Игра-путешествие «Золотое кольцо России»

3
0
Материал опубликован 21 July

Презентация к игре-путешествию "Золотое кольцо России"PPTX / 19.89 Мб

/data/files/d1721571951.pptx (Презентация к игре-путешествию "Золотое кольцо России")


Листок юного путешественника для команд-участников игрыDOCX / 10.74 Кб

/data/files/j1721571998.docx (Листок юного путешественника для команд-участников игры)Игра-путешествие «Золотое кольцо России»

Продолжительность: 1-1,5 часа. Целевая аудитория: учащиеся 3 класса. Материалы и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ручки, бейджик (для капитана), скотч, жетоны двух цветов (для распределения участников по командам), два стола, стулья, компьютер, распечатанные гербы, клей, скакалки, верёвочки, ватманы. Дополнительные условия: ведущий проводит игру вместе с «экскурсоводами» – грамотно читающие дети класса или учащиеся среднего звена.

Слайд 1: Ведущий: Уважаемые команды, сегодня мы отправимся с вами в заочное путешествие. Побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. Представьте себе, что у России есть особенное Золотое кольцо. Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо своё название. Мы совершим путешествие по древним городам «Золотого кольца России». Какова же цель нашего путешествия? Мы познакомимся с интересными древними городами России, узнаем об их достопримечательностях, побольше узнаем об истории нашего государства. Выясним, что такое Золотое кольцо и какие богатства оно в себе скрывает.

Слайд 2: Ведущий: Посмотрите на доску, это карта «Золотого кольца» России. Почему кольцо? И почему золотое? На эти вопросы вы ответите в конце занятия. В каждом городе у нас будет небольшая экскурсия. На столах у вас лежат листы бумаги, цветные карандаши. В течение 5 минут необходимо придумать название команды, девиз, нарисовать эмблему и выбрать капитана. (По завершении капитаны представляют свои команды. Каждый капитан получает по одному жетону за прохождение данного этапа.)

У вас на партах лежит «Листок юного путешественника», ваша задача – в течение всей игры записать город, написать достопримечательность, которую запомнили и приклеить герб. Совершим мы нашу экскурсию на автобусе и сейчас с вами поиграем в игру «Мы автобус ожидали». (Детей поставить полукругом или в шахматном порядке, чтобы не мешали друг другу и видели ведущего, который будет рассказывать и «показывать» историю, а дети за ним повторять движения.)

Мы автобус ожидали (Сделав руку козырьком, смотрят вдаль). Увидали, побежали (Бегут на месте). Заскочили, покачались (Раскачиваются в стороны, одна рука вверх, будто на поручне). И в салоне потолкались (Раскачиваются, касаются плечами). У окошка место есть? (Подносят руку козырьком к глазам). Кто устал, тот может сесть (Приседают). И про слабых не забыли (Отрицательно качают головой). Быстро место уступили (Встают). Мы к соседям повернулись (Поворачиваются в одну, потом в другую сторону). И друг другу улыбнулись (Улыбаются соседям слева справа поочередно). По плечу похлопали (Дружески хлопают соседа). И к выходу потопали (Шагают). Вежливо извиняемся (Наклоняют голову). Местами мы меняемся (Меняются местами с соседями). До поручней дотянулись (Тянутся). Вышли все и обернулись (Оборачиваются назад). Всем ладошкой помахали (Машут рукой). И вприпрыжку поскакали (Подскакивают).

1. Станция начальная. Москва. Ведущий: Золотое Кольцо России интересно своей многовековой историей. Здесь в междуречье Оки и Волги, складывалось ядро Русского государства. Слайд 3: Главным городом «Золотого кольца» является Москва – столица России, один из старейших европейских городов. Стольный град Москва – Первопрестольная, Златоглавая, Белокаменная. О Москве нам расскажет…

Экскурсовод 1. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В XII веке Москва была окраинным городом Владимиро-Суздальской Руси. В 1237 г. татары разорили и до основания сожгли ее. Слайд 4: Несмотря ни на что, Москва вновь была отстроена, и вскоре превратилась в столицу небольшого удельного княжества. Первые письменные упоминания о ней относятся к 1147г. Слайд 5: Город находится в центре европейской части России, на обоих берегах Москвы-реки. Слайд 6: В ней есть места, которые знает и считает своими каждый житель России – Красная площадь, храм Василия Блаженного. Слайд 7: Успенский собор, Храм Христа Спасителя. Слайд 8: Один из красивейших архитектурных памятников Москвы, историческое здание Российской государственной библиотеки, знаменитый Дом Пашкова.

