Родительское собрание «Куклы наших прабабушек» (Заседание родительского клуба «Хочу всё знать»)

5
2
Материал опубликован 17 October 2017 в группе

Конспект родительского собрания

(заседание родительского клуба «Хочу всё знать»)

«Куклы наших прабабушек»


 

Разработала и провела Галяутдинова Е.Г.

Задачи:

-Приобщать родителей и детей к истокам русской народной культуры на основе ознакомления с традиционной тряпичной русской куклой;

-Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества

-Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способность эмоционально откликаться на воздействие художественного образа

-Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства

-Сформировать представление по использованию инструкционно – технологических карт при работе по изготовлению традиционных тряпичных кукол.

Этапы работы

1. Сообщение для родителей «Тряпичная кукла, как важная часть народной педагогики».

2. Мастер – класс: Кукла «День и ночь», «Свадебная кукла «Неразлучники»

3. Ознакомление с инструкционно – технологическими картами работы по изготовлению традиционных тряпичных кукол

 


 

Сообщение для родителей

Уважаемые родители! Свое выступление я хочу начать со стихотворения:

Беру я в руки лоскуток и нитку красную,

Сама я куклу сотворю свою прекрасную.

Не шьётся куколка иглой, и ткань не режется.

Скручу, смотаю и свяжу я обережницу.

Вся натуральная она, из ситца, шелка,  льна

Прекрасна, хоть и без лица, с любовью сделана.                                                                                        Калашникова Л.Л.

    Народное искусство, как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к Родине, является благодатной почвой для художественного творчества. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свѐрнутый в «скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная или кудельная, т.е. изготовленная изо льна или пеньки, наряд из пѐстрых лоскутков – вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. народная кукла. Народная кукла была многофункциональной. Разные роли могла выполнять она в одном и том же обличье. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все еѐ значения сплелись воедино, в одну самую главную функцию: духовную функцию общения. В традиционных текстильных куклах концентрируется весь предыдущий практический и философский опыт народа. По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Считалось, что ношеная ткань содержит в себе частичку жизненной силы человека. Помимо прочего, ярко прослеживается и роль женщины – мастерицы, творца, хранительницы традиций, подчѐркивается еѐ изначальная бережливость. Важна роль и материала, из которого создавалась каждая из таких кукол. Материал должен был быть «своим» - из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано с экономией, т.к. их делали вручную, а это было трудно и долго. Верили, что сделанный своими руками материал, «проживший» в доме, в семье защитит, закроет ребѐнка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой вещью: скатерть, праздничное полотенце, ткани из одежды отца, матери или других членов семьи. Например, кукла, сделанная из одежды отца, «охраняла» мальчика, а кукла сделанная из праздничного полотенца, могла исполнять ту же роль по праздникам или в другое особо опасное время. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребѐнок познаѐт мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребѐнку знаний о материальном мире. В русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, т.к. считалось, что такие изображения могут принести ребѐнку зло, иными словами - связать ребѐнка с оригиналами изображения. В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры и поэтому имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребѐнок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всѐ понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточное место занимает метод куклотерапии, хотя чѐткого определения «куклотерапии» пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт - терапии, либо к игротерапии, либо выделяют отдельно. Особенно полезна она для детей склонных или страдающих заболеваниями сердца. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребѐнка. Для каждого малыша кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребѐнок включается в мир людей: он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходит два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребѐнок выражает себя (свой опыт, знания и переживания, создаѐт воображаемые им образы), с другой – он строит самого себя, осваивая открывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Кукла задаѐт образ человека, который становится для ребѐнка образцом для подражания, и именно- через неѐ в душу и сознание ребѐнка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях – красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в педагогике, в практической работе с детьми. Я предлагаю совместно с вами, уважаемые родители, создать в группе мини – музей традиционной тряпичной русской куклы, а назовем его «Секреты бабушкиного сундука».

 

Приложение 1


 

Инструкционно-технологическая карта

изготовления куклы «День и Ночь»

Издавна, на Руси существовали куклы, фиксирующие наступление и конец светового дня. День и ночь представлялись первобытными народами высшими бессмертными существами. День – первоначальное верховное божество света – солнце, с которым слово это тождественно и по названию, Ночь – божество мрака. Между богами света и тьмы, тепла и холода происходит вечная нескончаемая борьба за владычество над миром. У славян день и ночь, соответственно мужскому роду одного слова и женскому другого, олицетворялись, как брат и сестра. Народная загадка, означающая «год», производится так: «Я стар, от меня родилось двенадцать сыновей (месяцы), у каждого из них по тридцати сыновей красных, по тридцати дочерей чѐрных (дни и ночи) ». Другая загадка, означающая «ночь и день», выражает ту же мысль так: «Сестра к брату в гости идѐт, а брат от сестры пятится, в лес прячется». День и Ночь – куклы – оберѐги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из светлой ткани «День», а другая – из синей – «Ночь». Днѐм выставляли вперѐд - светлую, а ночью – тѐмную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию. Можно сделать оберѐг для тех, кто хочет в канун Нового года навести порядок в доме или в собственной душе. Если Вы делаете новогодний подарок, то обязательно расскажите человеку, которому вы дарите этот оберѐг, что в первый день нового года нужно выдвинуть белую куколку, а в первую ночь – синюю. И порядок в доме и семье будет целый год!

Материал:

Два одинаковых по размерам квадрата ткани синего и белого цветов, ветошь, синие и белые нитки

Описание работы

1. В центр квадрата ткани выкладывается ветошь для набивки головы

2. Квадрат ткани складывается по диагонали, формируется голова.

3. Отделяется голова, шея туго перехватывается нитками в тон

4. По бокам формируются руки, уголки загибаются внутрь, завязывается пояс – также в тон ткани. На голове куклы крепится нитка - повязка (тоже в тон)

5. Вторая кукла делается так же, но из ткани и ниток другого цвета

6. Из синей и белой ниток скручивается шнурок

7. Сине – белый шнурок повязывается сзади к повязкам на голове кукол


 

Куклы «День и Ночь» готовы. Теперь можно выбрать в доме место для этого оберега.


 


 


 


 

Приложение 2

Инструкционно-технологическая карта

изготовления куклы «Неразлучники»

Свадебная кукла «Неразлучники» может служить прекрасным подарком молодым на свадьбу, родителям на годовщину свадьбы. Посмотрите на них внимательно. Они символизируют нерушимый брачный союз любви и верности. Как крепко они соединены одной общей рукой. На Руси, когда в семье появлялись детки, между женской и мужской фигурками привязывались кисточки. Сколько деток появлялось, столько кисточек завязывалось на общую руку этой пары. Они крепко держатся за руки, неся груз забот о своей уже немаленькой семье, вместе растят деток, вместе трудятся и веселятся.

Материал:

палочка или веточка (только не ольхи или осины), два длинных прямоугольника красной ткани для тел куколок, длинные прямоугольники поменьше белого цвета для головы, маленькие белые прямоугольнички для рук, ткань для юбки и рубахи (желательно одинаковую или подходящую друг к другу), красная лента, красные нитки.

Инструкционно-технологическая карта

по изготовлению куклы «Неразлучники»

Из ткани 10Х20 см сворачиваем полоски для туловищ двух кукол (1), перегибаем их к середине.

На расстоянии 1,5 – 2 см от места сгиба приёмом «Три закрутки, три узла» формируем голову. Делаем «волшебный жест»: нитку крепко прижимаем большим пальцем, а только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец). У куклы-жениха концы ткани завязываем внизу, образуя ноги, у куклы-невесты – расправляем в виде юбки (2).

Общую руку выполняем путём накручивания полоски ткани на круглую палочку. Обкручиваем ниткой концы полоски на расстоянии 1 см от края, завязывая узлом (3).

Вкладываем руку между полосок. Далее крестообразно затягиваем и закрепляем руку в тельце куклы-невесты. Куклу-жениха – на уровне талии. На палочке–руках с двух сторон укрепляем перевитую нить, чтобы «Неразлучников» можно было повесить на стену (4).


 


 


 


 

Литература:

Лыкова И. А. Лоскутные куколки своими руками. Детский дизайн: Пособие для педагогов и родителей /И.А. Лыкава.- Кострома, ООО «Алтей и Ко», Издательский дом «Цветной мир», 1012. – 19с.

Кукла «Красота» //Народное творчество, № 5, 2005.

Кукла живая, рукотворная, родная //Народное творчество, № 6, 1998.

Тряпичные куклы //Народное творчество, № 4, 1994.

Тарасова Р.Я. Волшебная куколка //Мир и музей, № 1(2), 1999.

Тарасова Е.Г. Триединство праславянского мира //Читаем, учимся, играем, № 1, 2007.

Тертищева Л.И. Кукла из бабушкиного сундука / Л.И. Тертищева//Цветной мир.- 2009.- №1. – с. 44-45.

Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие.- Спб.: ООО «Издательство « Детство-Пресс», 2011.- 176 с., ил.+цв.вкл.

Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

Славянская кукла: www.slavakukla.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В целом мне материал понравился. Но шелк для создания кукол не использовался, хотя для рифмы подошел отлично. Вообще материалы и инструменты нужно выбирать тщательно, не используя достижения современной мануфактурной промышленности. Дарить и продавать кукол можно. Но первая самостоятельно сделанная кукла должна остаться в доме, выносить не следует.

17 October 2017