Конспект подгруппового дефектологического занятия «Игра-инсценировка по сказке "Репка"»
Конспект подгруппового дефектологического занятия по формированию коммуникативной и познавательно – исследовательской деятельности.
Тема: Игра-инсценировка по сказке «Репка». (Показ сказки ученикам младших классов)
Цель: создание благоприятных условий для работы дефектологической группы, формирование у детей умения сотрудничать, снятие напряжения, раскрепощение.
Задачи:
Образовательные:
- Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки;
- продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой;
- расширять и обогащать словарный запас детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала, продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании;
- продолжать учить детей участвовать в инсценировках с показом персонажей сказки.
Развивающие:
- Развивать устойчивость зрительного внимания, память, мышление;
- развивать речь детей, побуждая проговаривать знакомые фразы и отвечать на поставленные вопросы;
- развивать артикуляцию, двигательную активность под стихотворное сопровождение;
- развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества (отзывчивость, желание помогать другим);
- воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, умение слушать партнёра;
- воспитывать интерес к общению друг с другом через инсценировку сказки.
Оборудование: Костюм для ребёнка «Мышка», перчатки и пазлы с персонажами сказки «Репка», компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация «Артикуляционная гимнастика».
Ход занятия:
А) Организационный момент.
Ученики заходят в класс и показывают Динамическую минутку «Посадили репку в огороде».
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
(ходьба)
Перед нами огород
(руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет
(махи руками)
Вот мы репку посадили
(наклониться)
И водой её полили
(имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка
(развести руки в стороны)
А теперь её потянем
(имитация движения)
И из репы кашу сварим
(имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие
(показать силу)
(Ученики усаживаются на стулья)
Б) Сообщение темы, цели занятия.
Учитель-дефектолог:
1. Отгадайте, кто пришел к нам на занятие?
Загадка: «Живёт в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки.» (мышка)
Поздоровайтесь, дети, с Мышкой.
Мышка:
Дети, вы любите сказки?
И я люблю сказки, угадайте, какую сказку мы будем сегодня смотреть…
На доске предметы, угадайте, кому они могут принадлежать:
(На доске картинки, указкой показывает): молоко - кошке, зёрнышки – мышке, кость - собачке, трость - дедушке, кастрюля -бабушке, бантик - девочке, сыр – мышке.
- Угадайте сказку, которую мы сегодня будем смотреть. (Репка)
2. Учитель-дефектолог:
- Как называется этот овощ? (показ зрителям-репка)
В давние времена русские, как и другие жители Европы, не знали что такое картофель. Главным овощем на крестьянском столе была почти забытая сейчас репа. Её ели сырую, варёную, а чаще всего пареную в русской печи. Это была очень простая еда, которая выручала людей в зимнюю пору, когда других овощей не было. С тех далёких времён осталась в русском языке поговорка о несложных вещах или делах: «Это проще пареной репы». Именно в те времена родилась простая сказка «Репка», которая живёт и учит нас уму-разуму и в наши дни.
В) Основная часть.
Учитель-дефектолог:
1. А теперь, нам нужно подготовиться к выступлению и показу сказки, а ты, дорогая гостья, посиди и попробуй выполнить упражнения, которые выполняют наши дети на занятиях.
- Артикуляционная гимнастика:
Сначала, вспомним сказку и выполним артикуляционную паузу.
(Ученик показывает, по презентации артикуляционные упражнения, дети выполняют упражнения. Мышка выполняет вместе с детьми.)
Жил – был дед. Посадил дед репку за высокий забор.( « Заборчик»)
Дед ходил в огород то открывал, то закрывал калитку. ( «Бегемотики») Пришло время, выросла репка. ( Надуваем щеки).
Принес дед лопатку. ( «Лопатка»)
Копал – копал и вдруг у лопаты края загнулись – превратилась в дудочку. Принес дед снова лопату – опять загнулись края. Стал он распрямлять лопатку. (та – та – та)
Стал дед тянуть руками репку тянет – потянет – никак не вытянет.
А бабка мясо на мя0сорубке молола. ( «Мясорубка»)
А внучка зубки чистила. Прибежала внучка тянет – потянет – никак не вытянет. А жучка сидела на высокой горке
Прибежала Жучка. Тянет – потянет никак не вытянет.
Позвала Жучка кошку. А кошка сидела на окошке и виляла хвостиком («Часики»).Тянет – потянет никак не вытянет.
Позвала кошка мышку. А мышка под забором спряталась. (язык лежит спокойно упершись за нижние зубки, вдох).
Стали они все вместе тянуть и запели песенку.
Бабка и внучка тоненьким голосом – ля –ля.
Дедка – ла – ла ла.
- Дыхательная гимнастика.
- Кинезиологические упражнения:
Итак, наши язычки готовы, теперь подготовим наши пальчики и выполним наши любимые упражнения. (Мышка выполняет вместе с детьми).
- Ухо-нос
- Колечко
- Лягушки
Итак, к нам пришла сказка. Сядьте красиво, будем слушать её.