Слайд 9: Современная Москва – это широкие магистрали и узкие переулки, высотные здания и старинные дворцы, промышленные районы и лесопарки. Москва столь разнообразна, что, осматривая её, складывается впечатление о путешествии во времени и пространстве. Ведущий: Из города Москвы мы едем на северо-восток. Слайд 10: Первым крупным историко-художественным центром на маршруте «Золотое кольцо» является древний город Сергиев Посад, о котором нам поведает…

2. Станция Сергиев Посад. Экскурсовод 2. Название Сергиев Посад само говорит об истории поселения. Посадами в Древней Руси называли торгово-ремесленные слободы. Слайд 11: Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. В монастыре получил крещение Иван Грозный. Слайд 12: Вошедший в монастырь сразу видит украшенные золотыми звёздами голубые купола собора Успения Божией Матери. Самым древним в лавре является Троицкий собор. Внутри храм был расписан Андреем Рублёвым с его знаменитой иконой «Троица». Слайд 13: В городе было развито производство крестов, подсвечников, икон. Большую популярность завоевала Сергиевская игрушка.

Слайд 14: А теперь мы поиграем в игру «Весёлая сороконожка». Выдаем им веревочки/ тесемочки не короче 50 см с тем расчетом, что одна тесемка придется на две пары ног. Объясните, как детям связать ножки между собой: связываются конечности впереди и сзади стоящего – левую с левой, правую – с правой. Первый забег веселых сороконожек должен быть самым простым: дойти до стула и обратно без упавших и запутавшихся (3 балла команде). Второй этап усложняем: ставим несколько препятствий, чтобы дети их смогли обойти (без упавших – 5 баллов).

Ведущий. Слайд 15: Следующий город маршрута Золотого Кольца – Переславль-Залесский. В этом городе экскурсоводом будет…

3. Станция Переславль-Залесский. Экскурсовод 3. Основал город в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий. Название города переводится с древнерусского как «перенявший славу». Слайд 16: Самым известным Переславским князем был Александр Невский. В нескольких километрах от Переславля-Залесского находится Железнодорожный музей. В нем представлены уникальные образцы паровозов. Некоторые паровозы используются для съемок в кино. Слайд 17: Горицкий Успенский монастырь возник в XVI в. при Иване Калите.

Монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду. В настоящее время в стенах Горицкого монастыря расположен Переславский историко-художественный музей. Слайд 18: Жемчужина России – озеро Плещеево, изумительное по красоте и чистоте – одна из главных ценностей Переславля-Залесского. Озеро ледникового происхождения, его возраст – около 30 тысяч лет. 

Ведущий. Слайд 19: Город, который мы посетим следующим – это Великий Ростов. О городе Ростове нам расскажет…

4. Станция Ростов. Экскурсовод 4. Этот город – один из самых древних в Золотом Кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Известен с 862 года. Накануне татаро-монгольского нашествия Ростов был одним из самых больших русских городов. Здесь шло каменное строительство, велось летописание, переписывались книги. Значительным явлением в городской жизни была ежегодная Ростовская ярмарка. Слайд 20: Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. Слайд 21: За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Слайд 22: В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Их делают здесь уже несколько столетий.

Ведущий. Слайд 23: Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич. В этом городе экскурсоводом будет работать…

5. Станция Углич. Экскурсовод 5. Город стоит на берегу реки Волги и основал его в 937 году Ян Плескович. Название города произошло, возможно, от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». Слайд 24: В Угличе много памятников старины. Угличский кремль основан в 1892 году в палате дворца удельных князей. Слайд 25: Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

Слайд 26: – И мы с вами поиграем в игру, которая называется «Часы». Ведущий встает в центре в руках, у него длинная скакалка. Остальные участники образуют циферблат. Ведущий начинает вращать скакалку низко над землей, остальные участники должны перепрыгнуть скакалку в это же время произнести число, соответствующее их положению на циферблате (если участников больше или меньше 12, то просто порядковый номер). Сбившийся или не успевший участник — выбывает.

Ведущий. Вот и еще один город мы посетили. Слайд 27: Из города Углича мы отправляемся в город Ярославль, про который мы узнаем от…

6. Станция Ярославль. Экскурсовод 6. Ярославль – самый крупный город Золотого Кольца. Он был основан Ярославом Мудрым, имя которого и носит. По преданию сам князь, зарубив в лесном овраге боевым топором медведя, которому поклонялось местное языческое население, поставил на этом месте, у впадения р. Которосли в Волгу, первый деревянный город, а медведь с секирой стал позднее гербом города. Слайд 28: Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. Слайд 29: В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

Ведущий. Из Ярославля мы отправляемся в следующий город на Волге, в котором остановимся. Слайд 30: Это город Кострома, с которым нас познакомит…

7. Станция Кострома. Экскурсовод 7. Кострома была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким. Из источников следует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома. В 1773 г. во время пожара сгорели все деревянные постройки в кремле, пострадала и значительная часть посада. Слайд 31: Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Вот город и сделали таким необычным. Кострома действительно спланирована по веерной системе.

