Доклад на тему «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС»

1
0
Материал опубликован 23 January

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

 Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребёнка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребёнка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести её маме; поделиться игрушками с младшим или оставить себе. Делая выбор, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребёнок получает удовлетворение от того, что поступил правильно [Аникеева, 1987].

Целью обращения к игровым технологиям на уроке татарского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе обусловлены пониманием функций игры и её классификации. Выделяют разные типы игр. Г.К. Селевко классифицирует игры по областям деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социально-психологические), по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические), в зависимости от игровой методики различаются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации [Селевко, 1998].

Выделяются также и игры по предметной области: математические, биологические, музыкальные, трудовые, физкультурные, спортивные и так далее. По игровой среде различают игры без предметов и с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения. Использование данных видов игр является частью игровой технологии, так как она представляет собой совокупность разных видов игр, используемых в соответствии с поставленной задачей в рамках урочной или внеурочной деятельности.

В любом виде игр развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует наличие правил в игре, игровой задачи, которые подчиняют действия участников определённому алгоритму и формируют необходимые умения и навыки регуляции собственных действий и эмоций.

Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчинённая известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

Игра позволяет не заставлять ребёнка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем, помогает ребёнку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения  более эффективным. Неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребёнке  инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации.

Коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребёнку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.

Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта, развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету.

Сегодня проблематика эффективного и результативного формирования универсальных учебных действий у учащихся средней школы является очень важным направлением исследований не только в педагогике, но и в методике преподавания отдельных дисциплин, в том числе истории. Проведённый нами анализ методической, психологической и педагогической научной литературы позволил определить существующие на сегодняшний день подходы к определению понятия универсальных учебных действий, условий их формирования у разных возрастных групп школьников. На всех этапах обучения учащиеся активно включаются в образовательный процесс, проявляя инициативу и совершая творческую работу. Таким образом, в современной системе школьного образования незаменимым становится обучение на основе дидактических игр. Дидактические игры успешно помогают достичь поставленных в образовательных стандартах целей обучения [Аникеева, 1987].

Разнообразие форм и методов игрового обучения даёт возможность эффективного применения игры на уроках татарского языка в любом классе и практически на любом материале. Игра может стать эффективным средством формирования универсальных учебных действий лишь при условии её систематического применении в процессе обучения [Пидкасистый, 1996].

Формирование у учащихся устойчивых навыков применения на практике универсальных учебных действий является сложным и длительным процессом. Поэтому для более наглядного представления системы формирования УУД на уроках татарского языка средствами игрового обучения имеет смысл представить данный процесс в виде трёх взаимосвязанных этапов: I этап — вовлечение учащихся в игровой процесс, формирование базовых навыков в рамках каждой из категорий УУД, игра как приём закрепления изученного материала и применения полученных знаний; II этап — игра как способ получения новых знаний, формирования УУД более высокого порядка игра как средство получения новых знаний; III этап-игра как средство совершенствования и диагностики сформированности умений.

На первом этапе перед учителем стоит задача формирования элементарных навыков, лежащих в основе УУД. К подобным навыкам, в первую очередь относятся умения извлекать информацию из разных видов источников, преобразовывать её в новую форму, ставить задачи по организации своей учебной деятельности на ближайший период (часть урока/весь урок), грамотно строить устную и письменную речь с учётом специфики предмета. Ведущая роль на первом этапе отводится играм-предположениям, что связано с несколькими факторами. Во-первых, данный тип игр достаточно прост в организационном плане и вместе с тем позволяет решать самые разнообразные дидактические задания. Минимальные изменения в условиях игры позволяют перенести акцент с одного вида УУД на другой. Во-вторых, простые и понятные правила игр-предложений и высокая динамика игрового процесса способствуют активизации познавательного интереса учащихся, что способствует более эффективному формированию УУД. Наглядность результатов подобных игр способствует созданию ситуации успеха на уроке, что способствует повышению мотивации учащихся на уроках татарского языка [Ермолаева, 2005].

Кроме того, школьники лучше усваивают правила поведения в классе во время игры, что является немаловажным условием для применения технологий игрового обучения в дальнейшем. Для реализации задач на уроках татарского языка можно рекомендовать использовать следующие дидактические игры: «Кто помнит…?» — для формирования познавательных и коммуникативных УУД; «Что здесь произошло?» — познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД; «Испорченный текст» — познавательные УУД; Кроссворды, чайнворды, сканворды — познавательные, регулятивные и коммуникативные (при командном решении задания) УУД [Cафиуллина, 2008].