(Играет музыка, артисты выходят за ширму).
2. Сценарий сказки «Репка». (ученики показывают сказку в движении)
Ведущий: Посадил дед репку, а когда сажал – приговаривал:
Дед:
Расти, расти репка
Хороша и крепка
Вот такой вышины
Вот такой ширины
Вот такая сладкая
Вырастай на грядке ты!
Ведущий: Послушалась его репка дедушку и выросла большая-пребольшая.
Вот такая замечательная.
Репка:
Хороша я и сладка!
Пора меня из грядки вытаскивать!
Ведущий: Стал дед репку тянуть: тянет-потянет, а вытянуть не может!
Дед: Кто же мне поможет?
Ведущий: Позвал дед бабку.
Дед:
Бабушка! Помоги мне репку тянуть!
Без тебя бабуся я не обойдуся!
Репка-то упрямица
Из земли не тянется!
Бабка:
Иду, иду, бегу, бегу!
Хором: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут не вытянули репку!
Дед:
Репка-то упрямица
Из земли не тянется!
Бабка:
Вытянуть не можем
Кто же нам поможет?
Ведущий: Позвала бабка внучку.
Бабка:
Маша, Маша! Иди к нам в огород!
Помоги нам вытянуть репку!
Внучка: Бегу, бегу, непременно помогу! Вот это репка! Я такой не видела никогда!
Хором: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут не вытянули репку!
Дед:
Репка-то упрямица
Из земли не тянется!
Внучка:
Вытянуть не можем
Кто же нам поможет?
Ведущий: позвала внучка Жучку.
Внучка:
Жучка, Жучка, иди к нам в огород!
Помоги нам вытянуть репку!
Жучка: Бегу, бегу, хорошо, я помогу!
Хором: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут не вытянули репку!
Дед:
Репка-то упрямица
Из земли не тянется!
Жучка:
Вытянуть не можем
Кто же нам поможет?
Ведущий: Позвала Жучка кошку:
Жучка:
Кошка, кошка помоги!
Мы с тобою не враги!
Репка-то упрямица
Из земли не тянется!
Кошка:
Бегу, бегу! Я сейчас вам помогу!
Хором: Кошка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут не вытянули репку!
Дед:
Репка-то упрямица
Из земли не тянется!
Кошка:
Вытянуть не можем
Кто же нам поможет?
Ведущий: Позвала кошка Мышку
Кошка:
Мышка! Иди к нам в огород!
Помоги нам вытянуть репку!
Мышка:
Бегу, бегу! Я сейчас вам помогу!
Хором: Мышка за кошку, кошка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут вытянули репку!
Репка-репочка-свежа!
До чего же хороша!
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Вот такая сладкая выросла на грядке!
Ведущий: Вот и сказочке конец, а кто слушал-молодец!
3. Анализ сказки.
- Ребята, чему учит нас эта сказка?
- Быть дружными, помогать друг другу, трудолюбию.
- Дед репку посадил, ухаживал за ней, поливал. Какой дед в этой сказке?
- В любом деле бывает нужна помощь всей семьи. Смог ли дед один вытянуть репку?
- Кто помогал деду?
- Иногда бывает важна и самая маленькая помощь. Смогли бы все герои вытащить репку без маленькой мышки?
- А вы помогаете своим близким? Приведите примеры.
4. Работа с пословицами.
- У нашего народа есть много пословиц и поговорок про помощь. Давайте их вспомним.
- Друг в беде помощник.
- Кто вовремя помог, тот дважды помог.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
5. Поиграем с мышкой:
Прочитайте стихотворение, перечислите названия овощей.
В огороде много гряд:
Тут и репа, и морковь.
Тут и свёкла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
-Названия овощей разделите на слоги.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Учитель-дефектолог: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?
Дети при помощи учителя-дефектолога образовывают слова
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Внучка – внученька
Кошка – кошечка
Мышь – мышка, мышечка
Учитель-дефектолог подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Дидактическая игра “Кто спрятался?”
Предложили детям закрыть глаза и убрали одного персонажа, а когда дети открывали глаза спрашивали: « Кого нет? Кто спрятался?»
6. Мышка:
- Дети, понравилась ли вам сказка?
- Поиграем в игру «Да, это так», «Нет, это не так».
(карточки : зелёный и красный цвет)
Г) Рефлексия:
Огромную репку не могли вытянуть ни дедушка с бабушкой, ни их помощники, пока не пришла на помощь маленькая мышка. Народная мудрость гласит: «В большом деле и малое пригодится». «В дружбе любое дело спорится, любая работа по плечу» - вторит ей сказка. Не смотри с высока на малых и слабых. Помоги им, и они, придёт час, тебе помогут. Надо жить друг с другом в мире и согласии. В «Репке» даже кошка с собакой живут дружно, а не «как кошка с собакой».
С каким настроением вы уходите с этого занятия? Покажите цвет репки от того, как вы работали: зелёная репка – значит всё было в понятно, жёлтая –в чём-то не разобрались, красная – если на занятии было трудно.
Д) Домашнее задание:
Найти 10 отличий на картинке