Игра-викторина для уроков литературы «Творчество С.А. Есенина» (9-11 классы)
Преподаватель русского языка и литературы
МКОУ «Крымско-Слудская СОШ имени Н.С. Савина», с. Крымская Слудка
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Игра-викторина «С.А. Есенин»,
Цели:
- привлечь внимание обучающихся к жизни и творчеству С. А. Есенина;
- дать представление об истоках и художественном своеобразии неповторимой поэзии С.
Есенина;
- развивать читательские интересы, навыки аналитического прочтения стихотворного
текста, навыки монологической речи;
- воспитывать уважение к родной земле, природе, прививать любовь к творчеству поэта;
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Оборудование:
- портрет Сергея Есенина;
- выставка книг поэта;
- песни и романсы на стихи С.Есенина в исполнении С.Безрукова, А.Малинина,
Н.Кадышевой, Земфиры, группы «БИ-2» и группы «Отпетые мошенники»;
- иллюстрации и рисунки на стихи поэта.
Ход игры:
В игра-викторина предназначена для учащихся 9-11 классов. Участники делятся на команды и проходят 5 этапов, каждый из которых состоит из пяти вопросов. Между этапами включается мелодия на стихи С. Есенина. За каждый правильный ответ команда получает жетон, по их количеству определяется победитель.
Ход мероприятия
Ученик читает стихотворение Виктора Бокова «Памяти Есенина».
На Ваганьковском кладбище осень и охра,
Небо - серый свинец пополам с синевой.
Там лопаты стучат, но земля не оглохла -
Слышит, матушка, музыку жизни живой.
А живые идут на могилу Есенина,
Отдавая ему и восторг, и печаль.
Он - Надежда. Он - Русь. Он - ее Вознесение.
Потому и бессмертье ему по плечам.
Кто он?
Бог иль безбожник?
Разбойник иль ангел?
Чем он трогает сердце
В наш атомный век?
Что все лестницы славы,
Ранжиры и ранги
Перед званьем простым:
Он - душа-человек!
Все в нем было -
И буйство, и тишь, и смиренье.
Только Волга оценит такую гульбу!
Не поэтому ль каждое стихотворенье,
Как телок, признавалось:
- Я травы люблю!
И снега, и закаты, и рощи, и нивы
Тихо, нежно просили: - От нас говори!-
Не поэтому ль так охранял он ревниво
Слово русское наше, светившее светом зари.
Слава гению час незакатный пробила,
Он достоин ее, полевой соловей.
Дорога бесконечно нам эта могила,
Я стою на коленях и плачу над ней!
Да, Сергей Есенин очень разный, противоречивый. И мы приглашаем вас ещё раз окунуться в удивительный, иногда шокирующий мир С.А. Есенина. Вам предстоит пройти литературный квест, проявить свои способности. Команды на старт.
1 этап « Ах, какая женщина…»
В жизни поэта было немало муз, которым он посвящал свои стихи. Вам предстоит угадать, о ком эти строчки.
Ей он посвятил 7 стихотворений из цикла «Любовь хулигана», в том числе и эти строки :
Мне бы только смотреть на тебя
Видеть глаз злато-
Карий омут,
И чтоб прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому. (Августа Миклашевская)
Это его первая любовь, «черноглазая смуглянка», сестра его товарища.
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печенок
И сладко думал, лишь уединюсь,
Что я на этой,
Лучшей из девчонок, достигнув возраста, женюсь. ( Анна Сардоновская)
К ней обращено одно из самых известных стихотворений о любви « Не бродить, не мять в кустах багряных»
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла. ( Мария Парменовна Бальзамова)
15 месяцев с ней провел Есенин за границей.
Не гляди на её запястья
И с плечей её льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь – зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума. ( Айседора Дункан)
Это была последняя попытка создать семью, внучка знаменитого писателя.
Видно, так заведено навеки —
К тридцати годам перебесясь,
сё сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.
Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая —
Знак того, что вместе нам сгореть.
То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе,
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.
В голове болотный бродит омут,
И на сердце изморозь и мгла:
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала?
Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.
Ну, и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край.
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай. ( Софья Андреевна Толстая)
2 этап.
