Проектно-исследовательская работа «Наши игры и игрушки»
Проект "Наши игры и игрушки"
Краткая аннотация проекта
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 3-4 года
Вид проекта: познавательный, творческий
Срок реализации: апрель 2019 г.
Предполагаемый результат:
Дети знают: названия игрушек, их назначение; из каких материалов можно изготовить игрушки; художественные произведения, написанные об игрушках.
Дети умеют: сравнивать и рассказывать, чем отличаются друг от друга игрушки; определять материал; играть с игрушками – заменителями и сделанными своими руками, бережно относятся к игрушкам.
Продукт проектной деятельности: выставка «Игрушки, сделанные своими руками из бросового материала».
Актуальность проекта:
Современные дети играют только в игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но не умеют играть с игрушками – заменителями и игрушками, изготовленные своими руками.
Проблема: Создание проблемной ситуации «Жизнь без игрушек». Из группы убрали игрушки. Когда дети увидели, что игрушек в группе нет, начали выяснять: 1) Как можно играть без игрушек? 2) Из чего можно сделать игрушки?
Опрос детей в форме анкетирования (вопрос – ответ).
Цель: уточнение представлений по теме, выдвижение гипотез для последующей проверки в ходе проекта.
Проведение опроса. Дети сидят в кругу, воспитатель задает вопросы.
Вопрос: Что вы знаете об игрушках?
Ответы детей:
- Игрушки бывают маленькие и большие.
- Игрушки можно мыть.
- Игрушки бывают для мальчиков и для девочек.
- Игрушки бывают мягкие и твердые.
- Игрушки бывают заводные, на пульте управления.
- С игрушками можно играть в сюжетно-ролевые игры.
Вопрос: Что вы хотите узнать об игрушках?
Ответы детей:
- Из какого материала делают игрушки (пластмассы, дерева, металла, бумаги, ткани).
- Все ли игрушки можно мыть?
- Почему, когда мы моем игрушки, некоторые из них тонут?
- Как сделать игрушку своими руками?
- Могут ли игрушки, сделанные своими руками быть прочными?
- Как играть с игрушками, сделанными своими руками?
- Как можно играть без игрушек?
Вопрос: Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
Ответы детей:
- Посмотреть в книгах.
- Посмотреть в интернете.
- Посмотреть в телевизоре.
- Спросить у родителей, взрослых.
Формы реализации проекта: игровая деятельность, чтение художественной литературы, исследовательская деятельность, просмотр видео и презентаций об игрушках, рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек, подвижные и подвижные и сюжетно-ролевые игры.
Цель проекта: создание условий для развития творческой и коммуникативной инициативы детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Развивать интерес детей к изготовлению игрушек своими руками из бросового материала.
2. Воспитывать желание доставлять себе и другим радость игрушками, изготовленными своими руками.
3. Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
- Анализ проблемы;
- Формулировка проблемного вопроса;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- Определение предполагаемого результата;
- Создание проблемной ситуации;
- Создание условий для организации развивающей среды;
2 этап. Основной.
· Введение в игру предметов – заместителей;
· Организация практической работы с детьми для реализации проекта;
· Выставка творческих работ;
· Формирование практических навыков и устойчивого интереса;
3 этап. Заключительный.
