12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена506 Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства. Стаж более 35 лет. Россия, Мордовия респ., Саранск |
Занятие по изобразительному искусству: иллюстрирование русской народной сказки «По щучьему велению, по моему хотению»
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Занятие по изобразительному искусству: иллюстрирование русской народной сказки
«По щучьему велению, по моему хотению»
(для детей 8 - 12 лет)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Павельева Елена Федоровна
Саранск 2022
Тема урока: Иллюстрирование русской народной сказки
«По щучьему велению, по моему хотению».
Цель урока:
- научить выполнять иллюстрацию к русской народной сказке.
Задачи:
- воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок;
- способствовать воспитанию доброты и отзывчивости;
- развивать способности к творческому самовыражению;
- развивать воображение и умение передавать в рисунке простые сюжеты;
- воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к чтению;
- передача плановости в работе.
Оборудование:
лист бумаги, карандаш, кисти, краски гуашь, акварель, непроливайка, палитра. Репродукции художников иллюстраторов к данной сказке.
Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию к сказке «По щучьему велению, по моему хотению».
Ссылка:
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Проверка готовности к уроку.
Необходимо подготовить рабочее место и принадлежности к занятию: лист бумаги, карандаш, кисти, краски гуашь, акварель, непроливайка, палитра.
III. Изучение нового материала.
Объяснение последовательности выполнения работы.
2. Создание композиции, передача переднего и заднего плана.
3. Заливка больших плоскостей листа.
4. Прорисовка деталей в композиции.
5. Завершение работы в цвете. Яркое живописное решение.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
1.Руководство процессом изобразительной деятельности.
2.Индивидуальная помощь учащимся.
V. Выставка работ учащихся.
Просмотр и анализ работ учащихся.
VI. Итог занятия.
Оценка работ.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Проверка готовности к уроку.
Лист акварельной бумаги А3 (Фото 1)
Простой карандаш (Фото 2)
Палитра и кисти, гуашь.
(Фото 3) (Фото 4)
III. Изучение нового материала.
По щучьему велению — русская народная сказка, которую любят практически в каждой семье. Именно с народных сказок начинается путь малыша в мир чтения! В книгах есть красивые рисунки, они называются иллюстрации. Художники, которые их рисуют, называют иллюстраторами.
Для этого нам нужно прочитать текст, вдуматься, представить героев сказки, как они выглядят, составить эскизы и приступить к основной работе. В сказке рассказывает о крестьянском парне Емеле. Любил он лежать на печи, а любую работу делал с неохотой. Однажды, когда он отправился за водой, в его ведро попала щука.
К удивлению Емели, она заговорила человеческим голосом и даже пообещала выполнять его желания в обмен на собственную свободу.
Беседа о творчестве Николай Михайлович Кочергина и его иллюстрациях к сказке «По щучьему велению, по моему хотению».
Николай Михайлович Кочергин (1897-1974), советский художник-иллюстратор, посвятивший детской книжной иллюстрации более 25 лет.
Биография художника
Николай Михайлович Кочергин родился 9 мая 1897 г. в селе Всесвятском. Это небольшое село находилось в нескольких верстах от Тверской заставы. После нескольких лет занятий в сельской школе Николай Кочергин был определен в городское училище в Замоскворечье, где учился без особого желания и предпочитал вместо уроков убегать в Третьяковскую галерею или Румянцевский музей. Любовь к искусству привела его в 1908 году в Строгановское художественно-промышленное училище.
Николай Кочергин окончил училище, работал несколько лет художником театра, занимался графикой и резьбой по дереву. Последнее увлечение также стало делом его жизни, искусно созданные художником деревянные куклы для ленинградского театра Евгения Деммени до сих пор задействованы в спектаклях.
Кочергин стоял у истоков искусства советского политического плаката и внес большой вклад в агитационное искусство. Во время гражданской войны он был руководителем плакатной мастерской в Харькове, а после ее окончания продолжил свою деятельность в различных периодических изданиях - журналах "Огонек", "Вокруг света", "Мир приключений".
