Эссе «Имена писателей и поэтов на карте Воронежской области. А.В. Кольцов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Травкинская основная общеобразовательная школа
Защита краеведческого эссе
Имена писателей и поэтов на карте Воронежской области
Выполнила: Шевцова Софья Андреевна,
ученица VII класса
МОУ Травкинская ООШ
Руководитель: Жуковский Александр Владимирович,
учитель русского языка
МОУ Травкинская ООШ
Травкино
2011
Вся жизнь моя – как сине море,
С ветрами буйными в раздоре –
Бушует, пенится, кипит,
Волнами плещет и шумит.
А.В.Кольцов.
Природа нашей Воронежской земли богата и разнообразна, и поэтому в нашем крае очень много талантливых людей: поэтов, писателей, художников и других творческих личностей. Ведь человек неразрывно связан с родной природой, и это отражается на его творческих способностях. Наиболее ярко эта связь наблюдается в творчестве нашего поэта А.В. Кольцова.
А.С. Пушкин как-то сказал, что Кольцов обратил на себя общее благосклонное внимание. Однако пылких восторгов и рукоплесканий поэт не дождался. О них, впрочем, он меньше всего думал. Одной из своих рукописных тетрадей Кольцов предпослал в качестве эпиграфа четверостишие:
Пишу не для мгновенной славы –
Для развлеченья, для забавы,
Для милых, искренних друзей,
Для памяти минувших дней.
Кольцову доставляла удовольствие уже сама по себе работа над словом, его целиком захватывал процесс поэтического творения. Он по прирождённой скромности считал свои занятия «развлечением, забавой». Но Кольцову только казалось, что пишет он «для памяти минувших дней». В действительности же его произведения были ориентированы не на прошлое, а на будущее. «Развлечение» на поверку обернулось делом огромной общественной важности. Без этой «забавы» отечественная словесность стала бы на много беднее. А подлинная «немгновенная» слава пришла к поэту сама.
Но тогда даже Белинский беспокоился за судьбу своего литературного «крестника». «Не знаю, - откровенно высказывал он свои опасения в рецензии на сборник,- будут ли иметь успех стихотворения Кольцова, обратит ли на них публика то внимание, которого они заслуживают… всё это покажет время».
Время показало: мода в искусстве так же мимолётна, как и везде; настоящие же поэтические ценности непереходящи!
Творческий облик Кольцова неразрывно связан с особенностями его биографии. В ней мало видеть только частный случай, только личную драму художника, вынужденного подчиниться неблагоприятно сложившимся житейским обстоятельствам. В участи Кольцова откристаллизовалась общая трагедия русской демократической интеллигенции.
В биографии воронежского стихотворца не было ни полицейского надзора, ни ссылок—в этом смысле она вполне благополучна. Поэт не испытывал, пожалуй, даже крайней материальной стеснённости. И всё же судьба Кольцова всеми поколениями его почитателей воспринималась как страшная трагедия человека, богато одарённого от природы и вынужденного тратить физические и нравственные силы на противодействие враждебным внешним условиям.
Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже в семье Василия Петровича Кольцова (1775—1852) — скупщика и торговца скотом (прасола), слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином. Человек крутого нрава, страстный и увлекающийся, отец поэта, не ограничиваясь прасольством, арендовал земли для посева хлебов, скупал леса под сруб, торговал дровами, занимался скотоводством.
Мать Алексея была доброй, но не образованной, не владела даже грамотой. В семье сверстников не имел: сестра была намного старше, а брат и другие сёстры намного моложе.
С 9 лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что в 1820 году смог поступить в двухклассное уездное училище, минуя приходское. В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками, например про Бову, про Еруслана Лазаревича. Эти книги он покупал на деньги, полученные на лакомства и игрушки от родителей. Позже Алексей стал читать различные романы, которые брал у своего товарища — Варгина, так же являвшегося сыном купца. Особенно будущему поэту нравились произведения «Тысяча и одна ночь» и «Кадм и Гармония» Хераскова. После смерти в 1824 году Варгина Алексей Кольцов получил в наследство его библиотеку — около 70 томов. В 1825 году увлёкся стихотворениями И. И. Дмитриева, особенно «Ермаком». После года и четырёх месяцев (второй класс) в училище, Алексей был забран отцом. Василий Петрович считал, что этого образования сыну вполне хватит, чтобы стать его помощником. Работа Алексея заключалась в перегоне и продаже скота.
