Урок русского языка 3 классе «Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном»
Урок: Русский язык
3 класс.
Тема «Имя существительное.
Повторение и уточнение представлений об имени существительном.
Подготовила: А.О. Иванова
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №1» г. Десногорск Смоленская обл.
Введение
Особенностью использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы является то, что базовой дидактической формой является познавательная игра. При условии включения в процесс учебной деятельности элементов игры, можно вызвать у детей положительные эмоции и тем повысить их познавательную активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют и компьютерные задания игрового характера, воспринимают материал посредством видеоряда. Мышление младших школьников часто характеризуют как конкретно – образное. Однако под влиянием обучения меняется соотношение его образных и понятийных, конкретных и абстрактных компонентов. И здесь введение медиаформ обучения, позволяет адаптировать материал под особенности мышления младших школьников.
Урок: Русский язык, 3 класс.
Тема «Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.
Тип урока: повторение и актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.
Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся об имени существительном.
Основные планируемые результаты развития УУД:
Предметные: распознавать имена существительные среди других частей речи; выделять у имен существительных изученные морфологические признаки.
Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; делать выводы по наблюдениям; извлекать необходимую информацию, соотносить с имеющимися знаниями; обобщать полученные сведения.
Личностные: оценивать результат своей деятельности.
Ресурсы и оборудование: учебник «Русский язык» (3 класс), компьютер, экран или интерактивная доска, карточки с заданиями.
План урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Цель: Выработка у обучающихся внутренней готовности к учебной деятельности.
2. Минута чистописания. (2 мин)
Цель: Отработка навыков графического навыка каллиграфии
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают уроке, чему научатся.
4. Актуализация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: Уточнение и воспроизведение знаний учащихся об имени существительном в новых условиях.
5. Обобщение и систематизация знаний
Цель:: Восприятие, осознание, систематизация материала обучающимися. Закрепление родо – видовых понятий. Закрепление способа распознавания признака одушевленности имени существительного по значению.
6. Выводы. Домашняя работа.
Цель: Обобщение нового материала и закрепление полученных знаний и умений.
7. Рефлексия.
Цель: Дать оценку успешности достижения цели.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Цель: Выработка у обучающихся внутренней готовности к учебной деятельности.
2. Минута чистописания. (2 мин)
Цель: Отработка навыков графического навыка каллиграфии
(Презентация)
- Посмотрите на доску. Прочитайте загадки. Какое слово я загадала? (ключ)
- Почему картинки разные, а слово одно?
- Пропишите это слово на первой строчке. Вторая строчка у каждого индивидуальная.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Посмотрите мультфильм Овощная сказка "Хозяйка однажды с базара пришла". Запишите в тетрадь словарные слова, которые употребляются в этом мультфильме.
https://www.youtube.com/watch?v=ylJtNDoEN0s
- Проверьте, правильно вы записали слова? (Слова записаны на откидной доске) Поднимите руки, кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки? Добавьте еще по два словарных слова.
Определение темы урока.
- Что общего у слов? (высказывания детей)
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
4. Актуализация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Цель: Уточнение и воспроизведение знаний учащихся об имени существительном в новых условиях.
а) Работа с кластером.
- У вас на столах лежат кластеры. С помощью него мы вспомним, что изучили об имени существительном. Постарайтесь заполнить все блоки на схеме.
Выполнение задания с построением схемы учителем на доске: Дети называют характеристики имени существительного, на доске учитель собирает увеличенную модель кластера.
- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Какие имена существительные отвечают на вопрос что? (На доске записаны слова Дружить - …, сильный - …, добрый - … .)
1 вариант: Подобрать и записать к данным словам однокоренные имена существительные одушевленные.
2 вариант: Подобрать к данным словам однокоренные имена существительные – неодушевленные.
Проверка по вариантам.
б) Работа с кластером.
Ученики называют следующие признаки.
- Имя существительное может быть собственным и нарицательным.
На доске записаны предложения: А, а/ _ртем _ рбузов купил пять _рбузов.
О,о /Улетел _рел за город _рел.
- Выберите и спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена собственные.(Работа у доски)
- Покажите, какие буквы вы вставили и подчеркнули слова как собственные имена существительные в первом (во втором).
в) Работа с кластером. Ученики называют следующие признаки. Изменяется по числам. Имя существительное может быть множественного и единственного числа.
- Запишите слова в столбик. (запись под диктовку)
Соловей, друг, карандаш.
- В каком числе все записанные имена существительные?
- Измените число, выделите окончания.
Фронтальная проверка.
Физминутка.
- Давайте немного отдохнем.
-Если я называю имена существительные, вы приседаете, если называю другую часть речи, поднимаетесь на носочки.
Друг, зной, зеленый, бегать, заяц, смелый, бег, зелень, четыре, они, солнце, жарить, вторник, жар, чувствовать.
5. Обобщение и систематизация знаний
а) Чтение и анализ определения (стр.8)
- Откройте учебник на странице 8. Прочитайте правило.
- О чем еще не говорили на уроке?
б)Работа с дифференцированными карточками.
Цель: Закрепление родо – видовых понятий.
- У вас на столах лежат карточки. Выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Прочитайте задание. Выберите карточку. Нужно подчеркнуть те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная - сложный уровень, синяя - легкий уровень.
Проверка у доски.
Карточка № 1 Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе. Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота. Географические названия -море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал. Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес. | Карточка № 2 Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе. Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла. Мебель - диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло. Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач. |
в) Работа с учебником. (учебник стр. 9 упр.9)
Цель: закрепление способа распознавания признака одушевленности имени существительного по значению.
6. Выводы. Домашняя работа.
- Давайте с вами подведем итоги урока.
- Какую часть речи мы сегодня вспомнили? Какие основные признаки назвали?
Чтобы закрепить свои знания выполните дома упражнение 10,страница 9 учебника.
Прочитайте задание. Определение значения многозначных слов. Устное задание: определить значения многозначных слов. Письменное задание: составить и записать предложение. Звуко-буквенный разбор слова.
Работа с карточкой.
Возьмите карточку. Прочитайте предложения. Все ли вам понятно?
- Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл?
Запишите, любое предложение , вставляя подходящие по смыслу слова, раскрываем скобки.
-Прочитайте предложения, которые у вас получись. Объясните написание некоторых слов.
7. Рефлексия.
Цель: Дать оценку успешности достижения цели.
- Посмотрите на доску. Оцените свою работу на уроке. Выберите одно из высказываний, закончите предложение.
Сегодня на уроке мне было интересно…
мне было легко…
мне было трудно …
Приложение
№1
Выбери и подчеркни из списка слова, которые относятся к данной группе. Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота. Географические названия - море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал. Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес. |
Выбери и подчеркни из списка слова, которые относятся к данной группе. Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла. Мебель - диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло. Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач |
№2
___ (раз) гуливали (по) аллее. (В) сторожку (в) бежал лохматый пес ___. Слова для справок: пёс, грачи. |
№3