Золотое кольцо России
Технологическая карта урока
| Учебный предмет | Окружающий мир | |||||||||
Класс | 3В | ||||||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||||||||
Тема урока | Золотое кольцо России | ||||||||||
Цель урока | создать условия для знакомства с городами Золотого кольца России, их достопримечательностями; учить называть и показывать на карте города Золотого кольца; вызвать у обучающихся чувство восхищения и необходимости изучения истории своей страны | ||||||||||
Задачи | Обучающая: мотивировать учащихся к изучению раздела «Путешествия по городам и странам»; познакомить учащихся с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями Развивающая: - способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора; - развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения; - развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь; - формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя. Воспитательная: - способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов. | ||||||||||
Планируемые результаты | Формирование у учащихся УУД: Личностные УУД: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране. Предметные УУД: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо». Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности. Коммуникативные УУД: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | ||||||||||
Материалы и оборудование | Презентация, экран с проектором; Учебник: А.А. Плешаков - М: Просвещение, 2011. С. 86-97 | ||||||||||
Этап фрагмента урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности(Ф,И,П,Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Организационно-мотивационный момент | | Беседа | Здравствуйте, меня зовут Дарья Ивановна.Проверим готовность к уроку, на столе должны находиться: учебник, рабочая тетрадь, пенал. Все остальное прошу вас убрать. Садитесь правильно. Спинка прямо, расстояние от вас до стола ровно кулачек. | Приветствуют друг друга и учителя. | Фронтальная | | | организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность(Р) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К) | управление своим настроением, умение выражать эмоции. | ||
Актуализация знаний с выходом на тему/проблему | Выявление имеющихся знаний по теме урока, формирование умения выявлять причину затруднения | Подводящий диалог | -Вы закончили изучение большой темы «Чему учит экономика». Давайте вспомним пройденный материал. -Начнём наш урок с проверки домашнего задания. У вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите листочки. Выполняем работу. Удачи вам. | -выполняют задание. | фронтальная работа | Листы с тестами | Подведение итогов по изученному материалу. | Умение структурировать информацию (П) тактично выражать свою точку зрения (К) | Определение границ знания-незнания | ||
Целеполагание | Формировать умение корректно формулировать цели урока | Подводящий диалог | -Прежде чем перейти к новому материалу давайте разрешим два проблемных вопроса, касающихся нашего урока. -Как вы понимаете, что такое кольцо? -Какие бывают кольца? -На сегодняшнем уроке речь пойдёт о золотом кольце. Принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Украшено оно российскими самоцветами - городами. -И так сформируем цель нашего урока. Цель: знакомство с интересными городами нашей Родины и основными их достопримечательностями. -А какие задачи поставим для достижения этой цели? Задачи: Для того чтобы сформулировать задачи давайте обратимся к учебнику Узнать, что такое Золотое кольцо России, какие города в него входят Учиться находить их на карте Узнать о достопримечательностях городов; | Украшение, предмет в форме окружности Обручальные, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное) -формулируют цель урока | фронтальная работа | Интерактивная доска | | Умение постановки цели учебной деятельности(Р) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П) Понимание цели урока(Л) | Самоопределение целей урока | ||
Планирование | Формирование умений составить и записать план достижения цели урока | Подводящий диалог | - Давайте, чтобы ничего не упустить сегодня на уроке, составим план: 1. Что такое Золотое кольцо России; 2. Какие города в него входят; 3.Местоположение и достопримечательности городов. Что нам понадобится для изучения нового материала? | Составляют план -учебник, интерактивная доска | Фронтальная работа | Интерактивная доска | | Умение составлять план и последовательность своих действий (Р) Выбор наиболее эффективных способов достижения цели урока(П) Осмысление последовательности выполнения действий (Л) | | ||