Домашняя обстановка, естественно, наложила определённый отпечаток на характер Кольцова. Судя по свидетельствам мемуаристов, он унаследовал от отца практическую хватку, сметливость в торговых операциях. Влияние мещанско-купеческого окружения не могло не сказаться. И всё же. Если иметь в виду основные черты Кольцова как личности, следует согласиться с Белинским, утверждавшим, что к благодатной натуре поэта не приставала грязь, среди которой он родился и на лоне которой был воспитан.
Настоящей школой для отрока Кольцова стала родная подворонежская природа — именно она образовала из впечатлительного подростка будущего художника, вселила в его душу чувство прекрасного.
Виссарион Белинский об уровне его образования писал следующее: «Не знаем, каким образом был он переведён во второй класс, и вообще чему он научился в этом училище, потому что как ни коротко мы знали Кольцова лично, но не заметили в нём никаких признаков элементарного образования».
В 1825 году, в 16 лет, он написал своё первое стихотворение — «Три видения», которое впоследствии уничтожил. Стихотворение было написано в подражание любимого поэта Кольцова, Ивана Дмитриева.
Первым наставником Кольцова в поэтическом творчестве был воронежский книгопродавец Дмитрий Кашкин, давший юноше возможность бесплатно пользоваться книгами из своей библиотеки. Кашкин был прямым, умным и честным, за что его любила молодёжь города. Книжная лавка Кашкина была для них своего рода клубом. Кашкин интересовался русской литературой, много читал и сам писал стихи. По-видимому ему Кольцов показывал свои первые опыты. В течение 5 лет Кольцов пользовался безвозмездно его библиотекой.
Где-то в юности, будущий поэт пережил глубокую драму — он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться. Это отразилось, в частности, в его стихах «Песня» (1827), «Ты не пой, соловей» (1832) и ряде других. Отец Кольцова, по слову поэта,— "человек простой, купец, спекулянт, вышел из ничего, рожь молотил на обухе", был натурой жёсткой, крутой, любившей, чтобы его боялись. Трепет перед ним был мерой почтительности к нему. Этого он требовал и от сына. Причиной одной из горчайших драм поэта был он же, его отец Василий Кольцов. Зная, что Алексей без памяти полюбил служанку-красавицу, отец продал её. Насильно выдали её замуж, и вскоре она умерла. Пережитая драма глубокой болью отозвалась в душе Кольцова, и эта боль была долговременной, неутихающей, жгучей. После перенесенной горячки поэт не смог окончательно оправиться. Сильное, нежное, свободное чувство и тирания, жестокосердие, невежество властно вошли в жизнь, а затем и в творчество, как глубоко личное и вместе с тем глубоко социальное противоречие. Мук этой несчастной любви хватило на всю его творческую жизнь.
В 1827 году познакомился с семинаристом Андреем Сребрянским, ставшим впоследствии его близким другом и наставником. Именно Сребрянский привил Кольцову интерес к философии.
Первые публикации у молодого поэта были анонимными — 4 стихотворения в 1830 году. Под своим именем Алексей Кольцов опубликовал стихи в 1831 году, когда Н. В. Станкевич, известный поэт, публицист и мыслитель, с которым Кольцов познакомился в 1830 году, опубликовал его стихи с коротким предисловием в «Литературной газете». В 1835 году — выход первого и единственного при жизни поэта сборника «Стихотворения Алексея Кольцова». По делам отца путешествовал в Санкт-Петербург и Москву, где благодаря Станкевичу познакомился с В. Г. Белинским, который оказал на него большое влияние, с Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным, который опубликовал в своём журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай».
После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности».
