Конспект НОД по физической культуре для детей подготовительной к школе группы на тему «Игры народов России»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад№ 55»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область «Физическая культура»
Тема: «Игры народов России»
для детей подготовительной к школе группы
Автор:
Логинова Любовь Алексеевна
Инструктор по физической культуре
Высшая квалификационная категория
Тема: «Игры народов России».
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения: музыкальный зал ДОУ.
Оборудование и материалы:
Техническое оснащение: музыкальный центр;
Раздаточные: маски животных (медведь, волк, олени), карусель с лентами.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста интерес и уважение к другим национальным культурам.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с играми разных народов, населяющих Россию;
- обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.
Развивающие:
- развивать двигательные качества;
- обогатить словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственное отношение к культурному наследию, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать дружеские отношения к друг другу.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация» - формирование представлений о дружеских взаимоотношениях между сверстниками;
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
«Физическая культура» - развитие мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании.
Предварительная работа с детьми: знакомство с картой РФ; рассматривание иллюстраций о природе России, животном мире, устройстве жилищ, народных костюмов; чтение сказок народов РФ; разучивание танцев, игр народов России.
Звучит песня «Вся Россия»
Ведущая: Здравствуйте, Российские девчонки и мальчишки!
Россиян всех с народным единством поздравляем! Что же это за праздник?
Ответы детей.
Ведущая: Поиграть в игры народов России приглашаем.
Здесь любой себе игру по душе найдет!
Да здравствует праздник.
Да будет веселье!
Пусть радость закружится каруселью
Становитесь все в кружок
Представим, что мы разноцветная карусель.
Звучит песня «Карусель»
Ведущая: Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!
Дети становятся по кругу, держась за ленточки карусели. На другом конце ленты размещены фигуры животных, являющихся культовым для того или иного народа России.
Ведущая: Вы ребята молодцы!
Карусели раскачали от души,
Теперь на места проходите
И на карусели внимательно поглядите!
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один играет в «Салки».
Другой бросает «кости».
Якуты и чуваши играются в юрту
Русскому народу мила игра «лапта».
Но Родина Россия у нас у всех одна.
Ведущая: А теперь отгадайте загадку:
Он хозяин леса строгий,
Кабинет его в берлоге.
Он Топтыгин, он и Мишка
На страницах в детских книжках,
Грозным рыком наделён,
Символ русской мощи он.
Ведущая: Ну, тогда в русскую народную игру нам пора поиграть.
Игра «У медведя во бору»
Выбирают одного водящего, которого назначают "медведем".
Одна сторона зала - это берлога "медведя", 2-я - это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то он становится "медведем" и идет в берлогу.
Ведущая: В России, кроме русских, живёт много других народов. По берегам реки Волги - живут татары, марийцы, чуваши и другие народы.
Чувашская народная игра для вас детвора.
Игра « Лошадки (лашасем)»
Один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: «Кто хочет быть моей лошадкой?»
Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:
-Лошадь продается?
-Продается!
-Сколько стоит?
-Триста рублей.
И три копейки не дам.
Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.
Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.
Ведущая: А сейчас поиграем мы с вами в марийскую народную игру.
Игра «Хлопушки (Абакле)»
1. На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м.
Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
Хлоп да хлоп - сигнал такой
Я бегу, а ты за мной!
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
Ведущая: Следующая наша игра называется «Тимербай». Я уверена, что эта татарская игра вам тоже очень понравиться.
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга.
Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались.
Хорошенько отмылись
И красиво нарядились.
И не есть, ни пить, не стали, В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение.
Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.
Ведущая: На далёком севере живут ненцы, ханты, чукчи. Предлагаем вам игру, в которую играют чукчи.
На площадке с одной стороны находятся важенка и двое оленят.
Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).
На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею - оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины.
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.
На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свой домик (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
Дагестанская народная игра «Подними платок»
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Правила игры: нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.
Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии, от которой зависит темп игры.
Ведущая: А теперь заключительная игра.
Звучит песня «Великая страна»
Ведущая: В России дружной и большой национальностей не счесть:
Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.
Татары и мордовцы, армяне, ингуши,
Башкиры и буряты, коряки, чуваши.
Народностей так много, что всех не перечесть,
Но главное в России - народ единый есть.
Танец «Бежит, бежит по кругу»
Дети, за педагогом, организованно уходят из зала.