Установите соответствие между страной и столицей. Ответ запишите в таблицу.

Страна:

1. Египет 2. Судан 3. Ангола 4. Кения 5. Марокко

Столица:

А. Хартум Б. Луанда В. Каир Г. Рабат Д. Найроби

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д, 5-Г

Задание №2: Установите соответствие между коренным народом и их описанием. Ответ запишите в таблицу.

Народы:

1. Бушмены и готтентоты 2. Пигмеи 3. Арабы и берберы 4. Нилоты

Описание:

А. Народы самого высокого роста, проживающие в саваннах Северной Африки.

Б. Народы, населяющие северную часть Африки. Для них характерна смуглая кожа, удлинённый череп, узкий нос, тёмные волосы и глаза.

В. Народы, проживающие в полупустынях и пустынях Южной Африки. Имеют сходство с монголоидами, желтовато - коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо.

Г. Народы, населяющие экваториальные леса, малорослые, коренастые, цвет кожи менее тёмный, губы тонкие, нос широкий.

1

2

3

4

 

 

 

 

Ответы: 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А

Задания проверяет учитель, группы выставляют оценку в листе оценивания. В зависимости от полученной оценки, команда снова получает определённое количество бонусов с географическими названиями: пустыня Намиб, озеро Чад, озеро Ньяса, водопад Ливингстона, река Замбези (дополнительный бонус - вулкан Камерун).

Итог урока.

- Ребята, вы отлично справились со всеми испытаниями квеста. Откройте конверты, возьмите заработанные бонусы в виде географических объектов, клей – карандаш, и наклейте их контурную карту Африки. Чья карта будет более полной и правильно составлена, та команда побеждает в гео-квесте и получает золотую медаль «Покорители Африки», команда, занявшая II место, получает серебряную медаль, III место – бронзовую медаль. (Можно вручить грамоты)

Самоконтроль и самооценка.

- А теперь я предлагаю выставить каждой группе оценку за урок. Возьмите лист оценивания, суммируйте баллы за каждое испытание и поделите на количество испытаний, их было 5. Средняя оценка и будет у вас результатом деятельности за урок.

Рефлексия.

- Ребята, какое испытание для вас оказалось самым сложным?

- Смогли ли вы стать настоящими покорителями Африки?

- Что вам больше всего запомнилось при изучении этого удивительного материка?

- Если бы вам представилась возможность побывать в Африке, что бы вы хотели увидеть в первую очередь?

Домашнее задание.

Составить туристический маршрут по знаменитым географическим объектам Африки.

- Спасибо за урок. Желаю удачи в освоении новых знаний.

Ресурсы:

Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517

 

Ресурс: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69

Ресурс: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf

Ресурс: http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/01/29/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokakh

Ресурс http://pedsovet.su/metodika/6072_urok_systematizacii_znaniy_fgos

Ресурс: http://festival.1september.ru/articles/662352/

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Лист оценивания

 

испытания

Оценка

Количество бонусов

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

Итоговая оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2


 

t1615577926aa.jpg
 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.