Ранние поэтические опыты Алексей Кольцова представляют подражания стихотворениям Дмитриева, Жуковского, Пушкина, Козлова, Хераскова и других поэтов; в этих произведениях поэт только ещё нащупывает собственную художественную манеру. Но и среди них уже налицо такие стихотворения, в которых нельзя не видеть будущего творца песен. С другой стороны, попытки писать в духе книжной поэзии наблюдаются у Кольцова до самой смерти, вперемежку с песнями, да и среди последних некоторые ближе к книжным формам, чем к той специфической манере, в которой можно видеть особенности кольцовского стиля. Другой жанр Кольцова — думы, которые по форме схожи с его песнями, а по содержанию представляют своеобразную поэтическую философию. Познакомившись мельком с философскими спорами столичных друзей, главным образом в кружке Белинского, Кольцов пытается уяснить себе в думах мировые проблемы.
Прасольство ставило его в близкие отношения к крестьянскому люду и во время степных разъездов со скотом, и во время выкормки последнего «бардой» около винных заводов, и во время отправления гуртов в большие города, поневоле заставляя вникать не только умом, но и сердцем в жизнь и интересы простого народа.
Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Многие стихотворения стали песнями на музыку М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и многих других.
Кольцов часто выезжал в земли донских казаков, был хорошо знаком с рыболовами, лесниками и многими крестьянами Селявного, Сторожева, Митяевки, Трясорукова и других сел Воронежской губернии, любил бывать в степной деревне Титчихе, где, по предположению А. Путинцева, записывая песни, мог слушать и рассказ, давший сюжет для его произведения «Хуторок».
Поэт исколесил почти всю Воронежскую губернию, степи Воронежского, Бобровского, Острогожского и Коротоякского уездов. Население этих мест было пестрым по своему составу, в основном это были русские и украинцы. Большой интерес проявил А.В. Кольцов к украинскому фольклору. Хороводные песни записаны А.В. Кольцовым с особой тщательностью. Он красочно описал несколько хороводов, в том числе народную игру «Ни под свет заря занималася».
А.В. Кольцова интересовали различные жанры русского народного творчества. Кроме анекдотов (о них он писал А.А. Краевскому: «Присказками-то я вас уже употчевал, чай, не захотите в другой раз: больно солоно!»), поэт собирал пословицы и поговорки, вошедшие в сборник «Русские пословицы, поговорки, приречья и присловья». Впервые он был напечатан в «Воронежской беседе на 1861 год» М.Ф. Де-Пуле, который получил эту рукопись от И.С. Никитина.
Впервые в истории воронежской фольклористики А.В. Кольцов расположил пословичный материал по тематическому признаку. Пословицы имели яркий социальный характер и свидетельствовали о демократических взглядах собирателя. Судя по обилию собранного А.В. Кольцовым материала, по точности записей, сохранению диалектных особенностей, поэт был фольклористом, усвоившим достижения современной науки в изучении народного творчества, натуре, но не получал благодарности.
Кольцов не мог жить вне поэзии. В нём было то, что принято называть –«искра божья» В груди теснились, требуя какого-то выхода, фантастические картины и образы. Книги, особенно стихотворные сборники, стали верными товарищами Кольцова.
Читая Кольцова, отмечаешь безыскусственность и бесхитростность его стихотворений. Он сам их пел, и в этом проявлялось сказительское, импровизаторское начало его творчества. Но было бы большой ошибкой причислять Кольцова к кругу собственно сказителей и импровизаторов. Нет, в его сочинениях содержатся все качества, которые отличают истинную поэзию, созданную художником. Культура образа, выражающая душевную культуру, серьезность поставленной перед собою художественной задачи, работа над словом, верно передающим замысел, — вот некоторые из этих качеств.
В лучших своих произведениях на семейно-бытовые, любовные и трудовые темы Кольцов самобытен, и его образы достигают силы символов. Его соха, или его сивка, или коса в руках его косаря укрупняются, как в былине. Поэт перебрал несметный песенный материал, находившийся в руках народа. Он записывал песни и передал большое их количество в собирательский кружок П. В. Киреевского.
