Конспект урока ИЗО — Иллюстрирование сказки «По щучьему велению»
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
Интегрированный урок изобразительного искусства и литературы
Тема : Иллюстрирование сказки «По щучьему велению»
Подготовила и провела:
Преподаватель изобразительного
искусства МАУ ДО «ДШИ имени А.А.Алябьева» города Тобольска
Камерцель С.В.
г .Тобольск 2019г
Интегрированный урок изо и литературы .
Тема: Иллюстрирование сказки «По щучьему велению»
Цели: Познакомить учащихся с понятием иллюстрация и ее основными видами, их значением .
Задачи:
учить передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги, способствовать формированию творческого воображения;
Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественным материалом
Воспитывать любовь к истории и культуре.
Оборудование для учеников: цветная бумага, картон, клей, ножницы, краски, фломастеры, кисти.
Оборудование для учителя:
иллюстрация Н.М. Кочергина к сказке «По щучьему велению»,
отрывок из кукольного мультфильма «По щучьему велению»,
компьютер, аудиозапись песни «Емеля» в исполнении В.Сергеевой (Детское Евровидение-2009),
эскиз к сюжетной аппликации, образец сюжетной аппликации.
Ход урока:
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с новой темой, которая называется «Иллюстрирование». Выполним практическую работу - иллюстрацию к сказке «По щучьему велению». Вам нужно будет вспомнить ваше любимую и хорошо знакомую сказку и на основе ее содержания выполнить иллюстрацию в технике аппликация.
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, её основа. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли своё достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. В узком, смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое.. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.
Иллюстрации поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Сравните страницы без иллюстрации и иллюстрированные . Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.
Как известно, одним и тем же словом «иллюстрация» называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.
В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: фронтиспис, заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная разворотная (на двух страницах), оборочная (небольшой рисунок, окружённый текстом), рисунки на полях.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Фронтиспис (фр. frontispiece) - заглавная иллюстрация, помещённая на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему литературному произведению. Это, как правило, ассоциативный или обобщённый образ. Иногда здесь помещают портрет писателя или главных героев.
Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.
Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.
Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги.
Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту.
Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые - изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях .
Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.
Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими .
Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.
Техника выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом .
Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передаёт в иллюстрации две основные категории всякого действия - пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведёт линию и кладёт пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, - линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет чёрное и белое, какое значение придаёт силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д. Часто всё это упрощённо называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.
Сегодня у нас необычный урок изобразительного искусства. Нас ожидает встреча со сказкой.
Удивляется народ
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи.
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется
«По щучьему велению»
3. Вводная беседа
– А кто главный герой этой сказки?
– А вы знаете значение этого имени?
– Назовите имя главного волшебного помощника?
(выслушиваются ответы обучающихся)
Наверное, именно встреча со сказочной чудо-щукой изменила коренным образом жизнь Емели.
(Просмотр отрывка из кукольного фильма «По щучьему велению»)
Этот сюжет и будет нашей сегодняшней темой.
Анализ произведений изобразительного искусства
Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в иной мир. На рисунках оживают ее герои, страны и города, где происходят события. И все, о чем рассказывает автор, делается ближе нам, понятнее.
Иллюстрации Кочергина Николая Михайловича очень самобытны, необычны, но реалистичны. Более 25 лет он посвятил иллюстрированию детской литературы.
Рассмотрим его иллюстрацию к сказке «По щучьему велению».
– Можно ли цветом выделить главного героя в иллюстрации?
– Какие цвета сочетаются между собой всегда ярко, контрастно?
– Назовите эти цвета.
Правильно, это: красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый и их оттенки.
В иллюстрации Н.М. Кочергина такие цветовые сочетания выглядят особенно ярко, выразительно и красиво.
Художник умело подчеркивает главное в композиции, необычность происходящего с помощью цвета.
-Ребята, обратим внимание на эскиз к сюжетной аппликации.
Итак, ребята приступаем к практической части урока.
Вам нужно будет прочитать отрывок литературного произведения, которые я вам раздам и на выбор проиллюстрировать отрывок одного произведения .Вот как выглядит примерная работа. Можете пользоваться наглядными пособиями, но только пользоваться, не срисовывать. Проявите фантазию!
Прослушайте инструктаж к практической работе.
1этап.
На первом этапе вам необходимо продумать , представить сюжет произведения , какие предметы и герои будут в нем изображены, подумать как будет располагаться альбомный лист, по горизонтали или по вертикали.
2этап.
На втором этапе вам нужно нарисовать общую форму всех элементов, наметить их контур.
3 этап
Теперь вы создаете эскиз вашей иллюстрации .Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане.
4 этап.
Цветовое решение . Вначале все элементы прокройте локальными цветами. Обязательно подбирайте гармоничные цвета. Аккуратненько не набирая много краски (удобнее работать круглой кистью, используя палитру для смешивания красок).
5 этап.
На заключительном этапе выполняем детальную проработку всех элементов, контрастнее выделяем значимые элементы .
Прохожу по классу, корректирую индивидуальные ошибки в работах
Провожу фронтальную работу.
-Демонстрирую удачные линейные рисунки
Остановимся на последовательности работы над аппликацией.
рис.3
1) Вырезаем по контуру предметы сюжета: Емелю, ведра, щуку, прорубь, дома
2 )Если ты можешь, перемещаешь объекты на цветную бумагу методом копирования, вырезаешь детали и наклеиваешь их на картон.
3) Если затрудняешься, вырезаешь предметы, наклеиваешь их на картон, раскрашиваешь красками, а где надо, фломастерами.
4) Дорогу Емели от проруби до деревни, линию горизонта рисуем красками или фломастерами.
6. Самостоятельная работа обучающихся
-Ребята, сегодня мы работаем в парах. Между собой распределяете, кто что делает. Работаем дружно, не теряя времени, четко и аккуратно.
Работа под аудиозапись песни «Емеля»
Итог урока:
1) Выставка работ обучающихся
А теперь продемонстрируйте свои сюжетные аппликации
2) Выводы
– С иллюстрацией какого художника вы сегодня познакомились?
– Что на уроке вам показалось самым интересным?
Знай, от сказки хмурый день светлей,
Знай, от сказки в жизни чудо происходит.
Поделись улыбкою своей,
Пусть она тебе друзей вокруг находит.