Материал на проверке

Интеллектуальная игра ко Дню космонавтики «Полёт в космос» (1 класс)

7
0
Победитель педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучшую методическую разработку «Наши в космосе»
Материал опубликован 4 October 2015

Внеклассное занятие

«Полет в космос»

Интеллектуальная игра ко Дню космонавтики

1 класс

 

Цель: расширить кругозор детей, актуализировать умения и навыки.

Задачи:

обучающие: расширить представления учащихся о космических телах, космических полетах, закрепить знания по русскому языку, математике, окружающему миру.

развивающие: создать условия для развития внимания, наблюдательности, воображения, словарного запаса, общего кругозора.

воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в команде, уважение к истории и природе страны и мира.

Оборудование:

для учителя: компьютер с программой PowerPoint, экран или интерактивная доска, колонки, выставка из научно-популярных и художественных детских книг о космосе и планетах.

для учащихся (для командной игры): листы или конверты с заданиями, ручки, цветные карандаши, альбомные листы, сигнальные карточки яркого цвета, конверты с геометрическими фигурами.

 

Кабинет можно оформить звездами, плакатами и рисунками детей на тему «Космос», на стенде устроить выставку книг о космосе.

 

Пояснительная записка

 

Данная игра может проводиться на одном из уроков-повторений либо на классном часе. Игра состоит из 5 частей – «планет», на которые путешествуют дети. На каждой планете они получают задание, выполнив которое можно вернуться к карте путешествия и перейти к следующему заданию.

Игру можно провести в нескольких вариантах.

1.                Фронтальная работа. Весь класс выбирает маршрут путешествия и сообща выполняет задания. Плюс такой формы работы в том, что не будет побежденных, класс – одна команда. Минус в том, что полноценно принять участие в игре смогут не все. Такую форму лучше выбрать в слабом классе или в 1-2 классе, когда детям нужна будет помощь учителя при выполнении заданий.

2.                Командная игра. Класс делится на команды, каждая из которых получает задания на отдельных листах или в конвертах. Презентация служит для проверки выполнения и самоконтроля, пока жюри подводит итоги каждого тура игры. Плюс в том, что у детей появляется азарт, желание выполнить задание правильно и быстрее соперников, что мобилизирует и дисциплинирует членов команды. Минус в том, что обязательно будут проигравшие, которые не успели или неправильно выполнили задания.Такую форму можно выбрать для проведения мероприятия в 3-4 классе, когда дети уже приучены работать в группах и выполнять задания с определенной долей самостоятельности.

 

Для командной игры все задания распечатываются на отдельных листах, класс делится на команды, в которые входят дети разного уровня учебной мотивации и возможностей.

Занятие состоит из двух частей:

1.                Познавательная. Учитель рассказывает детям об истории космических полетов, ученых и космонавтах, проложивших путь в космос. Следует предупредить детей, что надо слушать внимательно, потому что информация им пригодится на занятии.

2.                Игровая. Интерактивная игра-презентация, состоящая из 5 интеллектуальных заданий и двух физминуток.

 

Слайды 2-7. Иллюстрируют рассказ учите6ля о покорении космоса.

Слайд 8. «Собери ракету». К деталям ракеты присвоены макросы. Необходимо навести указатель на деталь до появления ладошки, щелкнуть по объекту,  переместить в нужную точку слайда и щелкнуть левой кнопкой для закрепления объекта.

Слайд 9. Игровое поле – «Проложи маршрут». К кружкам с числами присвоены макросы. Необходимо переместить их в синие кружочки в соответствии с проложенным маршрутом полета.

Слайды 10-11. Игровое поле с гиперссылками. На него осуществляется переход после выполнения первого задания. Дальнейшая работа идет с этим полем. К изображениям планет присвоены гиперссылки, ведущие на слайды с соответствующими заданиями. На слайд 11 осуществляется возвращение после первой физминутки. Управление 10 и 11 слайдами одинаковое.

Слайд 12. К автофигурам с буквами присвоены макросы. Необходимо переместить их в соответствии со значениями представленных выражений.

Слайд 13. Неверные буквы и точки работают как триггеры – необходимо щелкнуть по ним для проверки.

Слайд 14.  К буквам присвоены макросы. Необходимо переместить их в сетку с числами в соответствии с их порядковым номером в алфавите, чтобы получилась фраза.

Слайд 15. Заставка для творческой работы.

Слайд 16. Слова в кроссворде появляются по щелчку. Задание читает учитель.

Слайд 17. Возвращение на Землю. В виде анимации.

