12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Павлинич101

Презентация "Этот загадочный мир космоса"
PPT / 12.4 Мб

/data/files/n1587579998.ppt (Презентация "Этот загадочный мир космоса")


Фонограмма с голосом Левитана
MP3 / 1.41 Мб

/data/files/y1587580100.mp3 (Фонограмма с голосом Левитана)

​​​​​​​ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОСМОСА (Слайд 1)

(Игровая познавательная программа для учащихся 3-4 классов,

посвященная Дню Космонавтики)


Задачи:

-повторить и систематизировать знания по теме «Планеты Солнечной системы»;

-путем использования активных форм подачи материала помочь детям прочно усвоить новые знания по теме, связанной с освоением космоса;

- воспитывать чувство гордости и уважения к советским ученым за научные достижения в области космонавтики, любовь к Родине;

-сплочение коллектива;


Оборудование и реквизит:

презентация, основные тезисы по темам, фонограмма с голосом Левитана, портрет Ю. А. Гагарина, плакат «Планеты Солнечной системы», реквизит для игр: стулья, 5 наборов карточек с буквами «космонавтика», карточки с названием планет Солнечной системы, тест-опрос.

Классный коллектив разбивается на 5 групп. Каждая группа предварительно получает задания: подготовить мини-сообщения на разные темы (1 группа «Представление древних людей о космосе», 2 группа «Легенда о Дедале и Икаре», 3 группа «Планеты Солнечной системы», 4 группа «Летательные аппараты», 5 группа «Искусственные спутники»).


Ход игровой программы

Учитель

Слайд 2. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. Это большой праздник в честь ученых и конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли, а также лётчиков-космонавтов, работающих в космосе.

Сегодня мы поговорим о том, как люди осваивали космическое пространство.

Таинственное мерцание звёзд и бездонная глубина неба постоянно манили к себе людей. Им всегда хотелось узнать о космосе как можно больше. Но люди в далеком прошлом имели неправильное представление о космосе и о планете Земля.


Выступление 1 группы

Слайд 3. Одни люди, например, всерьёз считали, что Земля – это перевернутая чаша, которая удерживается на трёх гигантских слонах, а те, в свою очередь, стоят на панцире огромной черепахи, которая плавает в океане, а весь мир находится под хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.

Слайд 4. Другие, например, считали так, как старик Хоттабыч из книги Л. Лагина: « Если бы Земля была шаром, воды бы стекали с неё вниз, и люди умерли бы от жажды, а растения бы засохли. Земля…имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой Океан. Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе».

Слайд 5. Древние греки представляли Землю как слегка выпуклый диск, напоминающий щит воина.

Слайд 6. А вот в Древней Руси были убеждены, что Земля – это огромный сундук, а небо - стеклянный колпак, на котором укреплены звёзды.

Слайд 7. В наши дни каждый ребёнок знает, что Земля имеет форму шара. Она летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца. Луна – это спутник Земли. А Солнце – это звезда, огромный раскалённый шар, который дает нам свет и тепло.


Учитель

О том, что Земля имеет форму шара, начали доказываться ещё ученые-математики Древней Греции. Небо всегда манило людей. В древнегреческой легенде о Дедале и его сыне Икаре рассказывается о первом полете человека.


Выступление 2 группы

Слайд 8. Мастер и художник Дедал, чтобы спастись из плена греческого царя Миноса, сделал себе с сыном из перьев и воска крылья. Они надели крылья и поднялись в небо. Перед полетом отец предупредил сына, чтобы не поднимался высоко, иначе солнце растопит воск, крылья разлетятся, и тот погибнет.

Слайд 9. Но Икару по душе был вольный полет. Увлеченный свободным полетом, Икар взмахнул крыльями и поднялся высоко вверх – к самому солнцу…

Слайд 10. Под жаркими лучами воск растаял, перья рассыпались…

Слайд 11. Икар упал в море и погиб…

Но люди запомнили тот первый полет, и с тех пор в их душах поселилась мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Учитель

Ты скажи-ка нам, Земля,

Велика ль твоя семья?

-Родственников много,

Друзья, имею я,

Восемь братьев и сестричка –

Вот моя семья.

Ребята, о каких родственниках говорит планета Земля?

Слайд 12. Правильно, это планеты Солнечной системы, которые вместе с Землёй вращаются вокруг Солнца.


Выступление 3 группы


Солнечная система – это девять планет и более 63 их спутников.