Это лишь небольшая часть дидактических игр, применение которых возможно на уроках татарского языка на первом этапе. Учитель самостоятельно может конструировать дидактические игры подобного типа. Применение современных информационно-коммуникативных и интернет-технологий способствует повышению эффективности дидактических игр подобного типа. Главная цель второго этапа — комплексное развитие УУД. На данном этапе постепенно вводятся все более сложные виды дидактических игр. Особую роль на втором этапе играют командные и ролевые игры. Вместе с тем не следует отказываться и от более простых игр-предложений. Наибольшую эффективность игровые задания показывают при формировании коммуникативных и регулятивных УУД [Асмолов, 2013]. Это связано с самой природой игры.

Необходимость выполнения заданий по определённому алгоритму в сочетании с тесным взаимодействием с другими участниками игрового процесса обеспечивается наиболее эффективное формирование данных видов универсальных учебных действий. Наиболее эффективными в этом отношении являются ролевые игры, находящие наибольшее применение на уроках татарского языка. Это обусловлено спецификой содержания учебного материала данной дисциплины. Предваряет проведение ролевых игр освоение учащимися игр-бесед. Наиболее популярные из игр такого рода — «Вопрос-ответ». Данные игры готовят учащихся к ролевым играм, требующим большей самостоятельности учащихся и большой предварительной подготовки. Ролевые игры способствуют эффективному развитию все видов УУД, но требуют от учащихся высокого уровня первоначальных навыков. Особое внимание при подготовке ролевой игры следует обратить внимание на уровень сформированности у школьников регулятивных УУД. Это связано с тем, что для успешного проведения ролевой игры требуется обширная самостоятельная подготовка учащихся, проработка ролей, планирование своей деятельности по сбору информации и организации игрового процесса. В данном случае, роль учителя сводится к позиции консультанта-организатора. Он не вмешивается в игровой процесс, а лишь помогает подготовить игру и следит за соблюдение правил. Ролевые игры способствуют развитию познавательных и регулятивных УУД - на этапе подготовки, а так же коммуникативных навыков - непосредственно в процессе игры. Сложность подготовки ролевых и деловых игр, высокие требования, предъявляемые ими к подготовке учащихся, не дают возможности широко применять данные виды игр на уроках татарского языка в среднем звене. Именно поэтому большой популярностью пользуются игры-викторины. Дидактически данный вид игр имеет очень большой потенциал в плане формирования УУД. Возможность использования в викторинах разнотипных заданий создаёт предпосылки для формирования как познавательных, так и коммуникативных УУД. Включение в игру заданий предполагающих выход за пределы материалов учебника способствует активизации познавательного интереса учащихся, вызывает необходимость самостоятельно углублять знания по предмету, что в свою очередь способствует совершенствованию регулятивных УУД. Большое разнообразие форм проведения игр-викторин даёт возможность решать самые разные дидактические задачи. Наиболее популярными играми такого рода являются дидактические игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра», разного рода «Викторины» и родственные им игры со случайным выбором вопроса. Нельзя не упомянуть набирающие популярность в последнее время игры-квесты, сочетающие в себе преимущества ролевой игры и викторины. Дидактический потенциал данного вида игр очень велик, но возможности их применения на уроках требует дальнейшего изучения. Наибольшее значение игры-квесты, ролевые и деловые игры приобретают на третьем этапе, где перед учителем стоит задача поддержания сформированных у учащихся УУД в актуальном состоянии и их дальнейшее совершенствование. На этом этапе целесообразно применять сложные игры, требующие комплексного применения полученных знаний и навыков. Так же, на третьем этапе учащимся может быть предложено, самостоятельно, разработать и провести игру. Это способствует дальнейшему развитию УУД и повышению мотивации к самостоятельному изучению татарского языка, татарских произведений.

Ролевая (сюжетная) игра отличается тем, что в ней инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Многоролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.

Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Процесс игры позволяет развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников процесса и, прежде всего, - учителя. Именно учитель должен выбрать из множества современных методов обучения татарскому языку те, которые наилучшим образом соответствуют его темпераменту, внутренним потребностям, интеллекту и желаниям. При этом он должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его интересы, способности, увлечения в каждом конкретном классе [Бердычева].


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации