«Игры наших прабабушек и прадедушек».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное
Школьная конференция
проектной и исследовательской деятельности
обучающихся
Тема: «Игры наших прабабушек и прадедушек».
Выполнила: Новомлинова Татьяна
ученица 3а класса
МБОУ СОШ №2
Руководитель: Шарко И. А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
2021 год
Аннотация
Проектная работа
«Игры наших прабабушек и прадедушек».
Цель работы - собрать материал об играх старшего поколения в селе Дивное.
Использованные методы и приемы:
А) Теоретические:
1. Изучение литературы по теме проекта;
2. Обобщение результатов проекта.
Б) Эмпирические:
1.Опрос местных жителей (беседа)
2. Письменный опрос ровесников (анкетирование)
Введение
Мои прабабушка и прадедушка в детстве играли в коллективные игры: все вместе общались, бегали, резвились. Я чаще всего сижу за компьютером, играю в компьютерные игры, смотрю телевизор, что плохо может сказаться на моём здоровье.
И мне стало интересно, в какие же игры играли наши прабабушки и прадедушки?
В какие игры наших предков можно интересно играть сейчас на улице?»
Тема моего проекта: «Игры наших бабушек и дедушек».
Цель моей работы - собрать материал об играх старшего поколения в селе Дивное.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Собрать материал об играх наших прабабушек и прадедушек через сотрудничество со старыми жителями села Дивное;
Провести анкетирование ровесников;
Научиться играть самой в некоторые игры наших прабабушек и прадедушек, а также научить в них играть своих одноклассников.
Оформить картотеку игр прабабушек и прадедушек села Дивное.
Тема моей работы актуальна, так как все любят играть. Игра объединяет, даёт возможность подружиться ребятам разного возраста, помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, игры на свежем воздухе делают нас физически здоровыми.
В процессе решения поставленных задач я опиралась на следующую проблему: Ребята моего возраста все меньше задумываются о пользе детской игры, мало их знают. Играют в одни и те же игры. Я соберу материал об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки, научусь сама в них играть, научу в них играть своих одноклассников. Вместе мы будем интересно, с пользой для своего здоровья, проводить свободное время.
Объектом проекта являются игры.
Предмет проекта – подвижные коллективные игры наших прабабушек и прадедушек для детей моего возраста села Дивное.
Использованные методы:
А) Теоретические:
1. Изучение литературы по теме проекта;
2. Обобщение результатов проекта.
Б) Эмпирические:
1.Опрос местных жителей (беседа)
2. Письменный опрос ровесников (анкетирование)
Основная часть
На первом этапе своей работы, я обратилась к словарю В.И. Даля, где ознакомилась с понятием «игра», «играть» .В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» разъясняет: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». Еще я прочитала, что самые первые простые игры напоминали игры животных, они были связаны с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Качание на суку», «Салки по деревьям»). Правила игр были просты и понятны всем.
Игру отличает от другого действия то, что в игре есть:
Воображаемая ситуация (замысел и вымысел игры);
Роли, взятые на себя играющими;
Игровые действия;
Правила игры;
Игры для детей делятся на следующие виды:
-познавательные,
-музыкальные,
-спортивные,
-развивающие;
-терапевтические;
-подвижные;
-театрализованные и сюжетно-ролевые
Почему детям обязательно нужно играть в игры?
Игра – важнейший вид деятельности детей. Внимание и память, интеллект и творческие способности, усвоение бытовых навыков и осознание ребенком себя как личности – все это происходит в игре.
На следующем этапе я побеседовала со старыми жителями нашего села. От них я узнала, что играть особо было некогда, так как приходилось много помогать взрослым. Выяснила, что играли в «Ручеек», «Ремешки», «Белый платочек», «Чижик», «Лапта», «12 палочек», «Казаки - разбойники». С удовольствием играли в «Горячую сковородку».
Москалева Александра Михайловна рассказывала: «Очень нравилось ей скакать на доске, подлетая высоко вверх на метр. Часто падала, набивала себе шишек, но играть не переставала. Зимой каталась с гор на самодельных санях, играла в снежки, брала снежные крепости. Часто на речке расчищали взрослые снег, вмораживали в лед столб, а дети привязывали санки, крутили жердь и катались по кругу. Домой приходили все дети мокрые».
Зенина Александра Демьяновна рассказывала: «Когда была маленькой, любила играть в «Прятки», «Уголки», «Третий лишний». Весной сидели на завалинке играли в «Фантики». «Один был водящий, ходил вдоль играющих, все складывали ладони лодочкой, он кому- то клал в «лодочку» какой- либо предмет, говорил: «Колечко- колечко, выйди на крылечко!», другие должны угадать, кому дан предмет, и не дать ему встать. Тот, кто встал, тот ведущий - кто не смог, даёт фант».
После бесед со старожилами села Дивное, я подготовила и провела анкетирование своих сверстников. Ребятам было предложено ответить на несколько вопросов
(приложение 1).
Я опросила 14 ребят, вот что у меня получилось:
Восемь ребят представления не имеют во что играли наши бабушки и дедушки.
Отвечая на второй вопрос, ребята вспомнили такие старинные игры, как «Лапта», «Клетка», «Войнушка», «Догоняшки».
Отвечая на третий вопрос, все участники опроса изъявили желание познакомиться с играми наших предков.
После того, как я узнала, что мои сверстники желают познакомиться с играми наших прабабушек и прадедушек, я предложила им попробовать поиграть в очень интересную игру «Горячая сковородка», «Белый платочек». Игры им очень понравились, мы играем теперь их часто на перемене. Для более подробного знакомства с играми старшего поколения, я оформила картотеку игр по рассказам наших жителей села.
Результаты:
В ходе исследования я узнала:
Что такое игра, какие были правила у первых игр, что они напоминали. Чем игра отличается от другого действия, познакомилась с видами игр.
В какие игры играли наши бабушки и дедушки;
Выяснила, знают ли ребята игры наших бабушек и дедушек;
Познакомила и разучила со своими сверстниками игры «Белый платочек», «Горячая сковородка»;
Оформила картотеку игр для того, чтобы не утерять остальные игры старшего поколения.
Заключение
Проведенная проектная работа позволила мне решить проблему: я собрала материал об играх, в которые играли наши предки, научилась сама играть в некоторые игры, научила в эти игры играть своих одноклассников. Игры очень понравились моим ровесникам. Это я поняла по их высказываниям, по настроению во время игр, и по желанию играть еще и еще.
Значение проделанной работы и ее дальнейшие перспективы:
Материалы исследования могут пригодиться на внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных играм наших бабушек и дедушек. При организации досуга младших школьников. Скоро лето, ребята свободное время будут проводить на свежем воздухе, а значит, мы обязательно научимся играть в такие игры, как «12 палочек», «Чижик». Эта работа меня увлекла, теперь мне интересно узнать, в какие игры играли мои родители, отличались ли они от игр моих прабабушки и прадедушки.
Список используемой литературы
1. Борисова Г.М. Игры бабушек и дедушек [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-igri-babushek-i-dedushek-788410.html
2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983
3. Словарь В.И. Даля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dal.scilib.com/
Интернет-ресурсы:
yabooza.ru›, detskiysad.ru. Сведение об играх.
igraem/podvizhnye.html. Подвижные игры для улицы
Информаторы
Кувырзина Галина Ивановна, 70 лет;
Москалева Александра Михайловна, 82 года;
Пескунова Ангелина Марковна, 87 лет;
Зенина Александра Демьяновна, 76 лет.
Филистович Людмила Андреевна,71 год;
Приложение 1
Анкета для учеников начальных классов
1.Знаете ли вы, в какие игры играли ваши бабушки и дедушки?
2.Какие старинные игры вы знаете?
3.Хотели бы вы познакомиться с играми наших предков?
Приложение 2
Игры, разученные с моими одноклассниками.
1. Игра «Горячая сковородка»
Чертится круг. Дети становятся вдоль круга и берут друг друга за руки. Этот круг и есть горячая сковородка По команде, участники игры начинают бегать по кругу - в хороводе., по сигналу ведущего, игроки останавливаются и тянут своих соседей за руки, чтобы они заступили на горячую сковородку. Кто наступил за черту (на сковородку) тот выходит из игры. Оставшиеся игроки снова становятся в круг и снова пытаются спихнуть своих соседей на сковородку. Победителем становится тот, кто останется за кругом.
2.. Игра «Белый платочек»
Перед началом игры необходимо выбрать ведущего (по жребию или с помощью считалки). Затем все игроки выстраиваются в ровный круг лицом к центру, ведущий с платком быстро бежит вдоль линии круга два раза, причем во время второго забега он должен слегка дотронуться до спины одного из участников и положить платок непосредственно позади него на землю. Игрок, до которого дотронулся ведущий, должен как можно быстрее обернуться, поднять платок, обогнать ведущего, который продолжает бежать по кругу, и снова занять свое место. Если ведущий обгоняет замешкавшегося участника, он получает право занять его место, а опоздавший игрок становится ведущим, и игра продолжается.
Паспорт проекта
Название проекта
Проектная работа
«Игры наших прабабушек и праедушек».
Ф.И.О. исполнителя, класс
Новомлинова Татьяна ,3 класс
Ф.И.О. руководителя
Шарко Ирина Анатольевна
Период разработки проекта
Конец 2021 г - начало 2020 г
Целевая аудитория, на которую рассчитан проект
Учащиеся начальных классов
Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, игровой)
Игровой
Тип проекта по предметно- содержательной характеристике: монопредмет (один предмет) или межпредметный (объединяет несколько учебных дисциплин, предметов)
межпредметный
Цель проекта
Собрать материал об играх старшего поколения в селе Дивное.
Задачи проекта
1.Изучить литературу по данной теме;
2.Собрать материал об играх наших бабушек и дедушек через сотрудничество со старыми жителями села Дивное;
3.Провести анкетирование ровесников;
4.Научиться играть самой в некоторые игры наших бабушек и дедушек, а также научить в них играть своих одноклассников.
5.Оформить картотеку игр наших бабушек и дедушек.
Краткая аннотация (покажите специфику, значение вашей проектной работы) 4-5 предложений.
Материалы исследования могут пригодиться на внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных играм наших бабушек и дедушек. Скоро лето, ребята свободное время будут проводить на свежем воздухе, а значит будет время разучить игры старшего поколения села Дивное.
Продукт проекта
Картотека игр бабушек и дедушек села Дивное.