12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Лариса Ивановна202
Учитель -дефектолог, в должности отработала более 30 лет
Россия, Иркутская обл., Тулун
2

Конспект подгруппового дефектологического занятия «Игра-инсценировка по сказке "Репка"»

 

Конспект подгруппового   дефектологического занятия по формированию коммуникативной и  познавательно – исследовательской деятельности.

Тема: Игра-инсценировка по сказке «Репка». (Показ сказки ученикам младших классов)

Цель: создание благоприятных условий для работы дефектологической группы, формирование у детей умения сотрудничать, снятие напряжения, раскрепощение.

Задачи:

Образовательные:

- Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки;

- продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой;

- расширять и обогащать словарный запас детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала, продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании;

- продолжать учить детей участвовать в инсценировках с показом персонажей сказки.

Развивающие:

- Развивать устойчивость зрительного внимания, память, мышление;

- развивать речь детей, побуждая проговаривать знакомые фразы и отвечать на поставленные вопросы;

- развивать артикуляцию, двигательную активность под стихотворное сопровождение;

- развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества (отзывчивость, желание помогать другим);

- воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, умение слушать партнёра;

- воспитывать интерес к общению друг с другом через инсценировку сказки.

Оборудование: Костюм для ребёнка «Мышка», перчатки и пазлы с персонажами сказки «Репка», компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация «Артикуляционная гимнастика».

Ход занятия:

А) Организационный момент.

Ученики заходят в класс и показывают Динамическую минутку «Посадили репку в огороде».

 

Мы шагаем друг за другом

 Лесом и зеленым лугом

 (ходьба)

 Перед нами огород

 (руки вытянуть вперед)

 Дед на помощь нас зовет

 (махи руками)

 Вот мы репку посадили

 (наклониться)

 И водой её полили

 (имитация движения)

 Вырастала репка хороша и крепка

 (развести руки в стороны)

 А теперь её потянем

 (имитация движения)

 И из репы кашу сварим

 (имитация движения)  

И будем от репки здоровые и крепкие

(показать силу)

(Ученики усаживаются на стулья)

 

Б) Сообщение темы, цели занятия.

Учитель-дефектолог

1. Отгадайте, кто пришел к нам на занятие?

Загадка: «Живёт в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки.» (мышка)

Поздоровайтесь, дети, с Мышкой.

Мышка:

Дети, вы любите сказки?

И я люблю сказки, угадайте, какую сказку мы будем сегодня смотреть…

На доске предметы, угадайте, кому они могут принадлежать:

(На доске картинки, указкой показывает): молоко - кошке, зёрнышки – мышке, кость - собачке, трость - дедушке, кастрюля -бабушке, бантик - девочке, сыр – мышке. 

- Угадайте сказку, которую мы сегодня будем смотреть. (Репка)

2. Учитель-дефектолог: 

- Как называется этот овощ? (показ зрителям-репка)

     В давние времена русские, как и другие жители Европы, не знали что такое картофель. Главным овощем на крестьянском столе была почти забытая сейчас репа. Её ели сырую, варёную, а чаще всего пареную в русской печи. Это была очень простая еда, которая выручала людей в зимнюю пору, когда других овощей не было. С тех далёких времён осталась в русском языке поговорка о несложных вещах или делах: «Это проще пареной репы». Именно в те времена родилась простая сказка «Репка», которая живёт и учит нас уму-разуму и в наши дни.

В) Основная часть.

Учитель-дефектолог: 

         1. А теперь, нам нужно подготовиться к выступлению и показу сказки, а ты, дорогая гостья, посиди и попробуй выполнить упражнения, которые выполняют наши дети на занятиях.

  •   Артикуляционная гимнастика:

    Сначала, вспомним сказку и выполним артикуляционную паузу.

(Ученик показывает, по презентации артикуляционные упражнения, дети выполняют упражнения. Мышка выполняет вместе с детьми.)

     Жил – был дед.  Посадил дед репку за высокий забор.( « Заборчик»)

 Дед ходил в огород то открывал, то закрывал калитку. ( «Бегемотики») Пришло время, выросла репка. ( Надуваем щеки).

Принес дед лопатку. ( «Лопатка»)

 Копал – копал и вдруг у лопаты края загнулись – превратилась в дудочку. Принес дед снова лопату – опять загнулись края. Стал он распрямлять лопатку. (та – та – та)

Стал дед тянуть руками репку тянет – потянет – никак не вытянет.

А бабка мясо на мя0сорубке молола. ( «Мясорубка»)

А внучка зубки чистила. Прибежала внучка тянет – потянет – никак не вытянет. А жучка сидела на высокой горке

Прибежала Жучка. Тянет – потянет никак не вытянет.

Позвала Жучка кошку. А кошка сидела на окошке и виляла хвостиком («Часики»).Тянет – потянет никак не вытянет.

Позвала кошка мышку. А мышка под забором спряталась. (язык лежит спокойно упершись за нижние зубки, вдох).

Стали они все вместе тянуть и запели песенку.

Бабка и внучка тоненьким голосом – ля –ля.

Дедка – ла – ла ла.

 

  •    Дыхательная гимнастика.
  •    Кинезиологические упражнения:

     Итак, наши язычки готовы, теперь подготовим наши пальчики и выполним наши любимые упражнения. (Мышка выполняет вместе с детьми).

- Ухо-нос

- Колечко

- Лягушки

 

t1700707804aa.jpg

 

     Итак, к нам пришла сказка. Сядьте красиво, будем слушать её.

(Играет музыка, артисты выходят за ширму).

 

2. Сценарий сказки «Репка». (ученики показывают сказку в движении)

Ведущий: Посадил дед репку, а когда сажал – приговаривал:

Дед:

Расти, расти репка

Хороша и крепка

Вот такой вышины

Вот такой ширины

Вот такая сладкая

Вырастай на грядке ты!

Ведущий: Послушалась его репка дедушку и выросла большая-пребольшая.

Вот такая замечательная.

Репка:

Хороша я и сладка!

Пора меня из грядки вытаскивать!

Ведущий: Стал дед репку тянуть: тянет-потянет, а вытянуть не может!

Дед: Кто же мне поможет?

Ведущий: Позвал дед бабку.

Дед:

Бабушка! Помоги мне репку тянуть!

Без тебя бабуся я не обойдуся!

Репка-то упрямица

Из земли не тянется!

t1700707804ab.jpg

Бабка:

Иду, иду, бегу, бегу!

Хором: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут не вытянули репку!

Дед:

Репка-то упрямица

Из земли не тянется!

Бабка:

Вытянуть не можем

Кто же нам поможет?

Ведущий: Позвала бабка внучку.

Бабка:

Маша, Маша! Иди к нам в огород!

Помоги нам вытянуть репку!

Внучка: Бегу, бегу, непременно помогу! Вот это репка! Я такой не видела никогда!

Хором: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут не вытянули репку!

Дед:

Репка-то упрямица

Из земли не тянется!

Внучка:

Вытянуть не можем

Кто же нам поможет?

Ведущий: позвала внучка Жучку.

Внучка:

Жучка, Жучка, иди к нам в огород!

Помоги нам вытянуть репку!

Жучка: Бегу, бегу, хорошо, я помогу!

Хором: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут не вытянули репку!

Дед:

Репка-то упрямица

Из земли не тянется!

Жучка:

Вытянуть не можем

Кто же нам поможет?

Ведущий: Позвала Жучка кошку:

Жучка:

Кошка, кошка помоги!

Мы с тобою не враги!

Репка-то упрямица

Из земли не тянется!

Кошка:

Бегу, бегу! Я сейчас вам помогу!

Хором: Кошка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут не вытянули репку!

Дед:

Репка-то упрямица

Из земли не тянется!

Кошка:

Вытянуть не можем

Кто же нам поможет?

Ведущий: Позвала кошка Мышку

Кошка:

Мышка! Иди к нам в огород!

Помоги нам вытянуть репку!

t1700707804ac.jpg

 

Мышка:

Бегу, бегу! Я сейчас вам помогу!

Хором: Мышка за кошку, кошка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут вытянули репку!

Репка-репочка-свежа!

До чего же хороша!

Вот такой вышины!

Вот такой ширины!

Вот такая сладкая выросла на грядке!

Ведущий: Вот и сказочке конец, а кто слушал-молодец!

3. Анализ сказки.

- Ребята, чему учит нас эта сказка?

- Быть дружными, помогать друг другу, трудолюбию.

- Дед репку посадил, ухаживал за ней, поливал. Какой дед в этой сказке?

- В любом деле бывает нужна помощь всей семьи. Смог ли дед один вытянуть репку?

- Кто помогал деду?

- Иногда бывает важна и самая маленькая помощь. Смогли бы все герои вытащить репку без маленькой мышки?

- А вы помогаете своим близким? Приведите примеры.

 

4. Работа с пословицами.

- У нашего народа есть много пословиц и поговорок про помощь. Давайте их вспомним.

- Друг в беде помощник.

- Кто вовремя помог, тот дважды помог.

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

 

5. Поиграем с мышкой:

Прочитайте стихотворение, перечислите названия овощей.

В огороде много гряд:

Тут и репа, и морковь.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

-Названия овощей разделите на слоги.

 

 

t1700707804ad.jpg

Дидактическая игра «Скажи ласково». 

Учитель-дефектолог: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети при помощи учителя-дефектолога образовывают слова

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабулечка

Внучка – внученька

Кошка – кошечка

Мышь – мышка, мышечка

Учитель-дефектолог подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

Дидактическая игра  “Кто спрятался?”

 Предложили детям закрыть глаза и убрали одного персонажа, а когда дети открывали глаза спрашивали: « Кого нет? Кто спрятался?»

6. Мышка:

- Дети, понравилась ли вам сказка?

- Поиграем в игру «Да, это так», «Нет, это не так».

(карточки : зелёный и красный цвет)

Г) Рефлексия:

      Огромную репку не могли вытянуть ни дедушка с бабушкой, ни их помощники, пока не пришла на помощь маленькая мышка. Народная мудрость гласит: «В большом деле и малое пригодится». «В дружбе любое дело спорится, любая работа по плечу» - вторит ей сказка. Не смотри с высока на малых и слабых. Помоги им, и они, придёт час, тебе помогут. Надо жить друг с другом в мире и согласии. В «Репке» даже кошка с собакой живут дружно, а не «как кошка с собакой».

     С каким настроением вы уходите с этого занятия? Покажите цвет репки от того, как вы работали: зелёная репка – значит всё было в понятно, жёлтая –в чём-то не разобрались, красная – если на занятии было трудно.


 


 

t1700707804ae.jpg

Д) Домашнее задание:

Найти 10 отличий на картинке

t1700707804af.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.