· Подведение итогов работы;
· Обобщение результатов работы;
· Формулировка выводов
№ пп |
Реализуемые ОО |
Виды деятельности детей, формы работы |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
1 |
РР |
Д/И «Назови ласково игрушку» (словообразование). Цель: совершенствовать умение говорить ласкательно, изменяя окончание. Д/И Рассказывание на основе личных впечатлений на тему «Наши игрушки». Цель: Учить детей описывать внешний вид игрушек, рассказывать, как с ними можно играть, какие игрушки есть дома. Д/И «Спрячь игрушку». Цель: учить детей понимать устную инструкцию формировать грамматический строй речи с помощью предлогов «в», «на», «за», «под». Д/И «Волшебный сундучок с игрушками». Цель: Называть и определять материал, из которого игрушки сделаны. Д/И «Что игрушка рассказывает о себе?» Цель: учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ. Д/И «Закончи предложение». Цель: расширять словарь детей, упражнять в употреблении существительных в винительном падеже. ЧХЛ рассказы Л. Толстого «Была у Насти кукла», Т.С. Шорыгина «Как игрушки убежали от Маши», Ч. Янчарского «В магазине игрушек», Г. Цыферова «Когда не хватает игрушек», И. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика», потешки «Про куклу Катю», «Сидит, сидит зайка». стихи А.Барто стихи из цикла «Игрушки», Н.Матвеева «Я леплю из пластилина», Г.Заславска «Куклу сделаю сейчас», И.Муравейко «Бумажный змей», Г.Лагздынь «Деревянные матрешки». Цель: учить внимательно слушать художественные произведения, развивать умение рассуждать, отвечать на проблемную ситуацию, формировать активный словарь. Разучивание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Цель: Учить анализировать содержание стихотворения. Обращать внимание на выразительные средства. Загадки по теме «Игрушки». Цель: Развивать мышление, речь. Составление рассказа «Игрушки». Цель: Упражнять в составлении рассказа – описания. Обогащать и уточнять словарь по теме. Развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание, фонематические процессы, процесса анализа и синтеза. Беседа на тему: «Береги игрушки». Цель: учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку у детей класть игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. Просмотр мультфильмов об игрушках: «Забытые игрушки», «Зай и Чик», «Машенькин концерт», «Рукавичка». Цель: расширить представление об окружающем мире, познакомить с новыми словами, явлениями, ситуациями; формировать оценочное отношение к миру, развить мышление, понимание причинно-следственных связей. Презентация PowerPoint «Лучшие стихи А.Барто». НОД: «Игрушки в гостях у ребят». Цель: Учить рассматривать сюжетную картинку, давать ей название. НОД: Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики». «Игрушки». Цели: Уметь составлять рассказ по картине по образцу воспитателя. НОД: «Мои любимые игрушки». Цель: Активизировать мыслительную деятельность детей посредством отгадывания загадок. |
Л. Толстой «Была у Насти кукла» О. Крас «Мои игрушки» Т.С.Шорыгин «Как игрушки убежали от Маши» Загадки по теме «Игрушки» Д/И «Волшебный сундучок с игрушками» Стихи А.Барто Н.Матвеева «Я леплю из пластилина», Г.Заславска «Куклу сделаю сейчас», И.Муравейко «Бумажный змей», Г.Лагздынь «Деревянные матрешки» Выставка книг со стихами и рассказами об игрушках Сюжетные картинки «игрушки в гостях у ребят» Презентация PowerPoint «Лучшие стихи А.Барто» Картина «Дети играют в кубики»
|
|
СКР |
СРИ «Игрушки заболели». Цель: Учить оказывать элементарную помощь заболевшему, побуждать чувство милосердия, оказывать внимание, помощь. СРИ «Магазин игрушек». Цель: Расширить представление детей о работе продавца и кассира, закрепить знания о том, как продавец продаёт игрушки, его обращение с покупателями. СРИ «Мы едем в магазин», «В магазин завезли игрушки». Цель: обогатить опыт детей, развивать игровые умения, обобщить опыт сюжетно-ролевой игры «Магазин». СРИ «Театр игрушек». Цель: Умение распределять роли, действовать от лица игрушек. Коллективный хозяйственно-бытовой труд: «Уборка игрушек». Цель: формировать умения про необходимость поддержания порядка в группе, умения ставить и сложить игрушки после игр на места Игры с предметами – заместителями. Цели: развивать воображение, умение действовать в условном плане, пользоваться предметами-заместителями. Беседа «Как можно играть с игрушками». Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость Беседа «Как правильно относиться к игрушкам». Цель: формировать бережное отношение к вещам в детском саду. |
