Урок по творчеству С.А. Есенина (Литература, 11 класс)

2
1
Материал опубликован 7 October 2017

Тема урока: Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и

Творчеству С. А. Есенина.

Цели урока: образовательная: повторить основные сведения о жизненном и

творческом пути поэта; учить выступать с докладом, на

заданную тему, выразительно читать стихотворения;

 

развивающая; развивать память, речь учащихся, умение делать

выводы;

воспитательная; воспитывать бережное отношение к природе,

животному миру; патриотическое чувство любви к России, к

родному слову, к творчеству С. А. Есенина.

Ход урока:

Сообщение темы урока.

У: Наш сегодняшний урок мы посвятим повторению основных сведений о жизненном и творческом пути. Сергея Александровича Есенина. Итак, мы начинаем.

литературно – музыкальная композиция.

У: Если бы Сергей Есенин был жив, ему бы исполнилось в этом году 112 лет. Эта дата трудно ассоциируется с вечно молодым поэтом, как и с вечно звенящим его молодыми, свежими стихами, вобравшими в себя целый мир человеческих чувств.

 

Яблоневым цветом брызжется

душа моя белая,

В синее пламя ветер глаза раздул.

Ради бога, научите меня,

Научите меня, и я что угодно сделаю,

Сделаю, что угодно, чтобы звенеть

в человечьем саду.

1.Ученик: Образ человеческого сада для Есенина – это шумящая, солнечная,

тенистая, цветущая жизнь, полная шуршания лепестков сирени

Яблоневого цвета, ощущения молодого земного счастья, россыпи россы и

золотой лунной пороши.

 

Мир человека и мир природы для него едины и неделимы.

2.Ученик: У Сергея Есенина было свое собственное мироощущение, и потому чуткое

сердце поэта так неповторимо ведет поэтический диалог с природой,

родной землей, любимой женщиной, матерью, человеческой душой. И все

это такое родное и близкое для каждого из нас.

Чтец 1: Я ещё никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ивы,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать…

Где ты, где, моя тихая радость,

Все любя, ничего не желать.

 

У: О тех женщинах, с кем сводила его судьба, можно много рассказывать.

каждая из них неповторимо, по-своему, соприкоснулась с любовью, дружбой

поэта.

Ученик: Можно начать с Анюты Сардановской, внучки священника, вместе с

которой Есенин учился в епархиальном училище. Ей он посвятил

стихотворения «За горами, за желтыми долами…», «Зачем зовешь…».

Юношеская влюбленность. О ней он напишет значительно позднее.

Чтец: Когда – то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит, любили и нас.

У. Да, было увлечение, но Анна вышла замуж за другого и умерла при родах. У Есенина

было позднее много романов, любимых и близких женщин, но к концу своей жизни

он пишет поэму с приведенными выше строками, и мы не усомнимся, что это –

сердечная память об Анюте Сардановской. И само имя героини поэмы «анна

Снегина» звучит как – то особенно поэтично, ласково, многозначно.

Ученик: В образе Анны Снегиной воплотились и черты помещицы Лидии Кашиной,

которой поэт был увлечен, дружбой которой дорожил. Лидия Ивановна была

молодая, интересная и образованная женщина, владевшая несколькими

иностранными языками, с широкими душевными интересами. Ей было

посвящено стихотворение «Зеленая прическа».

Чтец: Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы – ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил – печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

«О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вздохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Ученик: Была ещё милая Мария Бальзамова. Ей тоскующий по деревне и деревенским

девушкам Есенин посылал письма, отчаянной любви. Не исключено, что одно

из лучших ранних стихотворений – «Не бродить, не мять в кустах

багряных..?- посвящено впечатлением от встречи с Маней, названной

Есениным «Тургеньевскои Лизой».

 

Чтец: Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Относилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан

и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Ученик: Поэту было девятнадцать лет, когда он приехал в Москву. Заводя первые

знакомства, подружился с работавшей в типографии Анной Романовой

Изрядновой. Он нашел в ней учительницу, понимающую слушательницу своих

стихов, человека удивительной скромности и чистоты. Анна, став

гражданской женой поэта, в1914 году родила ему сына Юрия, которому

Сергей Есенин был заботливым отцом.

