Игра – по станциям «Чем пахнут ремёсла?»

0
1
Материал опубликован 14 January

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 37» города Смоленска

















Игра – по станциям «Чем пахнут ремёсла?»

(3 класс)









Разработано

учителем начальных классов

Дискиной Викторией Анатольевной

















Пояснительная записка

1. Актуальность и новизна

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, так как во время игры учащиеся начальной школы проигрывают социальные и профессиональные отношения взрослых. Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью.

Участие в игре по станциям даёт возможность обучающимся на практике применить свои знания о профессиях. В ходе игры школьники получают новые знания о профессиях, приобретают коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

2. Цель занятия: актуализировать и расширить знания обучающихся 3 классов о мире профессий

Задачи занятия:

Привлечь внимание обучающихся к теме труда.

Расширить знания обучающихся о рабочих инструментах.

Расширять словарный запаса обучающихся, их кругозор при работе с загадками, стихами, пословицами.

Развивать творческие способности.

Развивать умение работать в большой группе, создать условия для взаимодействия детей друг с другом; способствовать формированию навыка сотрудничества.

3. Условия применения данной разработки. Перспективы использования материалов в работе специалистов ОУ.

Данная разработка помещена в банк методических разработок методического объединения классных руководителей начальных классов МБОУ «Средняя школа № 37» г. Смоленска.за 2023-2024 учебный год. Классный час может быть включён в план воспитательной работы классного руководителя 3 класса.





4. Ход мероприятия

Оборудование: презентация, карточки со стихами, маршрутные листы для бригад, повязка на глаза, альбомные листы и фломастеры.


Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, кем вы станете.

(Подготовленные ученики читают стихи Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»)

1 ученик

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

2 ученик

Мимо столярной

Идёшь мастерской,

Стружкою пахнет

И свежей доской.

3 ученик

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

4 ученик

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

5 ученик

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

6 ученик

Блуза рабочего –

Маслом машинным.

7 ученик

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

8 ученик

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

9 ученик

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

10 ученик

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

11 ученик

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно


Он пахнет, ребята!

- Каждый из вас мечтает в будущем освоить какую-либо из множества профессий. Очень важно, чтобы дело, которым вы будете заниматься, приносило радость и пользу вам и окружающим. Сегодня вы поработаете на станциях, где покажите все ваши знания о профессиях. Судить вашу работу будет строгое жюри…(представление жюри). Каждый класс - это бригада. Прошу бригадиров представить свои трудовые коллективы. (Бригады представляют своё название и девиз.)

- Маршрутные листы укажут вам путь. Передвигаться вы будете вместе с волонтёром – старшеклассником. Прошу бригадиров получить маршрутные листы. Ваша задача – на каждой станции набрать побольше баллов. После прохождения маршрута, вы возвращаетесь сюда же. Жюри подведёт итоги. Победителей ждут награды. Итак, все готовы? В путь. Всем удачи!!!

Работа на станциях.

1 станция «Угадай инструмент!»

Ребятам предлагается отгадать загадки об инструментах.

За каждую отгаданную загадку - 1 балл.

Вострушка-вертушка упёрлась в винт ногой,

Потерял болтун покой. (Отвёртка)

Я – одинокая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную до уха ,

Как паутинку, я тяну. (Иголка)

Везде суёт свой нос витой,

Дыру проделает в стене,

Чтобы узнать, а что на той,

Обратной стороне. (Сверло)

Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвозди)

По деревянной ручке

Плывёт кораблик новый.

Свивается в колечки

Дымок его сосновый. (Рубанок)

Грызть дрова – простое дело!

Я опилочек поела,

Сок древесный попила!

Кто такая я?... (Пила)

Если видишь – я кружусь,

Это значит – я тружусь. (Дрель)

У них всегда тяжёлый труд:

Всё что-то жмут, всё что-то жмут. (Тиски)

После того, как ребята отгадали загадку, правильный ответ показывают на слайде презентации. (Максимум - 8 баллов)

2 станция «Стихи о профессиях»

Обучающимся даётся задание : «Вставьте в стихи названия профессий и выразительно их прочитайте».

Профессии

Виталий Тунников

Профессий много есть на свете,

Это знают даже дети.

И профессий нет неважных –

Вам об этом скажет каждый.

Есть прекрасный мастер - плотник,

Он до дерева охотник.

Людям мебель создаёт

И ему всегда почёт.

Доктор лечит все болезни –

Нет профессии полезней.

Если кто-то заболеет,

Доктор вылечить сумеет.

Кто готовит суп и кашу,

Торт, компот и простоквашу?

Повар знает все секреты.

На десерт он даст конфеты.

В небе ветер обгоняя,

В прятки в облаках играя,

Мчит стрелою самолёт –

Управляет им пилот.

Едет вдаль, бежит машина,

Об асфальт стирая шины.

В путь ведёт водитель славный –

За рулём он самый главный.

Управляет кораблём

Утром, вечером и днём

За штурвалом капитан

Видел множество он стран.

Есть профессия - строитель

Неудобства покоритель.

Строит он дома, заводы,

Фермы, школы, небоскрёбы.

И конструктор - это тоже

На игру во всём похоже.

Конструирует предметы –

Мы-то знаем всё об этом.

Инженер - изобретатель

Он творец, чудес создатель.

Что придумал - создаёт.

В мир свершений нас влечёт.

Есть профессия - учитель

Наш идейный вдохновитель.

Тайны жизненных преград

Нам раскрыть он будет рад.

Очень важен земледелец

Труженик земли, умелец.

Пашет, сеет, поливает,

Урожай весь собирает.