Слайд 13. Центром Солнечной системы является Солнце – звезда, вокруг которой по орбитам вращаются планеты. В Солнечную систему также входят Луна и естественные спутники других планет, которые есть у всех, кроме Меркурия и Венеры, а также десятки тысяч астероидов, метеоритов, метеоров, миллионы комет.

Слайд 14. Самая ближайшая к Солнцу планета – это Меркурий. Венера ближайшая к Земле планета.

Земля - единственная в системе планета, которая своим притяжением удерживает возле себя атмосферу. Марс – сосед Земли и последняя, из четырех ближайших к Солнцу планет.

Слайд 15. Дальние от Солнца четыре планеты получили название планеты-гиганты. Это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Эти планеты не имеют твердой поверхности, это просто газовые шары.

Последняя, самая неизученная и дальняя планета Солнечной системы – это Плутон. Эту планету открыли совсем недавно в 1930 году. Выглядит она как точка.


Учитель

Итак, ребята, назовите планеты Солнечной системы. Дети третьей группы с карточками - названиями планет становятся в хаотичном порядке.

Слайд 16. Для лучшего запоминания порядка следования планет Солнечной системы придумано такое предложение-подсказка: Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли. По первым буквам слов выстраиваем планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (предварительно хором заучивается предложение).

Игра «Парад планет»

Выходят 9 человек, по 2-3 человека от каждой группы. Каждому игроку выдается карточка с названием одной из планет, а карточка – солнце у учителя. Далее под музыку участники в хаотичном порядке двигаются. После выключения фонограммы участники должны выстроиться в правильном порядке. Учитель засекает время. Затем выходят участники другой группы. Выигрывает группа с лучшим результатом по времени.

Учитель

Вы, ребята сказали, что каждый ребёнок знает, что Земля имеет форму шара. Каким образом люди об этом узнали? Да, вы правы. Только после первого полета в космос этот факт стал очевидным. А что предшествовало первому полету человека в космос?

Слайд 17. Шагами в освоении небесных просторов стало изобретение летательных аппаратов. Задание для групп: Как вы думаете, в каком порядке были изобретены самолет, дирижабль, ракета и воздушный шар? После обсуждения в группах, представитель от группы записывает на доске первые буквы летательных аппаратов. Правильный ответ ШДСР.


Выступление 4 группы


Слайд 18. Сначала был изобретён воздушный шар, затем дирижабль, потом самолет. И только в ХХ веке появилась ракета. Придумал ракету ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Слайд 19. Построил и запустил в космос конструктор Сергей Павлович Королев.

Слайд 20. К. Э. Циолковский был уверен, что в космосе существует состояние невесомости, при которой все предметы теряют свой вес и могут свободно перемещаться. Чтобы узнать, сможет ли человек жить в состоянии невесомости, решено было отправить в космос на ракете сначала собак Белку, Стрелку. Потом полетели белые мыши и крысы. Когда испытания на животных прошли успешно, настала очередь человека.

Слайд 21. И вот 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» с космодрома «Байконур» стартовал первый космонавт планеты Земля. Давайте перенесемся на несколько десятилетий назад. (включается видеофрагмент, в котором диктор Левитан сообщает о первом полете) С тех пор прошло почти 60 лет, но Юрий Алексеевич Гагарин был и навсегда останется первым космонавтом, проложившим дорогу в космос!

Слайд 22. Вслед за Гагариным в космосе побывали и другие российские космонавты.

Слайд 23. Позже был первый выход в космическое пространство и долгие месяцы научной работы на международных космических станциях (МКС), где бок о бок с российскими космонавтами трудятся иностранные астронавты.

Учитель

Как называется праздник, отмечаемый в России 12 апреля? День Космонавтики.

Слайд 24. Сможете ли теперь объяснить, почему именно 12 апреля в нашей стране празднуется день космонавтики?

Слайд 25. Для того, чтобы стать космонавтом, нужно крепкое здоровье, очень много упражняться на тренажерах и, конечно, многое знать и уметь. Сейчас проведем космические испытания.


Игра «Мозаика»

Из слова «космонавтика» нужно составить как можно больше других слов: ток, сок, вата, каток и т.д. Побеждает команда, собравшая самое большое количество слов.


Игра «Центрифуга» (это один из тренажеров космонавтов, развивающий координацию в пространстве)

Берется количество стульев, равное количеству игроков (по одному от команды), выставляется таким образом, чтобы передние ножки стояли на одной линии и участники находились друг от друга на расстоянии полуметра. По команде игроки садятся на свои стулья и, приподнявшись вместе со стульями, делают три полных оборота, затем снова садятся, при этом стараясь поставить передние ножки стульев на исходную линию.