Ведущий. Слайд 32: Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – это Плёс. О замечательном городе нам расскажет…

8. Станция Плёс. Экскурсовод 8. Плёс был основан в 1410 году князем Василием I-м как военное укрепление на Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам. Плёс удачно стратегически расположен. Волга здесь не петляет, что позволяет увидеть противника с большого расстояния. Слайд 33: Это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. В этот живописный край приезжали многие известные художники: И. Е. Репин, В. В. Верещагин, И. Л. Левитан. Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана.

Слайд 34: Мы с вами тоже представим, что мы художники. Будем играть в игру «автопортрет». Участникам завязываются глаза. Они рисуют свой автопортрет. У кого удачнее – 2 балла.

Слайд 35: Ведущий. Из Плёса мы отправляемся во всемирно известный город-музей Суздаль, о котором нам поведает…

9. Станция Суздаль. Экскурсовод 9. У города – счастливая и заметная в истории страны судьба. Хотя на протяжении веков его не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но вновь и вновь возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане. Это всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Слайд 36: В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница и др. Слайд 37: Ведущий. Из Суздаля совсем недалеко до следующего города – Владимира. Расскажет о городе…

10. Станция Владимир. Экскурсовод 10. Город основал князь Владимир Мономах. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Слайд 38: Пройдём по улицам города. Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Это редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры. Они были построены в 1164 г. От древнего здания сохранились лишь две мощные белокаменные стены. Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. Слайд 39: А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Слайд 40: Ведущий. Из города Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу закончилось. Почему же называют кольцо? Давайте посмотрим на карту. Эти города образовали кольцо. А почему золотое? Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию. Сегодня Золотое кольцо – символ российской истории, один из ярчайших памятников эпохи Древней Руси. Мы с вами побывали только в некоторых городах Золотого кольца. В туристический комплекс «Золотое кольцо» входят и другие города. А сейчас мы с вами поиграем.

Игры: «Анаграммы». Задача игроков: переставить буквы в словах так, чтобы получилось название города «Золотого кольца». За правильный ответ команда получает 2 балла. (У каждой команды карточки.)

ПЕС+Л=

ИЛ+ЧУГ=

СТО+РОВ=

ИЛ+ВАР+МИД=

СОЛЬ+ВАЛ+ЯР=

МАК+ТОРОС=

Откройте «Листок юного путешественника». Ваша задача соединить город с его описанием и гербом. По 4 описания на каждую команду. (Каждый правильный ответ – 2 балла)

На гербе города изображен олень. (Ростов)

На гербе этого города изображен медведь. (Ярославль)

Звоны этого города записаны на кассеты и диски. (Ростов)

Этот город – «столица» русской игрушки. (Сергиев Посад)

В этом городе расположен собор Спасо-Преображенского монастыря. (Ярославль)

Здесь находится знаменитая Троице-Сергиева Лавра. (Сергиев Посад)

Здесь улицы расположены в виде веера. (Кострома)

Викторина. (По очереди каждой команде, каждый правильный ответ – 2 балла)

1. Что означает слово «лавра»? (Главный самый важный монастырь). 2. Кем был основан город Переславль-Залесский? (Юрием Долгоруким). 3. Как ещё называют город Ростов? (Великий). 4. Что находится в самой замечательной части Ростова? (Ростовский кремль). 5. Как называются очень красивые украшения с эмалью? (Финифть). 6. На какой реке стоит город Углич? (На реке Волге). 7. Кем был основан город Ярославль? (Князем Ярославом Мудрым). 8. Почему Ярославль называют родиной русского театра? (Здесь был создан первый в России общедоступный театр). 9. Как расположены улицы в Костроме? (В виде веера). 10. Как звали императрицу, которая приказала перестроить Кострому? (Екатерина Вторая). 11. Какой русский художник особенно любил город Плёс? (И. И. Левитан). 12. Что открыли в Плёсе в честь И. И. Левитана? (Музей). 13. В Суздале есть знаменитый музей, как он называется? (Музей деревянного зодчества). 14. Назовите имя человека, который основал город Владимир? (Князь Владимир Мономах). 15. Назовите главные достопримечательности Владимира. (Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор)

Города старинные к солнышку лицом,

Для России стали Золотым кольцом.

Итог занятия. На этом наше путешествие заканчивается. Понравилось ли вам путешествовать? Как называют туристический маршрут, по которому мы с вами сегодня путешествовали? Перечислите города, которые входят в «Золотое кольцо» России. Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой). Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…) Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

У вас на партах лежат смайлики, кому понравилось занятие возьмите веселый смайлик, кому не понравилось-грустный смайлик. Затем смайлики приклейте к «Листку юного путешественника». Молодцы ребята, всем спасибо, вы сегодня были внимательные, активными, наше занятие подошло к концу, до свидания!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.