Но все же свое основное внимание художник сосредоточил на иллюстрировании детских книжек. Он много лет сотрудничал с издательством "Детгиз". Во второй половине пятидесятых годов вышел "Всадник без головы" в его оформлении, а "Конек-горбунок" Ершова с иллюстрациями Кочергина переиздавался несколько раз.
Эпос нашей страны — обширная область работы Кочергина в детской книге. Среди многочисленных произведений, проиллюстрированных им, следует назвать былины, сборник из героического эпоса народов СССР, сказки России, Карелии, Молдавии, далекой Тувы.
В шестидесятые годы Кочергиным было оформлено множество книг, приключенческие и фантастические произведения, народные эпосы, как русские, так и зарубежные, современная литература, произведения китайской классики, египетские и вьетнамские сказки и многое-многое другое. Количество произведений Кочергина очень велико. Художник работал в искусстве более полувека. До конца своих дней заслуженный художник РСФСР Николай Михайлович Кочергин плодотворно работал. Он скончался 10 мая 1974 года после короткой тяжелой болезни.
Иллюстрации Николая Кочергина к сказке
«По щучьему велению, по - моему хотению».
(Фото 8)
(Фото 9) (Фото 10)
(Фото 11)
Чтение сказки с иллюстрациями.
Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
— Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
— Неохота…
— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Ну, ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
— Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
(Фото 13)
— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
«По щучьему веленью, по-моему хотенью».
Емеля и говорит:
— По щучьему веленью, по-моему, хотенью — ступайте, ведра, сами домой…
Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, сани, в лес…
Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:
— По щучьему веленью, по моему хотенью — топор, наруби дровишек по - суше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…
— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
— Мне и тут тепло…
— Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.
— А мне неохота…
— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Емеля подумал-подумал:
— Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
— По щучьему веленью, по - моему хотенью — ну-ка, печь, поезжай к царю…
(Фото 16)
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
— Кто же ты такой, добрый молодец?
— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
(Фото 17)
«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Виктор Васнецов.
РЕКЛАМА
Объяснение последовательности выполнения работы.
1. Чтение сказки «По щучьему велению, по - моему хотению»
2. Создание композиции, передача переднего и заднего плана.
3. Заливка больших плоскостей листа.
4. Прорисовка деталей в композиции.
5. Завершение работы в цвете. Яркое живописное решение.
Эскизы для составления композиции к сказке
(Фото 18)
(Фото 19) (Фото 20)
(Фото 21)
Яркое живописное решение.
(Фото 22)
(Фото 23) (Фото 24)
(Фото 25) (Фото 26)
V. Выставка работ учащихся.
Просмотр и анализ работ учащихся.
VI. Итог занятия.
Оценка работ.
Вывод и подведение итогов работы.
В глубинке нашей большой Родины, сказки сохранились в чистом, народном ключе. Они остались первозданными, такими как мне рассказывала моя мама. Так как их сказывал русский народ. Здесь уместна поговорка: "Лень и нищета - двигатели прогресса".
Сказка главному учит:
Как человек чего захочет так он о том и похлопочет.
Все Чудеса на Свете творят простые образованные люди. Ведь только Человеку от Природы, дано мечтать, творить и создавать. Желай хотеть! Мечтай, учись, читай, стремись. Цель ставь! Трудись и воплощай мечты. Верь в знания, в Себя!
Будь смелым, сильным, и станешь сам свободным и счастливым! И Мир фантазий, явью станет для тебя.
Русские народные сказки воспитали не одно поколение детей, так как всегда отличались не просто интересным, но в первую очередь поучительным содержанием. Под эти сказки каждый вечер засыпали наши родители, бабушки и дедушки.
Учащиеся приступают к работе. По составленным эскизам и ярким живописным работам иллюстраторов выполняют свою творческую работу.
Итог занятия.
Выставка работ учащихся.
Список литературы:
(Фото на титульном листе)
(Фото 1)
(Фото 2)
(Фото 3)
(Фото 4)
(Фото 5)
(Фото 6 - 11)
(Фото 12 - 17)
(Фото 20)
(Фото 21)
(Фото 22)
(Фото 23)
(Фото 24)
(Фото 25)