Слайд 18. Физминутка для глаз. Переход к данному слайду осуществляется щелчком по кнопе «Отдых» на игровом поле. Возврат к игровому полю осуществляется щелчком по изображению планеты в верхнем левом углу. Запуск ракеты – щелчком по ракете.

Слайд 19. Пояс астероидов. Заставка для выполнения двигательной физминутки «Ракета». Возврат к игре – щелчком по ракете.

 

Для возврата к игровому полю необходимо щелкать по изображению ракеты на слайдах.

 

Ход игры:

 

Учитель:  Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы отправимся в космос. Сегодня вы узнаете много нового о космосе и вспомните то, что уже знаете. Слушайте внимательно, информация вам пригодится сегодня.

В этом году, ребята, мы отмечаем юбилей – 50 лет с того дня, когда в космос полетел первый человек. 50 лет – это целая жизнь человека, 50 лет – это годы бурного технического развития, 50 лет назад человек проник туда, куда стремился много тысяч лет, наблюдая с Земли за светом далеких звезд, движением солнца, пролетающими мимо кометами. Когда-то давно люди думали, что Земля – центр Вселенной и вокруг нее вращаются звезды и Солнце, позже ученые ценой своей жизни доказали, что Земля – это частичка огромной Вселенной, состоящей из звезд, планет и их спутников, но долгие годы люди не могли оторваться от поверхности Земли и проверить, так ли это.

Слайд 2.

- Когда-то давно человечество даже не представляло, как можно летать по воздуху. Много изобретателей погибло, пытаясь взлететь на самодельных крыльях, только в конце 18 века люди изобрели первые летательные аппараты – воздушные шары, на которых смогли подниматься в воздух, теперь этих изобреталей знает весь мир – это были братья Монгольфье. Но мечты человечества простирались дальше, люди мечтали покинуть пределы планеты, например, полететь на Луну. Писатель Жюль Верн предлагал выстреливать космических путешественников на Луну из пушки.

Слайд 3.

Только в конце 19 века появился человек, который смог объяснить законы построения кораблей для космических путешествий - Константин Эдуардович Циолковский. Этот великий ученый разработал теорию движения планет, теории многоступенчатых ракет. Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. К сожалению К.Э. не дожил до того времени, когда в космос отправились первые спутники, созданные с учетом его теорий, но он был и остается основоположником космонавтики.

Слайд 4.

Циолковский – основоположник теории космонавтики, а практическую реализацию идей Ц. предложил Сергей Павлович Королев – главный конструктор ракет. Именно он создал корабль «Восток», на котором в космос полетел первый человек.

 

12 апреля 1961 года весь мир замер в ожидании запуска корабля «Восток». Вот такое сообщение прозвучало в этот день во всех радиоприемниках Советского Союза.

Слайд 5. При смене слайда начинает звучать голос диктора.

 

Слово «Поехали!» стало визитной карточкой того полета. Его произнес пилот ракеты. Кто знает его имя?

Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.

Учитель: Со времени полета Гагарина в космосе побывали 436 человек из разных стран, но человеку пока не удалось выбраться за пределы Солнечной системы, более того, люди побывали только на Луне               . Это связано с недостаточно мощными двигателями космических кораблей, из-за чего даже до ближайших планет нужно лететь несколько лет, например, полет на Марс занимает 2 года. Но наука не стоит на месте. Может быть, кто-то из вас когда-нибудь полетит на Марс или даже дальше.

Учитель: А кто знает планеты нашей Солнечной системы?

Дети перечисляют.

Учитель: А кто может назвать их по порядку?  Предлагаю вам размяться и запомнить считалку.

 

Слайд 7.

(Под считалку дети загибают пальчики – пальчиковая гимнастика)

 

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятый планетоид

Под названием Плутон.

 

Учитель: В 2006 году ученые пришли к выводу, что Плутон нельзя назвать планетой, потому что они слишком мал и присвоили ему название «планетоид» - малое небесное тело. Так сколько планет в Солнечной системе? Кто теперь может назвать планеты по порядку.

Дети называют, помогая друг другу.

 

Учитель: Сейчас еще люди не могут долететь даже до ближайшего соседа - Марса в реальности, но мы можем отправиться туда в воображении, для которого нет границ. Предлагаю вам поиграть в космонавтов и отправиться в путешествие по нашей Солнечной системе. Готовы?

 

Учитель: Для полета нам нужна ракета. Ракеты конструируют ученые-конструкторы. У вас есть конверты с геометрическими фигурами, из которых нужно собрать ракету. А на экране образец будет собирать Главный конструктор. Главным конструктором станет тот, кто первым поднимет карточку и ответит правильно на вопрос: как называется праздник, который мы будем отмечать 12 апреля, и в честь какого события отмечается этот праздник?