Ученик: Летом 1917 года в редакции газеты «Дело народа», где печатались стихи

Есенина, он познакомился с Зинаидой Райх. Она была привлекательна,

женственна, нежна, поэтична. С Зинаидой Райх поэт обвенчался. Несмотря

на рождение дочери Татьяны в мае 1918 года и сына Константина в марте

1920 – го, семейная жизнь у поэта не сложилась.

В стихах Есенина нет прямого упоминания имени Зинаиды Николаевны ,

но он напишет ей стихотворение за стихотворением. Например, «Письмо к

женщине». И «Собаке Качалова» - это тоже для Райх.

 

И наконец, стихотворение « Цветы мне говорят – прощай…», написанное за

два месяца до гибели поэта, обращено опять к ней.

Чтец: Цветы мне говорят – прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Её лицо и отчий край.

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

Я видел вас и видел землю,

И эту гробовую дрожь,

Как ласку новую приемлю.

И потому, что я постиг

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, -

Я говорю на каждый миг,

Что все на свете повторимо.

Не все ль равно – придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленной и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине

Любимая с другим любимым

Быть может, вспомнит обо мне,

Как о цветке неповторим.

Ученик: судьба подарила Есенину дружбу с очень интересным человеком –

Надеждой Давыдовной Вольпин. Она родила ему сына Александра

Сергеевича Вальпин – Есенина. Эта женщина обожала и безумно любила

поэта.

Чтец: Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

Учитель: Среди искренних друзей Сергея Есенина была – Галина Артуровна

Бениславская. Судьбе было угодно свести совершенно разных людей: поэта

Сергея Есенина, находящегося под наблюдением ЧК, как «ищущего

скандальных выступлений против Советской власти» и сотрудницу в ЧК,

члена партии Бениславскую. Потрясенная гибелью поэта она почти через

год после его смерти застрелилась у его могилы. Похоронена рядом с

могилой

так страстно любимого ею человека. На ее памятнике надпись «Верная

Галя».Люди смертны, бессмертна любовь.

 

(Песня «Выткали на озере алый цвет зари»)

Ученик: Потом появилась прославленная актриса, танцовщица с мировым именем

Изадора Дункан. Поэт поразил ее воображение. Изадора полюбила Есенина.

В 1922 году 44-летняя танцовщица и 26-летний поэт зарегистрировали свой

брак и выехали за рубеж. Есенин, любивший родину, тяготился пребыванием

за границей, устал от семейных ссор и скандалов. Раздраженные, они

вернулись в Россию. Роман с Дункан не имел будущего. Есенин не способен был

любить женщину очень долго, душа требовала обновления чувств.

Ученик: осень 1923 года подарила Есенину встречу с женщиной, которой он

посвятил шедевры любовной лирики, лирические стихотворения, включенные

поэтом в цикл «Любовь хулигана», Августой Леонидовной Миклашевской,

актрисой Камерного театра.

Чтец: Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Учитель: Самое яркое свидетельство глубоких, светлых чувств, мыслей поэта

вписано в щумительный цикл лирических стихотворений «Персидские

мотивы», написанных на Кавказе. В «Персидских мотивах» любовь – не

«чувственная дрожь», не «вспыльчивая связь», а теплота и нежность

есенинского сердца, высказанные в ласковых словах, обращенных к

восточной красавице, придавая поэтическому образу определенные

жизненные черты армянской учительницы Шагандухт Тальян, с которой у

поэта завязывается дружба.

Чтец: Издатель славный! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь,

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

Пускай о многом неумело

Шептал бумаге карандаш,

Душа спросонок хрипло пела,

Не понимая праздник наш.

Но ты видение поэта

Прочтешь не в буквах, а в другом,

Что в той стране, где власть Советов,

Не пишут старым языком.

И, разбирая опыт смелый,

Меня насмешке не предашь, -

Лишь потому так неумело

Шептал бумаге карандаш.

Ученик: Последней женой поэта стала Софья Андреевна Толстая, внучка Л. Н.

Толстого.

Чтец: Милая, мне скоро стукнет тридцать.