Осуществление (реализация) плана | Выявление обучающимися новых знаний; развитие умения находить ответы на проблемные вопросы;подведение детей к самостоятельному выводу | Частично-поисковый метод Эвристическая беседа Прием сравнения; обобщения | «Золотое кольцо России» – популярный в нашей стране экскурсионный маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры. Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом. -Сегодня мы совершим путешествие по городам Золотого кольца, узнаем историю их создания, познакомимся с достопримечательностями древних городов. Начинаясь и заканчиваясь в Москве, маршрут Золотого кольца проходит по территории пяти областей: Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской. Из Москвы мы едем на северо-восток и прибываем в город Сергиев Посад. –Рассмотрите фотографии в учебнике и на доске. О городе Сергиев Посад (с. 89). Сергиев Посад — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, город областного значения. Станция Сергиев Посад — одна из основных железнодорожных станций на Ярославской линии Московской железной дороги. Слайд № 4 В городе находится памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — Троице-Сергиева Лавра. Игрушечный промысел Сергиева Посада. Сергиев Посад — столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки. Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг него к этому времени занимались игрушечным промыслом около 5550 дворов. Изготавливают там игрушки и в настоящее время. Кроме того, в Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю. Сегодня сергиевопосадские мастера изготавливают игрушки из самых различных материалов. Но первоначально они прославились своими поделками из дерева. Лучшим материалом у сергиевских резчиков считались липа, ольха, осина и берёза. Изготовлению игрушки предшествовал подготовительный период, длившийся до двух лет. Только после него из дерева вырезали фигурки и расписывали яркими красками. Самым ходовым товаром были дешевые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Дуры были броские, в пышных и неправдоподобных платьях, фантастических шляпах с цветами и перьями, «надутые» и «высокомерные». Но при этом — веселые и красочные. Народ охотно покупал таких кукол. Куклы «барыни» отличались более тонкой работой, изящной раскраской и, как следствие, высокой ценой. У сергиевских мастеров были совершенно оригинальные игрушки, которые пользовались большим спросом в праздничные и ярмарочные дни. Сергиево-посадский резной промысел был первым на Руси, и до сих пор славится своими игрушками-сувенирами. Позже стали резать игрушки из дерева во многих других слободах и городах. Игрушечники разных подмосковных мест сотрудничали между собой.. Знаменитый Музей игрушки расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. – Мы снова садимся ипродолжаем путешествие. Переславль-Залесский — город областного подчинения (городской округ) в Ярославской области России, административный центр Переславского района. Город расположен в 140 километрах от Москвы, на берегу Плещеева озера, в месте впадения в него реки Трубеж. Назван Переяславлем-Залесским в честь южнорусского Переяславля. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский. Находился за лесами в Залесье — области полей и земледелия, поэтому и назван Залесским. Основан в 1152 году ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким. Слайд № 7 Рыбная слобода — часть города Переславля-Залесского, прежде бывшая особой слободой рыбаков. Находится в устье реки Трубеж и на берегу Плещеева озера. В настоящее время улицы Правая набережная и Левая набережная. В городе есть музей утюгов, музей льна, музей чайников, музей кукол. Ростов — Ростов Великий – небольшой город Ярославской области, хорошо известен памятниками древнего национального искусства. Город расположен на берегу озера Неро, в 53 км от Ярославля, в 202 км от Москвы. Ростов — один из старейших городов России. Он входит в Золотое кольцо России. Первое упоминание о нём относится к 862 году. Слайд № 9 Ростов часто называют Ростов Великий, чтобы отличить его от Ростова-на-Дону. Название города традиционно, хотя и не очень уверенно, связывают со славянским личным именем Рост (ср. Ростислав), от которого с помощью суффикса -ов образовано притяжательное прилагательное. Ростов — один из древнейших городов Руси. Слайд № 10 Ростовская финифть — народный художественный промысел — выполнение прозрачными огнеупорными красками миниатюрных изображений на медных посеребренных изделиях, покрытых эмалью. Существует с 18 в. в г. Ростове Великом (Ярославская обл.). Первоначально ростовская финифть исполнялись образа святых, оклады икон, с 1840-х гг. появились миниатюрные портреты, пейзажи; в настоящее время — главным образом цветы на сувенирах. Впервые упоминается в летописи в 862 году. Летописцы издревле отмечали ростовские палаты и храмы, восторгались книжным богатством, собранным в сокровищнице ростовских князей. Во второй половине XVII века в центре Ростова Великого на берегу озера Неро был воздвигнут один из самых величественных ансамблей Древней Руси – Ростовский кремль. Ч т е н и е т е к с т а у ч е б н и к а. – О каких еще достопримечательностях Ростова Великого вы узнали? Углич - город в