Многообразен в лирике Есенина мир растений и животных. Угадайте названия деревьев:
1)Старый …на одной ноге стережет голубую Русь.(клен)
2)Белая… под моим окном. (береза)
3)Все пройдет, как с белых…дым (яблонь)
4)Облетевший… серебрист и светел (тополь)…
5) О красном вечере задумалась дорога,
Кусты ….. туманней глубины. ( рябин)
3 этап.
А сейчас вам предоставляется возможность побыть в роли Есенина и дать определения некоторым явлениям словами поэта.
Еще никто не управлял планетой,
И никому не пелась песнь моя.
Лишь только он,
С рукой своей воздетой, сказал, что мир- ( единая семья, «Капитан Земли» 1925 г.)
Время – ( мельница с крылом, « Где ты, где ты, отчий дом» 1917г.)
Быть поэтом – это значит…(Рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души..)
Счастлив, кто жизнь свою украсил ( бродяжьей палкой и сумой, «Пойду в скуфье иноком..: 1914г)
Дар поэта –(ласкать и карябать, роковая на нем печать. Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать, « Мне осталась одна забава» 1923 г.)
4 этап.
Язык поэзии Есенина яркий, сочный, образный. Вам предстоит определить художественные средства в данных отрывках:
Тучи с ожереба
Ржут, как сто кобыл. ( гипербола, олицетворение)
Желтый хвост упал в метель пожаром… ( метафора)
Седые вербы у плетня нежнее головы поклонят ( эпитет, олицетворение)
Тучи-как озера,
Месяц-рыжий гусь,
Пляшет перед взором
Буйственная Русь… ( сравнение, эпитет, олицетворение)
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыть от гибели,
Никуда не уйти от врага ( метафора, олицетворение, анафора)
5 этап.
Кроме стихотворений, С.А. Есенин оставил и поэмы, прозаические произведения, а также много писем. По подсказке и строчкам на это этапе надо определить название поэмы.
1)Возникновению этой поэмы способствовало знакомство с И.И. Ионовым, а также события, связанные работой в типографии Сытина.
«Много в России троп.
Что ни тропа- то гроб.
Что ни верста – то крест.
До енисейских мест
Шесть тысяч один сугроб. (« Поэма о 36»)
2)Замысел этого произведения возник в годы зарубежных поездок, напечатана в 1925 году.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь наковеркала?
Я в цилиндре стою,
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало… « Черный человек»
3)Сам Есенин отметил время работы над поэмой февраль-август 1921 г. Она была написана в период поездки по Средней Азии. Он хотел, чтобы её поставили в театре, дальше читки в театре В.Э. Мейерхольда дело не продвинулось.
Человек в этом мире не бревенчатый дом, не всегда перестроишь наново…
Неужели пришла пора?
А казалось… казалось ещё вчера-
Дорогие мои…дорогие… хорошие.. ( «Пугачев»)
4)Прототипом главной героини поэмы стала Лидия Ивановна Кашина, владелица имения в Константинове.
Когда-то у той вот калитки
Мне было 16 лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково : «Нет».
Далекие милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит любили и нас. ( «Анна Снегина» 1925г.)
5)С.А. Толстая-Есенина вспоминала, что замысел этой поэмы постоянно менялся, а окончательно сформировался после поездки в США. Есенин хотел показать в ней столкновение двух миров, двух начал в жизни человечеств.
Чем больше гляжу я на снежную ширь,
Тем думаю все упорнее,
Черт возьми!
Да ведь наша Сибирь
Богаче, чем желтая Калифорния.
С этими запасами руды
Нам не страшна никакая
Мировая блокада… ( «Страна негодяев»)
Вот и подошел к концу наш квест. Пока жюри совещаются и подводят итоги мы послушаем ваши любимые стихотворения С.А. Есенина.
А закончим наше мероприятие словами Юрия Прокушева « Его романтически-легендарная и реально-земная жизнь всегда напряженно-драматична, поэзия контрастно-противоречива, но всегда – чудо.
Литература:
1)Сергей Есенин. Сборник сочинений в 2-х томах
2)С.А. Есенин. Стихотворения.Поэмы.
3) Ресурсы интернета.