СРИ «Игрушки заболели» «Магазин игрушек» «Мы едем в магазин» «В магазин завезли игрушки» «Театр игрушек» Предметы – заместители (мячи, крышечки, баночки, втулки от бумаги, картон, карандаши, кубики и т.д.) Картотека игр с предметами - заметителями |
|
ХЭР |
Коллективная творческая работа. Книжка своими руками «Моя любимая игрушка в волшебной стране». Цели: формировать у детей бережное отношение к книгам, закреплять умение аккуратного раскрашивания, развивать эстетическое восприятие, воображение. Оформление книжек детьми самостоятельно. Хороводная игра «Колпачок и палочка». Цель: Вспомнить слова, закрепить умение ходить по ровному кругу. Прослушивание «Мишка с куклой пляшут полечку» муз. М. Качурбиной. Цель: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Слушание пьесы «Новая кукла» (из цикла «Детский альбом», муз. П. Чайковского). Цели: формировать умения заинтересованно слушать музыку, развивать способность определять характер пьесы. НОД: «Веселые игрушки». Цель: Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. НОД: «Наша новая кукла». Цель: Закреплять умение детей создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей. НОД «Весёлые раскраски». Цель: развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. НОД «Готовим угощение для кукол». Цель: учить детей лепить из пластилина различные «блюда», украшать их, используя природный материал. НОД: «Раскрась игрушку по образцу». Цель: Тренировать в правильном подборе цвета, аккуратно закрашивать. НОД: «Необычная игрушка». Цель: Закрепление умений рисовать предметы, состоящие из нескольких округлых форм разной величины. |
Раскраски по теме Карточки схемы для самостоятельной лепки Пластилин Цветные карандаши Краски Кисти Песня «Мишка с куклой пляшут полечку» муз. М. Качурбиной Книжка своими руками «Моя любимая игрушка в волшебной стране» Пьеса «Новая кукла» (из цикла «Детский альбом», муз. П. Чайковского)
|
|
ПР |
Проведение эксперимента «Куда делись игрушки. Во что можно поиграть». Цели: заинтересовать детей проблемой, возникшей в результате реализации проекта, ввести в тему проекта. Презентация PowerPoint «Знакомство с деревянными игрушками». Цель: продолжать знакомить детей с предметами, сделанных из дерева, разнообразными деревянными игрушками, дать представление, что мягкие породы дерева можно резать острым ножом, воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, мастерам – резчикам по дереву. Презентация PowerPoint «Из чего делают игрушки». Цель: Закрепить знания детей о разных материалах, из которых делают игрушки: резина, пластмасса, глина, дерево, ткань. Д/И «Выложи игрушку из камешков, пуговиц». Цель: Развитие мелкой моторики рук. Д/И «Построим домик для мишки и зайки». Цель: формировать у детей умение создавать постройки из строительного материала; добавлять к созданным постройкам игрушки подходящие по размеру. Д/И «Найди спрятанную игрушку». Цель: закрепить умение детей ориентироваться в пространстве. Д/И «Игрушки бывают разные». Цель: Выявить знания детей об игрушках: из какого материала они изготавливаются (ткани, резины, пластмассы, дерева), определять свойства (мягкие, твёрдые, пушистые) развивать любознательность, мышление, речь. Д/И «Сложи игрушку». Цель: развивать мышление, действие. Беседа: «Какие бывают игрушки?». Цель: формировать культуру поведения, обогатить словарь детей, расширять представления о материалах, из которых делают игрушки. Опыты и эксперименты: Опыт с водой «Кораблики». Цель: познакомить детей со свойствами плавающих предметов. Опыт с водой «Нырки». Цель: познакомить детей со свойствами "ныряющих" игрушек. Опыт с ветром «Игрушка – вертушка». Цель: познакомить детей со свойством ветра - приводить в движение легкие предметы. Игра-эксперимент: «Тонет не тонет». Цель: Дать детям представление о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают, остаются на поверхности воды. НОД «Научим Буратино счёту до 4». Цель: Закрепить умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?» НОД: «Игрушки любят чистоту». Цель: Развитие интереса к труду, представления о конкретных видах хозяйственно - бытового труда, направленных на заботу (мытье игрушек). НОД: «Домик для друзей». Цель: Закрепить навыки построек из кирпичиков, пластин разных по величине, цвету. НОД: «Магазин игрушек». Цель: Закреплять представления детей о видах игрушек. НОД: «Помогите игрушкам вернуться в детский сад». Цель: Дать детям представление о значении игрушки в жизни ребенка. НОД: «Ленточки для кукол». Цель: закрепить понятия «Шире — уже, длиннее — короче». |
Презентация PowerPoint «Знакомство с деревянными игрушками» Презентация PowerPoint «Из чего делают игрушки» Д/И «Выложи игрушку из камешков, пуговиц» Бросовый материал (камешки, пуговицы, крышечки и т.д) Д/И «Сложи игрушку» из кубиков, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, пластилина Вода Игрушки-вертушки
|
|
ФЗ |
Утренняя гимнастика: «В магазине игрушек». Цели: Формировать двигательные умения (ходьба, бег, прыжки), развивать физические качества (быстроту, ловкость). Укреплять здоровье детей, развивать все системы организма. Воспитывать у детей потребность в каждодневных занятиях физическими упражнениями. Бодрящая гимнастика «Магазин игрушек». Упражнения на профилактику осанки и свода стопы «Танец медвежат», «Лягушата». Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей. Дыхательная гимнастика: «Хлопушка», «Воздушный шарик». Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Физкультминутка: «Самолет-игрушка», «Зайка серенький скакал». Цели: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» «Юла» «Мои Игрушки» «Шарик», «Есть игрушки у меня» Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Игра малой подвижности: «Найди погремушку» Цель: Развить умение ориентироваться в пространстве. П/И «Вперед к игрушке». Цель: Закреплять умение выполнять прыжки с продвижением вперед. П/И «Жмурки с мишкой». Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, не наталкиваться друг на друга, развивать речь. П/И «Зайка». Цель: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. П/И «Береги игрушку». Цель: Приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер. П/И «Быстрый мяч». Цель: упражнять детей прокатывать мяч в прямом направлении, действовать по сигналу педагога. П/И «Мой веселый звонкий мяч». Цель: упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах на месте, использовать всю площадь зала. |
Картотеки «Утренняя гимнастика для детей 3-4 лет» «Бодрящая гимнастика для детей 3-4 лет» «Дыхательная гимнастика для детей 3-4 лет» «Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет» «Упражнения на профилактику осанки и свода стопы» Игрушки – заместители Погремушки Мячи
|
Работа с родителями:
Цели: Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
1. Оформление папки-передвижки: «Какие игрушки нужны детям».
2. Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевых игр в работе с детьми», «Какие игрушки нужны детям», «Значимость игрушек, сделанных своими руками».
3. Составление рассказов с детьми на тему: «Моя любимая игрушка» (Для оформления фотоколлажа «Моя любимая игрушка»);
4. Помощь родителей в изготовлении игрушек, сделанных своими руками: из ткани, из бумаги, картона; из бросового материала; дерева; бисера; вязаная кукла.
5. Мастер-класс «Веселый Капитошка».
6. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Игра - королева детства» Презентация Prezi «Игра - королева детства»
7. Буклет «Домашняя игротека».
Литература:
1. Е. А. Косаковская «Игрушка в жизни ребенка», 2005г.
2. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», 2011г.
3. А. Барто «Игрушки», 2000г.
4. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
5. Кряжева Н. Л. развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004г.
6. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / составитель Дёмина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
7. Воспитание детей в игре /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.