Игра – по станциям «Чем пахнут ремёсла?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 37» города Смоленска
Игра – по станциям «Чем пахнут ремёсла?»
(3 класс)
Разработано
учителем начальных классов
Дискиной Викторией Анатольевной
Пояснительная записка
1. Актуальность и новизна
Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, так как во время игры учащиеся начальной школы проигрывают социальные и профессиональные отношения взрослых. Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью.
Участие в игре по станциям даёт возможность обучающимся на практике применить свои знания о профессиях. В ходе игры школьники получают новые знания о профессиях, приобретают коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
2. Цель занятия: актуализировать и расширить знания обучающихся 3 классов о мире профессий
Задачи занятия:
Привлечь внимание обучающихся к теме труда.
Расширить знания обучающихся о рабочих инструментах.
Расширять словарный запаса обучающихся, их кругозор при работе с загадками, стихами, пословицами.
Развивать творческие способности.
Развивать умение работать в большой группе, создать условия для взаимодействия детей друг с другом; способствовать формированию навыка сотрудничества.
3. Условия применения данной разработки. Перспективы использования материалов в работе специалистов ОУ.
Данная разработка помещена в банк методических разработок методического объединения классных руководителей начальных классов МБОУ «Средняя школа № 37» г. Смоленска.за 2023-2024 учебный год. Классный час может быть включён в план воспитательной работы классного руководителя 3 класса.
4. Ход мероприятия
Оборудование: презентация, карточки со стихами, маршрутные листы для бригад, повязка на глаза, альбомные листы и фломастеры.
Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята!
- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, кем вы станете.
(Подготовленные ученики читают стихи Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»)
1 ученик
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
2 ученик
Мимо столярной
Идёшь мастерской,
Стружкою пахнет
И свежей доской.
3 ученик
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
4 ученик
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
5 ученик
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
6 ученик
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
7 ученик
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
8 ученик
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
9 ученик
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
10 ученик
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
11 ученик
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
- Каждый из вас мечтает в будущем освоить какую-либо из множества профессий. Очень важно, чтобы дело, которым вы будете заниматься, приносило радость и пользу вам и окружающим. Сегодня вы поработаете на станциях, где покажите все ваши знания о профессиях. Судить вашу работу будет строгое жюри…(представление жюри). Каждый класс - это бригада. Прошу бригадиров представить свои трудовые коллективы. (Бригады представляют своё название и девиз.)
- Маршрутные листы укажут вам путь. Передвигаться вы будете вместе с волонтёром – старшеклассником. Прошу бригадиров получить маршрутные листы. Ваша задача – на каждой станции набрать побольше баллов. После прохождения маршрута, вы возвращаетесь сюда же. Жюри подведёт итоги. Победителей ждут награды. Итак, все готовы? В путь. Всем удачи!!!
Работа на станциях.
1 станция «Угадай инструмент!»
Ребятам предлагается отгадать загадки об инструментах.
За каждую отгаданную загадку - 1 балл.
Вострушка-вертушка упёрлась в винт ногой,
Потерял болтун покой. (Отвёртка)
Я – одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную до уха ,
Как паутинку, я тяну. (Иголка)
Везде суёт свой нос витой,
Дыру проделает в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне. (Сверло)
Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт –
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвозди)
По деревянной ручке
Плывёт кораблик новый.
Свивается в колечки
Дымок его сосновый. (Рубанок)
Грызть дрова – простое дело!
Я опилочек поела,
Сок древесный попила!
Кто такая я?... (Пила)
Если видишь – я кружусь,
Это значит – я тружусь. (Дрель)
У них всегда тяжёлый труд:
Всё что-то жмут, всё что-то жмут. (Тиски)
После того, как ребята отгадали загадку, правильный ответ показывают на слайде презентации. (Максимум - 8 баллов)
2 станция «Стихи о профессиях»
Обучающимся даётся задание : «Вставьте в стихи названия профессий и выразительно их прочитайте».
Профессии
Виталий Тунников
Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет неважных –
Вам об этом скажет каждый.
Есть прекрасный мастер - плотник,
Он до дерева охотник.
Людям мебель создаёт
И ему всегда почёт.
Доктор лечит все болезни –
Нет профессии полезней.
Если кто-то заболеет,
Доктор вылечить сумеет.
Кто готовит суп и кашу,
Торт, компот и простоквашу?
Повар знает все секреты.
На десерт он даст конфеты.
В небе ветер обгоняя,
В прятки в облаках играя,
Мчит стрелою самолёт –
Управляет им пилот.
Едет вдаль, бежит машина,
Об асфальт стирая шины.
В путь ведёт водитель славный –
За рулём он самый главный.
Управляет кораблём
Утром, вечером и днём
За штурвалом капитан –
Видел множество он стран.
Есть профессия - строитель –
Неудобства покоритель.
Строит он дома, заводы,
Фермы, школы, небоскрёбы.
И конструктор - это тоже
На игру во всём похоже.
Конструирует предметы –
Мы-то знаем всё об этом.
Инженер - изобретатель –
Он творец, чудес создатель.
Что придумал - создаёт.
В мир свершений нас влечёт.
Есть профессия - учитель –
Наш идейный вдохновитель.
Тайны жизненных преград
Нам раскрыть он будет рад.
Очень важен земледелец –
Труженик земли, умелец.
Пашет, сеет, поливает,
Урожай весь собирает.
Есть профессия одна –
Очень важная она.
Чтобы мы всегда смеялись,
Чтобы солнцу улыбались,
За порядком он следит,
Если надо, защитит.
У солдата есть работа –
Мир хранить его забота.
Продавцы нам всем нужны –
Продавать они должны.
Всё, что мастер создаёт,
Продавец нам продаёт.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый должен сам решать,
Кем когда он хочет стать.
Ребята получают напечатанный текст с пропущенными названиями профессий (Приложение 1). Они должны догадаться, какие названия профессий пропущены и вставить их. За правильно угаданное название 1 балл. Далее от класса 1 человек читает стихотворение выразительно. За это можно получить ещё один дополнительный балл. (Максимум – 16 баллов)
3 станция «Рисуем профессию»
Обучающимся даётся задание: выбрать одного человека, который с закрытыми глазами за 3 минуты нарисует представителя профессии. Надо угадать, кого нарисовал ученик.(Максимум - 5 баллов за рисунок и 1 балл, если угадали профессию).
4 станция «Профессия будущего»
Учащимся дается задание: «Придумайте и опишите по указанному плану профессию будущего, той которой сейчас нет».
План для профессии будущего:
1. Название профессии
2. Содержание профессии (что будет делать человек?)
3. Какие инструменты будет использовать? 4. Каким должен быть человек , чтобы стать успешным в этой профессии?
5. Где будет востребована эта профессия? ( в каких условиях, в каких ситуациях).
5 станция «Пословицы и поговорки о профессиях»
Обучающимся даётся задание: «Соединить начало и конец шести пословиц о труде и объяснить одну из них». Пословицы
Терпение и труд всё перетрут.
Труд не кнут, а человека подгоняет.
Как ты к работе, так и работа к тебе.
Без дела жить – только небо коптить.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
По работе и работника знают.
(Максимум 6 баллов, если правильно составили пословицы и 1 балл за объяснение). Правильные ответы смотрим в презентации.
6 станция « Импровизация»
Обучающимся даётся задание: изобразить профессию с помощью пантомимы, без слов. Волонтёр, который сопровождает ребят, озвучивает задание.. Второй волонтёр находится за дверью класса. После подготовки ребят, он приглашается, смотрит пантомиму и угадывает профессию.
Задания:
Изобразите художника за работой, с участием натурщика.
Изобразите воспитателя детского сада с детьми на прогулке.
Изобразите официанта, обслуживающего нескольких капризных посетителей.
Изобразите ветеринарного врача, лечащего собаку.
На дороге пробка. Водитель маршрутки не укладывается в график, нервничают пассажиры.
Инспектор ГИБДД задержал нарушителя дорожного движения.
(Максимум 10 баллов)
Подведение итогов.
- Итак, наша игра подходит к концу. Прошу всех построиться, бригадиров -отчитаться.
- Бригада_________________ работу завершила.
Бригадиры сдают маршрутные листы.
Жюри подводит итоги. Команды награждаются грамотами.
5. Заключение
Педагог в неформальной обстановке может проверить не только знания и умения ребят, но и выявить уровень сплоченности детского коллектива, умения договариваться в процессе решения поставленных задач. В то же время игра по станциям дала возможность каждому ребенку проявить себя как творческая личность. Данная игра может быть проведена не только в учебное время, но и во время летнего отдыха в пришкольном лагере.
Литература
Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016 – 230 с.
Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014
. Бабина Н.В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
Родари Дж. Пожарный. Человек на подъѐмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремѐсла? Какого цвета ремѐсла?
педталант.рф›wp-content/uploads/2020/03/Сборник стихов про профессии
nsportal.ru›nachalnaya-shkola/psikhologiya/
Профессии
Виталий Тунников
Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет неважных –
Вам об этом скажет каждый.
Есть прекрасный мастер - _________,
Он до дерева охотник.
Людям мебель создаёт
И ему всегда почёт.
________ лечит все болезни –
Нет профессии полезней.
Если кто-то заболеет,
___________вылечить сумеет.
Кто готовит суп и кашу,
Торт, компот и простоквашу?
_________ знает все секреты.
На десерт он даст конфеты.
В небе ветер обгоняя,
В прятки в облаках играя,
Мчит стрелою самолёт –
Управляет им ___________.
Едет вдаль, бежит машина,
Об асфальт стирая шины.
В путь ведёт _________ славный -
За рулём он самый главный.
Управляет кораблём
Утром, вечером и днём
За штурвалом ___________ –
Видел множество он стран.
Есть профессия - _________ –
Неудобства покоритель.
Строит он дома, заводы,
Фермы, школы, небоскрёбы.
И ___________ - это тоже
На игру во всём похоже.
Приложение 1
Конструирует предметы –
Мы-то знаем всё об этом.
________________ –
Он творец, чудес создатель.
Что придумал - создаёт.
В мир свершений нас влечёт.
Есть профессия - ________ –
Наш идейный вдохновитель.
Тайны жизненных преград
Нам раскрыть он будет рад.
Очень важен ____________ –
Труженик земли, умелец.
Пашет, сеет, поливает,
Урожай весь собирает.
Есть профессия одна –
Очень важная она.
Чтобы мы всегда смеялись,
Чтобы солнцу улыбались,
За порядком он следит,
Если надо, защитит.
У ________ есть работа –
Мир хранить его забота.
________ нам всем нужны –
Продавать они должны.
Всё, что мастер создаёт,
_________ нам продаёт.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый должен сам решать,
Кем когда он хочет стать.
Спицына Любовь Ивановна