Разработка контрольной работы по литературе «Творчество А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского» (11 класс)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ТВОРЧЕСТВУ А.А. БЛОКА, С.А. ЕСЕНИНА И В.В. МАЯКОВСКОГО
(11 класс)
Часть 1. (60 б.)
Задание 1.1 Соотнесите литературное направление и его характеристику.
1) футуризм;
2) символизм;
3) имажинизм;
4) акмеизм
а) литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основным выразительным средством, которое использовали представители данного направления, была метафора.
б) авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение всех форм и стилей искусства;
в) модернистское течение, провозгласившее, в противовес символизму, изысканную материальность, предметность тематики и образов, точность слова;
г) модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приёма символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.
Задание 1.2 Объедините направление и его представителей.
1) символизм; 2) имажинизм; 3) футуризм; 4) акмеизм.
Ахматова, Бальмонт, Блок, Брюсов, Гумилёв, Есенин, Маяковский, Северянин.
Задание2.1 Соотнесите годы жизни и расшифруйте инициалы поэтов.
1893-1930 а. Бунин И.А.
1895-1925 б. Блок А.А.
1870-1953 в. Есенин С.А.
1880-1921 г. Маяковский В.В.
Задание2.2 Соотнесите факты биографии с известными поэтами.
Страна детства – Рязанская земля, крестьянская семья.
«Шахматовские просторы стали колыбелью любви к Родине» (М.А. Бекетова)
Сын лесничего, родился в Грузии.
Задание2.3 Соотнесите портреты с известными поэтами.
«Красивый, стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами, настоящий принц»
«Высокий юноша с тёмными глазами. В широкополой чёрной шляпе, он казался членом сицилийской мафии»
«Златокудрый молодец в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках»
Задание 3. Для творчества Маяковского характерно:
а) «лесенка» как особая форма стиха; б) большое (по сравнению с творчеством других поэтов) количество окказионализмов; в) полное совпадение автора и лирического героя; г) тема природы как центральная, сквозная, так или иначе присутствующая почти во всех стихотворениях; д) любовь к эпатажу; е) тотальное одиночество лирического героя и непонимание со стороны окружающих.
Задание 4. Кто автор слов, из какого произведения они?
А). Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои…
Б). И вдруг разревелась
так по-детски,
Что барабан не выдержал.
В). И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Г). Шаганэ, ты моя Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли…
Д) Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Е) После смерти нам стоять почти что рядом:
вы на Пе, а я на эМ.
Задание 5.Сформулируйте ответы на вопросы.
Какой город стал А.А. Блока колыбелью и центром Вселенной?
7 ноября 1902 года после студенческого бала в Дворянском собрании А. Блок записал в дневнике: «Сегодня… совершилось то, чего никогда ещё не было, чего я ждал четыре года». Что имел в виду А. Блок?
О ком пишет А.А. Блок: «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года»?
В письме к К. Станиславскому А. А. Блок писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…». Какой именно?
В автобиографии Есенин говорил: “Влияние на моё творчество в самом начале имели деревенские…”Что?
Как назывался первый поэтический сборник Есенина? В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина? Какое это было стихотворение?
О каком историческом герое Есенин написал знаменитую поэму?
В какой поэме С.А.Есенина изображена жизнь деревни в годы революции и Гражданской войны?
К какому жанру отечественной поэзии может быть отнесено стихотворение «Отговорила роща золотая…»? а) оде б) элегии в) балладе г) посланию
Это событие произошло в подмосковном местечке Акулова гора, что на 27 версте по Ярославской железной дороге. В результате посещения большим гостем, у хозяина, который нам все это описал, резко уменьшились запасы варенья. Кто же и у кого был в гостях?
Герой какого произведения переименовал себя из Присыпкина в Пьера Сыпкина?
Часть 2. Творческий сопоставительный анализ стихотворений И.А. Бунина и В.В. Маяковского (40 б.)
И.А. Бунин "Не устану воспевать вас, звёзды"(1901 г.)
Не устану воспевать вас, звезды!
Вечно вы таинственны и юны.
С детских дней я робко постигаю
Темных бездн сияющие руны.
В детстве я любил вас безотчетно, –
Сказкою вы нежною мерцали.
В молодые годы только с вами
Я делил надежды и печали.
Вспоминая первые признанья.
Я ищу меж вами образ милый…
Дни пройдут — вы будете светиться
Над моей забытою могилой.
И быть может, я пойму вас, звезды,
И мечта, быть может, воплотится,
Что земным надеждам и печалям
Суждено с небесной тайной слиться!
В.В. Маяковский "Послушайте!"
(1914 г.)
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Нормы оценивания работы:
"5"-91-100 б.
"4"- 71-90 б.
"3"- 51-70 б.