С детства Алексей Кольцов вынужден был заниматься любезными отцу прасольскими, купеческими делами. Перед его взглядом проходили гурты скота, он присутствовал на бойне, видел кровь, ездил по базарам, "обманывал людей и иногда подличал", как скажет он сам много поздней. Он отлично знал Россию воронежского пояса, нравы всех слоев населения, психологию пахаря-труженика, купца, мещанина. Мечтатель, поэтическая натура, чуткая и впечатлительная душа, Кольцов был погружен в дела низменного торга, в суды-пересуды купцов, в скотные дворы, в лукавство и азарт купли-продажи... Другой воронежский поэт, Никитин, торговал в свечной лавке и ходил с лотком по базару... Но и того, и другого возвысила русская муза!
В Москве и Петербурге Кольцов общается с Чаадаевым и Владимиром Одоевским, Боткиным и Вяземским, Жуковским и Полевым и, конечно же, с Пушкиным, Белинским. Он восторгается игрой Мочалова и Щепкина. Он мечтает успеть в жизни (об этом и пишет Белинскому) хорошенько изучить русскую и мировую историю, выучиться по-немецки, хочет прочитать Шекспира (он и станет его любимым автором), Гёте, Байрона, Гегеля, углубиться в астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию и другие науки. Собирается написать либретто для оперы. Предполагает два года поездить по России, пожить год в Питере.
Кольцов мечтал отделаться от замучивших его торговых забот и отдаться учению и творчеству. Приходят разные планы: открыть книжную лавку, заведовать конторою "Отечественных записок" (предложение Краевского), были и другие намерения. Но отец, семья держат Кольцова; судился из-за них, не выходил из долгов, маялся.
Многим мечтаниям Кольцова не суждено было осуществиться. Его здоровье было подорвано непосильной работой на семью, постоянной погруженностью в прасольские заботы, отрывавшие поэта от его мечты, призвания, главного дела жизни. Запутанные торги и долги отца-самодура он вынужден был распутывать. Семья же ему не помогала. Его травили или, как свидетельствует Белинский, его ежедневно, ежеминутно оскорбляли, мучили, дразнили, как дикого зверя в клетке. Ему иногда не на что было купить лекарства, чаю, сахару, свечей. Мать украдкою от всех, прежде всего от мужа, приносила ему обед и ужин. А он делал ради семьи даже то, что было противно его натуре, но не получал благодарности. "Сестре на свадьбу отец нашёл десять тысяч рублей, а больному сыну нет двести — на лекаря", — писал поэт, как бы приоткрывая занавес одной из пьес Островского. Драма с Дуняшей, ее смерть, купеческое и мещанское окружение так и просятся в пьесу...
У Алексея Кольцова нередко происходили ссоры с отцом (особенно в последние годы жизни), последний негативно относился к литературному творчеству сына. В результате депрессии и длительной чахотки Кольцов умер в возрасте тридцати трёх лет в 1842 году.
В. Г. Белинский писал: «Для восстановления его здоровья нужно было прежде всего спокойствие, а между тем его ежедневно ежеминутно оскорбляли, мучили, дразнили, как дикого зверя в клетке… Раз в соседней комнате у сестры его много было гостей, и они затеяли игру: поставили на середину комнаты стол, положили на него девушку, накрыли её простынёю и начали хором петь вечную память рабу Божию Алексею.
Поэт был Похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже.
Согласно литературному критику Ю. И. Айхенвальду «Поэзия Кольцова — это деревня нашей литературы. Из города, из обители культурных утончённостей, она выводит нас в открытое поле, в царство зелени и луговых цветов, и глазам открываются пестреющие во ржи, никем не посеянные, никем не взращенные васильки. Все здесь непосредственно, искренне, естественно, и жизнь дана в своей первобытности и простоте».
В 1846 году известный русский актёр эпохи романтизма П. С. Мочалов, знавший А. В. Кольцова, опубликовал в журнале «Репертуар и Пантеон» свои стихи.
Пришёл я, низко
поклонился
С глубоким вздохом
и слезой
Взглянул на крест
и помолился
Души твоей за упокой.
Так здесь Кольцова
схоронили, —
С тобой высокие мечты.