Игра «Космический словарь»

Команды по сигналу начинают записывать слова, имеющие отношение к полету в космос. Побеждает команда, у которой больше всего слов. Время работы 2-3 минуты.


Игра «Выносливость»

От каждой команды выбирается представитель, умеющий скакать на скакалке. По сигналу игроки начитают прыгать на скакалке. Побеждает самый ловкий и выносливый.


Учитель

Молодцы! Ребята, а для чего нужно осваивать космос?

Слайд 26. Ответы детей.


Выступление 5 группы


Слайд 27. Над Землёй летают спутники связи. С их помощью люди могут смотреть одну и ту же передачу по телевизору одновременно, даже, если они находятся за тысячи километров друг от друга.

Слайд 28. Метеорологические спутники помогают составлять прогноз погоды. Ученые, изучая снимки из космоса, анализируя их, могут составить прогноз погоды, как на день, так и на месяц.

Слайд 29. Спутники наблюдения следят за порядком на нашей планете. Изучая снимки из космоса, ученые смогут предупредить людей о надвигающихся стихийных бедствиях: циклонах, ураганах, наводнениях, тайфунах, землетрясениях, пожарах.

Слайд 30. Есть спутники-разведчики. Они помогают геологам искать полезные ископаемые, особенно в труднодоступных местах. Например в горах, тайге. А также следят за передвижениями спутников других стран.

Слайд 31. На МКС (международных космических станциях) ежегодно ведутся научные работы, целью которых является ответ на вопрос «Сможет ли человек жить в космосе?» Поэтому там проводят разные научные опыты и эксперименты. Например, выращивание растений, производство лекарств и многое другое. Так, что освоение космоса приносит большую пользу.

Учитель

Слайд 32. Люди стремились и по-прежнему стремятся к звездам. Космос необъятен, и чтобы долететь до какой-нибудь далекой звезды или планеты, нужно изобрести летательный аппарат, гораздо более мощный и быстрый, чем ракета. Сейчас над этим работают ученые. И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас станет тем самым первым ученым, конструктором, а может и космонавтом, долетевшим до далекой звезды.

Учитель

Подведем итоги. На столах у вас лежит тест-опрос для группы. Ваша задача вписать недостающее слово-ответ. Каждый участник группы по очереди вписывает ответ в тест. Далее коллективная проверка выполненной работы. Учитель оценивает коллективную работу. Подводит итоги мероприятия.


Опросный лист

1. Первый полет человека в космос - число____, месяц_____________, год___________.

2. Как называется праздник, посвященный первому полету человека в космос_____________________________________________________________________.

3. Земля – это___________________, а Луна – это ________________________________, Солнце – это _______________________.

4. Впиши недостающие планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, ___________, _____________, Юпитер, ______________, Уран, ______________, Плутон.

5. Кто придумал ракету? (Подчерни правильный ответ) Гагарин Ю.А., Циолковский К.Э., Королев С.П.

6. Кто сконструировал ракету? (Подчерни правильный ответ) Гагарин Ю.А., Циолковский К.Э., Королев С.П.

7. Кто первым полетел в космос? (Подчерни правильный ответ) Гагарин Ю.А., Циолковский К.Э., Королев С.П.

8. Установи соответствие. Запиши в таблицу буквы под соответствующими цифрами.

Название спутника

Функция спутника

1) спутники связи

2)метеорологические спутники

3) спутники наблюдения

4) спутники-разведчики

А) Они помогают составлять прогноз погоды. Ученые, изучая снимки из космоса, анализируя их, могут составить прогноз погоды, как на день, так и на месяц.


Б) Они помогают геологам искать полезные ископаемые, особенно в труднодоступных местах. А также следят за передвижениями спутников других стран.


В) С их помощью люди могут смотреть одну и ту же передачу по телевизору одновременно, даже, если они находятся за тысячи километров друг от друга.


Г) Они следят за порядком на нашей планете. Изучая снимки из космоса, ученые смогут предупредить людей о надвигающихся стихийных бедствиях: циклонах, ураганах, наводнениях, тайфунах, землетрясениях, пожарах.




1

2

3

4





Ответ:



10. Подчеркни правильный ответ. Как звали героя древнегреческого мифа, впервые поднявшегося к солнцу? (Дедал, Икар, Геракл, Персей)

Слайд 33. Спасибо за работу.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.