России, административный центр Угличского района Ярославской области, один из древнейших городов России. Название города Углич – производное: 1) от слова «уголь» – на этом месте в древности выжигали уголь; 2) от слова «угол» – город расположен на мысу, который впадает в Волгу, и назывался раньше «Углец» или «Углич»; 3) от «уличи» или по созвучию «угличи» – так называлось одно из славянских племен. Один из древних городов России. Известен с 937 года. В настоящее время территория Угличского кремля, как в древности, ограничена рекой Волгой с севера, Каменным ручьем с востока, речкой Щелковской с запада и вырытым рвом, соединявшим речку и ручей, – с юга. Сейчас в Кремле стоит древняя палата, остатки дворца угличского князя Андрея Большого, городской собор, колокольня, церковь Дмитрия «на крови», используемые как музеи. Углич не обладал в древности политической силой и не владел богатством, как Владимир или Ростов. Он славен архитектурными памятниками XVII–XVIII веков и красотой пейзажа, которая создается природой и древними сооружениями. Ч т е н и е т е к с т а и б е с е д а п о с о д е р ж а н и ю. Ярославль — город в России, административный центр Ярославской области и Ярославского района, городской округ. Ярославль — третий по величине населения город Центрального федерального округа Российской Федерации и древнейший в стране город с более чем полумиллионным населением. Город является транспортным узлом, из которого расходятся железнодорожные линии и автодороги в направлении Москвы, Вологды, Рыбинска, Костромы, Иванова и Кирова. В Ярославле действуют также речной порт и аэропорт. Ярославль — один из старейших русских городов, основанный в XI веке и достигший своего расцвета в XVII веке; в 2010 году город отметил своё тысячелетие. День города в Ярославле обычно отмечается в последнюю субботу мая. Исторический центр города, расположенный у слияния рек Волги и Которосли, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ярославль традиционно считается одним из основных объектов Золотого кольца России. – В драгоценном ожерелье древних городов, опоясавших Москву, Ярославль сиял особенно ярким, немеркнущим светом. Основан около 1010 г. князем Ярославом Мудрым как крепость на месте древнего поселения, при слиянии реки Коростель с Волгой. Положение Ярославля у важного водного пути по Волге способствовало его расцвету в XII–XIII веках. Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого: Спасский монастырь со Спасо-Преображенским собором, церковь Ильи Пророка, церковь Богоявления. Р а б о т а с у ч е б н и к о м. Кострома основана в XII веке предположительно князем Юрием Долгоруким. Кострома – уникальный по своей композиционной целостности градостроительный ансамбль. Игнатьевский монастырь основанный, по преданию, в конце XIII века, церковь Воскресения на Дебре, церковь Иоанна Богослова, Преображенская церковь являются историко-архитектурным музеем-заповедником. Достопримечательностью Костромы является также недавно созданный здесь под открытым небом музей деревянной архитектуры. | | Фронтальная работа/индивидуальная работа/групповая работа | Оценочные листы | умение решать арифметические задачи на деление с остатком | Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера(К) Поиск и выделение необходимой информации(П) действовать в соответствии с инструкцией(Р) | | ||
Первичное закрепление | организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; | Прием аналогии Практический метод (выполнение упражнений репродуктивного или продуктивного характера) | Работа в тетради стр 30. | | | | Закрепление знаний о добыче и использование некоторых полезных ископаемых. | | | ||
Итог урока/оценивание | зафиксировать новое содержание урока; | Прием обобщения | Давайте подводить итоги. По какой теме работали? Какие задачи ставили? -Мы достигли цель? - Так почему же называется кольцо? А почему золотое? Если эти города со своими памятниками так ценны, что их сравнивают с драгоценным металлом золотом, то как же к ним надо относиться? Домашнее задание: Сообщение по рядам: Иваново, Владимир, Плес. | - знакомство с интересными городами нашей Родины и основными их достопримечательностями. Ответы детей | Фронтальная работа/индивидуальная работа | Интерактивная доска, система дистанц. голосования Оценочные листы | | Умение оценивать качество и уровень усвоения учебного материала (Р) | | ||
Рефлексия | организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.м | | - Вспомните, как вы работали на уроке. Заполните лист рефлексии «Перекресток мнений». Подведите стрелки к верному утверждению. «Работал хорошо» «Мало узнал» «Много узнал» «Работал плохо» | Оценивают свою работу. | Индивидуальная работа | Интерактивная доска, система дистанц.голосования | | вступать в общение и творческое взаимодействие (К) | | ||
Резервное задание | | | | | | | | | | ||
Региональный компонент | | | | | | | | | |
Ирина Владимировна Казарцева