Но верь — не все тебя
забыли —
Бояна русского, и ты
Остался жить в сердцах
людей
Прекрасной песнею твоей.
Могила А. В. Кольцова сохраняется в Литературном некрополе недалеко от Воронежского цирка. На надгробии ошибочно приведена дата смерти Алексея Васильевича. На самом деле он умер не 19, а 29 октября.
В Кольцовском сквере в 1868 году установлен бюст поэта. Памятник поэту установлен также на Советской площади Воронежа у театра
драмы имени А. В. Кольцова (новое здание).
В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Воронежскому государственному драматическому театру было присвоено имя Алексея Васильевича Кольцова. За год до этого главный режиссер театра Фирс Ефимович Шишигин поставил спектакль «Алексей Кольцов» по одноимённой повести В. А. Кораблинова. Премьера состоялась в мае 1958 года.
Режиссёр отказался от традиции, когда хоровое исполнение выносится за кулисы. Хор непрерывно присутствует на сцене и является активным действующим лицом. Воссоздание на нашей сцене образа славного поэта — праздничное событие в культурной жизни города.
19 июня 1958 года в рамках Декады профессионального и самодеятельного искусства Воронежской области в Москве спектакль «Алексей Кольцов» был показан на сцене театра имени Вл. Маяковского. Многие актёры после этого были награждены почётными званиями.
Выпущена памятная серебряная монета Банка России, посвящённая 200-летию Кольцова.
Именем А. В. Кольцова также названы сквер, гимназия, библиотека и улица в Воронеже.
В 1959 году вышел советский историко-биографический художественный фильм «Песня о Кольцове». В 1997 году на экраны вышел фильм «На заре туманной юности», посвящённый Алексею Кольцову.
Воронежская кондитерская фабрика выпускает конфеты «Песни Кольцова».
В 2011 году к 425-летию Воронежа Почта России выпустила конверт с изображением памятника поэту в Кольцовском сквере.
Ул. Большая Стрелецкая, 53 — предположительно на этом месте стоял дом[5], в котором родился Алексей Васильевич. В 1984 году во время празднования 175-летия со дня рождения поэта на стене дома была повешена мемориальная доска со следующим содержанием: «На этом месте стоял дом, в котором 3 (15) октября 1809 г. родился русский поэт Алексей Васильевич Кольцов».
Ильинский храм — храм, в котором был крещён Алексей Васильевич. Метрическая запись гласит: «… Октября 3 рождён… Вопринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильева Чеботарёва».
Девиченская ул. (ныне ул. Сакко и Ванцетти), 72 — на этом месте находилось уездное училище, в котором учился А. В. Кольцов. Сейчас здесь построен один из корпусов Воронежской технологической академии.
Ул. Большая дворянская (ныне проспект Революции), 22 — бывшая резиденция воронежских губернаторов, на стене которой висит мемориальная доска: «В этом доме в 1837 году А. В. Кольцов встречался с поэтом В. А. Жуковским». Ул. Большая дворянская (ныне проспект Революции), 46 — дом, в котором жил А. В. Кольцов. На стене дома висит мемориальная доска с ошибочным содержанием: «Здесь стоял дом, в котором жил народный поэт Алексей Васильевич Кольцов».
Список использованной литературы.
1. Кольцов А.В. Стихотворения / А. В. Кольцов .- Сост. О.Г.Ласунский .- М.: Дет. лит. , 1979 .- 127 с., ил.
2. Кольцов А.В. Стихотворения / А.В.Кольцов .- Сост. О.Г Ласунский .- Воронеж: Изд. Воронежского унив., 1977 .- 304 с.
3. Кольцов А.В. Стихотворения / А.В.Кольцов .- под ред. Л.П.Шевченко .- Воронеж: Центрально-чернозёмное книж. изд., 1968 .- 351 с.
4. Кольцов А.В. Стихотворения. Письма к В.Г.Белинскому / А.В.Кольцов .- Воронеж: Центрально-чернозёмное книж. изд.,1984 .- 359 с.
5. Биография А.В.Кольцова .- ( www. wikipedia.ru).