 

Ребенок, который первый поднимет сигнальную карточку и даст полный верный ответ, собирает ракету на компьютере или интерактивной доске. Остальные в группах.

Все команды, сложившие ракету, получают очко независимо от скорости выполнения задания.

 

Учитель: Ну что ж, ракета готова. Пора стартовать!

Заправлены в планшеты космические карты,

И штурман уточняет в последний раз маршрут…

 

Учитель: Перед нами карта нашего полета. Необходимо проложить удобный маршрут путешествия. Нужно расставить номера в соответствии с порядком посещения планет. Какие планеты вы узнали? Вспомните, как расположены планеты относительно Солнца. Где находится Земля?

Дети: Третья планета от Солнца.

Учитель: Получается, Земля как раз в середине. Какую тогда планету удобнее посетить первой, какие потом?

 

Учитель выводит детей на такой порядок: Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. В соответствии с этим расставляются номера в кружочки.

Планеты работают как гиперссылки, при щелчке по ним осуществляется переход к слайду с заданиями.

В любой момент игры учитель может устроить детям отдых – физминутку, щелкнув по кнопке «Отдых». При первом щелчке осуществляется переход на физминутку для глаз, при втором – на двигательную физминутку «Ракета»:

Раз, два, стоит ракета  (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)

Три, четыре- самолет.  ( Руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши.   (Хлопаем в ладоши в ритме стихотворения)

А теперь на каждый счет. (Руки на пояс)

Раз, два, три, четыре-        (Наклоны туловища)

Руки выше, плечи шире! (Руки вверх, потом на плечи)

И на месте походил. (Ходьба на месте)

 

 

Учитель: Итак, мы проложили маршрут нашего полета и можем отправляться в путь. Сели поудобнее в кресла, крепко пристегнулись и включаем двигатели.

 

Дети изображают звук взлетающей ракеты.

Учитель: Поехали! Подлетаем к планете Венера.

 

Слайд 12.

 

Учитель или кто-то из детей осуществляет переход к заданию. Учитель или заранее подготовленные дети дают информацию о планетах.

 

Венера – вторая планета от Солнца. Покрыта плотной атмосферой из газов. Вращается вокруг Солнца очень медленно. Пока Земля делает 117 оборотов, Венера только один. Поэтому там царит лето почти круглый год. Вот только там жарковато – более 500 градусов тепла на солнечной стороне и ниже 20 градусов мороза за темной!  Так что человеку там не выжить.

 

Учитель: Венера – богиня любви и красоты в Древнем Риме, поэтому эту планету часто считают женской. А вы знаете, кто был первой женщиной-космонавтом? Чтобы узнать ее фамилию, нужно решить примеры и расставить буквы в соответствии с ответами. Выполняйте работу на листах, будьте культурны и вежливы, не забывайте, что каждый член команды должен участвовать в выполнении задания. От вашей дружной и быстрой работы зависит результат выполнения задания.

 

Дети: Терешкова!

 

Команда выполнившая верно задание раньше всех получает 2 балла, команды, выполнившие правильно задание, но не первыми – 1 балл.

 

Учитель: Валентина Терешкова была первой женщиной космонавтом. Ее ласково называли Чайкой. Покидаем «женскую» планету Венеру и отправляемся к… мужскому Марсу!

 

Слайд 13.

 

Планете, которая с Земли видится, как красноватая звездочка,  дали такое название в честь древнеримского бога войны. Ближайший сосед Земли. Планета покрыта красно-коричневой пылью, но атмосфера не пригодна для дыхания человека. Марс в 2 раза меньше Земли, но от Солнца дальше. И хотя температура на Марсе вполне терпима для человека, жить там человек не смог бы.

 

Учитель: Многие ученые считают, что когда-то на Марсе была разумная жизнь. Возможно, она есть и сейчас, но марсоходы, которые фотографировали поверхность Марса, ничего не обнаружили. Но у нас фантастическое  путешествие, поэтому мы получили от марсиан послание. Судя по этому письму, марсиане не знают звонких звуков. Буквы, обозначающие парные звонкие они заменили буквами, обозначающими парные глухие, а вот непарные пропустили. Попробуйте восстановить письмо и прочитать его.  Запишите на листке, правильный текст письма.

 

Команда выполнившая верно задание раньше всех получает 2 балла, команды, выполнившие правильно задание, но не первыми – 1 балл.

После отправки текстов в жюри учитель помогает детям проверить текст – «замененные» буквы являются триггерами, под которыми правильные буквы.

 

Учитель: Молодцы, вы наладили контакт с марсианами. Пора немного отдохнуть. Посмотрите в иллюминатор – мимо пролетает американский шатл. Соединенные Штаты Америки тоже являются космической державой. Именно американские астронавты первыми высадились на Луну. Следим за шатлом глазками.

Физминутка для глаз. Слайд 16.

 

Учитель: Мы улетаем все дальше от Солнца. Следующая планета Юпитер.

 

Слайд 14.

 

Юпитер – верховный бог в Древнем Риме. Наверное, неслучайно именно такое название получила самая большая планета Солнечной системы.

Год на Юпитере равен почти 12 земным годам, при этом сутки в два раза короче, чем на Земле – Юпитер очень быстро вращается вокруг своей оси. Если у Земли всего один спутник – Луна, то у Юпитера их 10.  Юпитер покрыт «океаном» из плотной смеси газа, суши на нем нет, зато очень мощные ветра, жить на Юпитере невозможно.

 

Учитель: Осторожно, бортовая аппаратура подает сигнал опасности – мигает красная лампочка! Надо расшифровать сигнал! Вспомните алфавит, порядок букв в алфавите и расставьте буквы в сетку в соответствии с номером буквы в алфавите. Тогда мы сможем прочитать шифровку. Действуйте быстро, иначе мы подвергнемся опасности!

 

Команда выполнившая верно задание раньше всех получает 2 балла, команды, выполнившие правильно задание, но не первыми – 1 балл.

 

Дети: Внимание! Выброс газа! Опасно!

 

Учитель: Скорее улетаем от этой планеты! Следующая точка нашего путешествия – Сатурн.

 

Слайд 15.

 

Сатурн, также как и Юпитер, состоит из уплотненных газов и очень быстро вращается вокруг своей оси. Сутки на Сатуре длятся 10 часов. А год длится более 30 земных лет. Ветра здесь еще более сильные, чем на Юпитере, а атмосфера холоднее, так как планета очень далеко от Солнца. Главная особенность Сатурна – кольца из множества мелких спутников, которые вращаются вокруг планеты.

 

Сатурн еще никто не исследовал вблизи. Предлагаю вам создать ракету-робота, которая могла бы исследовать эту гигантскую газовую планету. Нарисуйте в команде этого робота. Главное условие – каждый член команды должен нарисовать хоть одну деталь, чтобы это было видно, подпишите своим именем одну, нарисованную вами деталь робота.

 

Дети рисуют на листе карандашами, учитель корректирует работу команд.

 

Учитель: Какие интересные роботы у вас получились! Каждая команда, выполнившая основные условия задания, получает 1 балл. Пора возвращаться на Землю. Чтобы развернуть корабль, надо разгадать кроссворд. Если вы все разгадаете правильно, то узнаете, как называются тела, из которых состоит пояс, разделяющий орбиты  Марса и Юпитера.

 

Команда выполнившая верно задание раньше всех получает 2 балла, команды, выполнившие правильно задание, но не первыми – 1 балл.

 

Учитель: Вот мы и вернулись домой -  на нашу родную планету Земля. Итак, подведем итоги полета.

 

Жюри  знакомит с результатами игры. Награждаются победители. Здесь возможно продумать также награды проигравшим командам, чтобы не было обиженных – самой дружной команде, самой тихой команде и т.п.

 

Учитель: Мы совершили воображаемое путешествие, пережили воображаемые приключения. Но даже в воображаемом путешествии вы узнали много нового, как настоящие исследователи космоса. Что запомнилось вам больше всего? Какая информация была для вас новой? Какое задание показалось самым трудным? А в какой момент было очень легко?

Учитель: Пока у нас есть возможность осуществлять воображаемые путешествия в игре или в книгах. На нашей выставке стоят детские книги о космосе и космических приключениях. Вы можете еще не раз окунуться в мир космических путешествий с героями этих книг. И возможно, когда-нибудь сами станете героями космоса.

Что ж, когда-нибудь мы сможем это сделать.
Приоткрыв завесу тайн небес,
Мы шагнем за видимость предела,
К новым граням знаний и чудес!...

Презентация https://yadi.sk/d/dHxUooS5jW24g

Для корректного просмотра презентацию необходимо скачать.

Комментарии

Почему большинство не описывают свой личный опыт, а опираются на общую информацию?

17 October 2021

Когда описываешь личный опыт, его не высоко ценят.

15 November 2021

Несколько с запозданием, но позвольте не согласиться! Личный опыт намного лучше любого скачивания,

15 November 2021