И земля милей мне с каждым днем.

Оттого и сердцу станет сниться,

Что горю я розовым огнем!

Коль гореть, так уж гореть сгорая,

И недаром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая –

Знак того, что в месте нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.

Не моги не думать, не робеть.

Гордая и требовательная Софья Андреевна была не парой простому,

веселому, озорному Сергею. Их брак распадается.

Учитель: Наше повествование о любимых женщинах Сергея Есенина было бы

не полным, если бы мы не рассказывали о его святой любви и

привязанности к своим сестрам и матери. Он с восторгом говорил о них,

особенно о младшей сестре Шуре. Ей посвящено стихотворение « Я

красивых таких не видел» и многие другие.

Чтец: Я красивых таких не видел,

Только, знаешь в душе затаю

Не в плохой, а в хорошей обиде –

Повторяешь ты юность мою.

Ты – мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя?

Запоешь ты, а мне любимо,

Исцеляй меня детским сном.

Отгорела ли наша рябина,

Осыпаясь под белым окном?

Что поет теперь мать за куделью?

Я навеки покинул село,

Только знаю – багряной метелью

Нам листвы на крыльцо намело.

Знаю то, что о нас с тобой вместе

Вместо ласки и вместо слез

У ворот, как о сгибшей невесте,

Тихо воет покинутый пес.

Но и все ж возвращаться не надо,

Потому и достался не в срок,

Как любовь, как печаль и отрада,

Твой красивый рязанский платок.

Ученик: Трепетно, священно для поэта чувство к матери. В самые трудные минуты

своих раздумий Есенин обращается к матери.

Ученик: Как – то спросили Татьяну Федоровну Есенину, почему она все время ходит

в черном. Она ответила: «Меня все Монашкой зовут, да я не потому в

черном хожу: как Сергея похоронила, так вот и не снимаю этот наряд».

Вздохнув, добавила: «Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он

был совсем не такой…?

Ученик: Это было сказано уже после смерти поэта. Сказано матерью.

Чтец: Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

Я пойду за дорожным курганом

Дорогого гостя встречать.

Сегодня я увидел в пуще

След широких колес не лугу.

Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,

Шапку – месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,

Нашу печь, петуха и кров…

И на песни мои прольется

Молоко твоих рыжих коров.

Учитель: Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве

которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все,

написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт:

«Чувство родины – основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а

«чувство». Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это

неразрывные понятия.

Чтец: Но я люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость кроткая

С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорится, как черна смородина,

Угли – очи в подковках бровей.

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

Ученик: Неотделимо от родной природы проходило детство Есенина. И,

естественно, что мальчика с раннего детства окружали животные. Ни

одна крестьянская семья без них не обходилась. Корова была кормилицей

семьи, лошадь – работница в хозяйстве, собака – сторож в доме, друг

человека, кошка ловила мышей и просто создавала уют.

Учитель: Много стихотворений поэт посвящает животным. Судьба каждого

животного существа волнует его. Но, пожалуй, самую большую любовь

среди всех животных Есенин пытал к собакам. Они были близки ему по

характеру – добродушные. Веселые, неунывающие, верные существа.

 

Ученик: Самым пронзительным, самым щемящим из всех стихотворений Есенина о

животных является его «Песнь о собаке». У любого, кто читает это

стихотворение, сжимается горло, когда он узнает трагическую историю

собаки – матери, потерявшей своих щенков. Для неё эта потеря не меньше,

чем для женщины потерять своего ребенка.

Это стихотворение – своего рода гимн материнской любви.

Чтец: Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым её животом.

А вечером когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Учитель: Поэзия Есенина, как и его короткая жизнь, поражает нас своей

обнаженной искренностью, обостренной тоской чувств.

Кто из нас не находил в его стихах близкое сердцу чувство или верное

слово для выражения собственных переживаний!

Поэзия, как и душа поэта, нежна, светла, полна неисчерпаемой любви ко

всему живому в мире, чтобы каждой строчкой серебряных нитей стихов

звенеть « в человечьем саду».

Чтец: До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставание

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без

слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Песня «Отворила роща золотая…»

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень душевный урок!

8 October 2017