Есть профессия одна –

Очень важная она.

Чтобы мы всегда смеялись,

Чтобы солнцу улыбались,

За порядком он следит,

Если надо, защитит.

У солдата есть работа –

Мир хранить его забота.

Продавцы нам всем нужны –

Продавать они должны.

Всё, что мастер создаёт,

Продавец нам продаёт.

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Каждый должен сам решать,

Кем когда он хочет стать.

Ребята получают напечатанный текст с пропущенными названиями профессий (Приложение 1). Они должны догадаться, какие названия профессий пропущены и вставить их. За правильно угаданное название 1 балл. Далее от класса 1 человек читает стихотворение выразительно. За это можно получить ещё один дополнительный балл. (Максимум – 16 баллов)

3 станция «Рисуем профессию»

Обучающимся даётся задание: выбрать одного человека, который с закрытыми глазами за 3 минуты нарисует представителя профессии. Надо угадать, кого нарисовал ученик.(Максимум - 5 баллов за рисунок и 1 балл, если угадали профессию).

4 станция «Профессия будущего»

Учащимся дается задание: «Придумайте и опишите по указанному плану профессию будущего, той которой сейчас нет».

План для профессии будущего:

1. Название профессии

2. Содержание профессии (что будет делать человек?)

3. Какие инструменты будет использовать? 4. Каким должен быть человек , чтобы стать успешным в этой профессии?

5. Где будет востребована эта профессия? ( в каких условиях, в каких ситуациях).

5 станция «Пословицы и поговорки о профессиях»

Обучающимся даётся задание: «Соединить начало и конец шести пословиц о труде и объяснить одну из них». Пословицы

Терпение и труд всё перетрут.

Труд не кнут, а человека подгоняет.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

Без дела жить – только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

По работе и работника знают.

(Максимум 6 баллов, если правильно составили пословицы и 1 балл за объяснение). Правильные ответы смотрим в презентации.

6 станция « Импровизация»

Обучающимся даётся задание: изобразить профессию с помощью пантомимы, без слов. Волонтёр, который сопровождает ребят, озвучивает задание.. Второй волонтёр находится за дверью класса. После подготовки ребят, он приглашается, смотрит пантомиму и угадывает профессию.

Задания:

Изобразите художника за работой, с участием натурщика.

Изобразите воспитателя детского сада с детьми на прогулке.

Изобразите официанта, обслуживающего нескольких капризных посетителей.

Изобразите ветеринарного врача, лечащего собаку.

На дороге пробка. Водитель маршрутки не укладывается в график, нервничают пассажиры.

Инспектор ГИБДД задержал нарушителя дорожного движения.

(Максимум 10 баллов)

Подведение итогов.

- Итак, наша игра подходит к концу. Прошу всех построиться, бригадиров -отчитаться.

- Бригада_________________ работу завершила.

Бригадиры сдают маршрутные листы.

Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами.

5. Заключение

Педагог в неформальной обстановке может проверить не только знания и умения ребят, но и выявить уровень сплоченности детского коллектива, умения договариваться в процессе решения поставленных задач. В то же время игра по станциям дала возможность каждому ребенку проявить себя как творческая личность. Данная игра может быть проведена не только в учебное время, но и во время летнего отдыха в пришкольном лагере.

Литература

Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016 – 230 с.

Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014

. Бабина Н.В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

Родари Дж. Пожарный. Человек на подъѐмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремѐсла? Какого цвета ремѐсла?

педталант.рфwp-content/uploads/2020/03/Сборник стихов про профессии

nsportal.runachalnaya-shkola/psikhologiya/




Профессии

Виталий Тунников

Профессий много есть на свете,

Это знают даже дети.

И профессий нет неважных –

Вам об этом скажет каждый.

Есть прекрасный мастер - _________,

Он до дерева охотник.

Людям мебель создаёт

И ему всегда почёт.

________ лечит все болезни –

Нет профессии полезней.

Если кто-то заболеет,

___________вылечить сумеет.

Кто готовит суп и кашу,

Торт, компот и простоквашу?

_________ знает все секреты.

На десерт он даст конфеты.

В небе ветер обгоняя,

В прятки в облаках играя,

Мчит стрелою самолёт –

Управляет им ___________.

Едет вдаль, бежит машина,

Об асфальт стирая шины.

В путь ведёт _________ славный -

За рулём он самый главный.

Управляет кораблём

Утром, вечером и днём

За штурвалом ___________ –

Видел множество он стран.

Есть профессия - _________ –

Неудобства покоритель.

Строит он дома, заводы,

Фермы, школы, небоскрёбы.

И ___________ - это тоже

На игру во всём похоже.


Приложение 1

Конструирует предметы –

Мы-то знаем всё об этом.

________________ –

Он творец, чудес создатель.

Что придумал - создаёт.

В мир свершений нас влечёт.

Есть профессия - ________ –

Наш идейный вдохновитель.

Тайны жизненных преград

Нам раскрыть он будет рад.

Очень важен ____________ –

Труженик земли, умелец.

Пашет, сеет, поливает,

Урожай весь собирает.

Есть профессия одна –

Очень важная она.

Чтобы мы всегда смеялись,

Чтобы солнцу улыбались,

За порядком он следит,

Если надо, защитит.

У ________ есть работа –

Мир хранить его забота.

________ нам всем нужны –

Продавать они должны.

Всё, что мастер создаёт,

_________ нам продаёт.

Все профессии нужны,

Все профессии важны.

Каждый должен сам решать,

Кем когда он хочет стать.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентация к обучающей игре заявлена, но отсутствует в публикации.

1
14 January