Обучающие игры на развитие психических процессов у детей 5–7 лет
Игры на развитие внимания у детей 5-7 лет
№
|
Название игры |
Цель |
Описание |
1
|
«Съедобное – несъедобное»
|
Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредотачиваться на зрительной информации. Развитие слухового внимания. |
Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он должен хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть. Можно использовать вариант игры с мячом. Вы бросаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбивает. (Первый вариант развивает зрительное внимание, а второй – слуховое.) |
2
|
«Сосчитай кружки» |
Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредотачиваться на зрительной информации. |
Попросите ребенка сосчитать и назвать количество кружков в каждом секторе, не прикасаясь к ним. Запишите результат и сравните с правильным вариантом. Отсутствие ошибок свидетельствует о хорошей концентрации внимания. |
3
|
«Горячо - холодно»
|
Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах. Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в пространстве. |
Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету и т.д.) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите: «Горячо», если удаляется от места – «Холоднее, холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами.
|
4
|
«Умные фигуры» |
Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредотачиваться на зрительной информации. |
Покажите ребенку образец. Попросите проставить в фигурах знаки по образцу: в квадратах – точку, в кругах – черту, в ромбах – крестик, в треугольниках ничего не ставить. На выполнение задания дайте 4 минуты. Если ребенок не успел справиться, увеличьте время. Подсчитайте ошибки, связанные с умением сосредоточить внимание (пропущенные фигуры, неверные знаки). Предложите другой вариант задания, например, замените фигуры или знаки, которые нужно в них проставить. |
Игры на развитие памяти у детей 5-7 лет
№
|
Название игры |
Цель |
Описание |
1 |
«Запоминаем вместе»
|
Создавать условия для воспроизведения услышанного. Формировать умение принимать установку на запоминание с последующим самостоятельным воспроизведением его. |
Взрослый предлагает поиграть в игру «Запоминаем вместе». Напоминает правила игры: первый ребенок говорит любое слово, второй повторяет слово первого и добавляет свое и т.д. по кругу. Взрослый дает детям установку на запоминание и воспроизведение услышанного, говорит о том, что нужно внимательно слушать, запомнить и повторить все десять слов. Побеждает тот, кто не сбился и запомнил все десять слов. |
2
|
«Разложи по порядку и запомни» |
Способствовать самостоятельной группировке материала. Стимулировать использование обобщенных названий в качестве опорных пунктов при запоминании и последующем воспроизведении. |
Картинки шести групп: мебель; транспорт; фрукты; дикие животные; ягоды; бытовая техника (по 5 картинок в группе). Взрослый размещает на столе вперемешку шесть групп картинок. Высказывает предположение, что запомнить столько картинок трудно. Подводит детей к выводу, что легче запомнить картинки, если мысленно объединить их в группы и запомнить, что входит в каждую группу. Предлагает детям запомнить картинки этим способом. Через десять минут спрашивает, какие картинки запомнили дети. Выигрывает тот, кто запомнит больше слов. |
3
|
«Запомни и разложи» |
Развивать умение принимать установку на запоминание с последующим самостоятельным воспроизведением.
|
Лист бумаги, набор геометрических фигур разного цвета, 4-6 карт с 8-10 геометрическими фигурами, расположенными по-разному. Взрослый сообщает детям задание: нужно внимательно рассмотреть карту с геометрическими фигурами, запомнить, где они располагаются, и затем разложить так же на листе бумаги. Побеждает тот, кто правильно выполнит задание.
|
4
|
«Зеркало»
|
Способствовать развитию зрительной памяти. |
Образцы изображений любых предметов, выполненных по клеткам, лист бумаги в клетку, карандаш. Дети берут по одному образцу изображения предмета, выполненного по клеткам. Взрослый предлагает детям посмотреть на него, запомнить и накрыть листом бумаги. Затем просит нарисовать это изображение на другом листе, как в зеркале (т.е. изображение то же, но развернутое в другую сторону). Побеждает тот, кто первым выполнит задание. |
Игры на развитие мышления у детей 5-7 лет
№
|
Название игры |
Цель |
Описание |
1
|
«Определи и расскажи»
|
Способствовать самостоятельной классификации в умственном плане. |
Шесть групп картинок: мебель; транспорт; профессии; ягоды; инструменты; школьные принадлежности. В игре принимают участие двое детей. Ведущий раздает детям предметные картинки и предлагает рассказать о своем объекте так, чтобы все его узнали. Напоминает правила: нельзя называть слово, обозначающее картинку, и жестикулировать руками, нужно сначала назвать обобщающее слово, потом объяснить, чем отличается предмет от объектов своего же рода, вида. Например, это мебель, на ней можно лежать или спать, она не складывается (кровать). За каждый правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает ребенок, получивший наибольшее количество очков.
|
2
|
«Познавать, играя» |
Способствовать самостоятельному анализу и сравнению детьми 8-9 объектов.
|
Карты-задания с 8-9 предметами, расположенными рядами, имеющими отличия в деталях. Взрослый раздает детям карты-задания. Предлагает рассмотреть их и выделить среди 8 изображений: пары с одинаковыми элементами; пары с одним отличающимся элементом; пары с двумя отличающимся элементами; пары с тремя отличающимися элементами. Затем детям предлагаются карты с 9 изображениями. Игра проходит аналогично, лишь усложняется последнее задание: найти среди 9 изображений пары с 4 отличающимися элементами. Игра заканчивается, когда все дети найдут пары, отличающиеся заданным количеством элементов.
|
3
|
«Поиск девятого»
|
Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы изображений, выделении и обобщении признаков, свойственных изображениям каждой из групп, сопоставлении их, обосновании решения. |
Игровые карты, фломастер. Дети берут по одной игровой карте. Взрослый напоминает, что сначала нужно рассмотреть три изображения верхнего ряда, определить сходства и отличия. Также анализируется средний и нижний ряды. Дети определяют, какого изображения не хватает, и дорисовывают его. Игру можно повторить, предложив детям обменяться картами. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. |
4
|
«Почему это произошло?» |
Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. |
Играет группа детей. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций: «Во всем доме погасли электрические лампы». «Речка вышла из берегов и затопила луга». «Стоящее во дворе дерево облеплено птицами» и т.д. За правильный ответ дети получают очко. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков.
|