Индивидуальная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир Севера»

3
0
Материал опубликован 16 September 2023

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(МБУ ДО «ДДТ»)




ПРИНЯТА

в новой редакции

на методическом совете

МБУ ДО «ДДТ»

_______г., протокол №____



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБУ ДО «ДДТ»

от _______г.,

_______






ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный мир Севера»

(для детей с выдающимися способностями)


















Направленность: художественная

Уровень: базовый

Возраст учащихся: 9-10 лет

Срок реализации: 1 год










Составитель: педагог



дополнительного образования



Ильина Алена Валерьевна











Норильск

2023


ОГЛАВЛЕНИЕ

I

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


1.1.

Пояснительная записка………………………………………………………

3


1.2.

Цель и задачи программы……………………………………………………

6


1.3.

Содержание программы………………………………………………………

6


1.4.

Учебный план…………………………………………………………………

8


1.5.

Содержание учебного плана…………………………………………………

9


1.6.

Планируемые результаты……………………………………………………

9

II

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1.

Календарный учебный график………………………………………………

10


2.2.

Условия реализации программы……………………………………………

10


2.3.

Формы аттестации……………………………………………………………

11


2.4.

Оценочные материалы………………………………………………………

12


2.5.

Методические материалы……………………………………………………

13


2.6.

Список литературы…………………………………………………………...

16

III

ПРИЛОЖЕНИЕ


3.1.

Рабочая программа……………………………………………………………

17


3.2.

Протокол результатов промежуточной аттестации учащихся......

18


3.3.

Диагностические карты

19
































РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база программы

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции дополнительного образования детей до 2030 года».

Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции от 30.09.2020 № 533).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел 6) «Гигиенические нормативы по устройству содержанию и режиму работы организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

Национальный проект «Образование». Утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. № 16).

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 (протокол № 3).

Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

Приказ министерства образования Красноярского края от 30.12.2021 № 746-11-05 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Красноярском крае».

Устав МБУ ДО «ДДТ», и другие локальные акты, регламентирующие осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.


Методические рекомендации по проектированию и разработке

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:


Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016).

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Региональный модельный центр Красноярского края, 2021).

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (муниципальный опорный центр дополнительного образования, Норильск, 2021).

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерство просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 №ДГ-245/06).

Направленность (профиль) программы- имеет художественную направленность (декоративно-прикладное творчество), а так же направлена на научно-исследовательскую деятельность обучающихся, которая призвана научить детей не только думать и мыслить, но и позволяет обучающимся представить обществу продукт собственной деятельности.

Актуальность программы- определяется целью и задачами программы, основывается на сохранении и передаче культуры и традиций народов Таймыра, через популяризацию и пропаганду обучающихся к занятиям творчеством. Основываясь на анализе педагогического опыта, установлено, что некоторым одаренным детям необходимы более глубокие знания и более активные и расширенные занятия в области творчества. Появление образовательной программы с углубленным изучением направлений творчества народов Севера, стали актуальны на данный момент.

Новизна программы «Волшебный мир Севера» заключается в том, что освоение программы развивает интерес через занятия- экскурсии, виртуальные путешествия в мир творчества Таймыра, через проектно-исследовательскую деятельность и самостоятельный поиск информации, что способствует развитию познавательной активности и творческой самореализации.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что оно базируется на национально-региональном компоненте и изначально ориентировано на изучение историко-культурного наследия Таймыра и Красноярского края, как части России. Основа на раскрытии творческого потенциала, развитии способностей и возможностей ребёнка, его индивидуальных особенностей.

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы развивать способности всех его представителей. Программа направлена на выполнение социального заказа общества: развитие творческой, одухотворенной личности, способной жить и трудиться в современных социально- экономических условиях и творчески применять на практике полученные знания. Известно, что творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве.

Одним из важных направлений образовательной программы «Волшебный мир Севера» является научно- исследовательская деятельность обучающихся, которая призвана научить детей не только думать и мыслить, но и позволяет обучающимся представить обществу продукт собственной деятельности.

Изучение фольклора народов Севера, дает обучающимся возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них воображение. Изучение народных традиций способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважению традиций, толерантности, что так актуально в современном мире.

Занятия направлены на развитие творческой одаренности у детей, формирование исследовательских навыков, аналитического мышления в процессе творческого поиска.

Отличительные особенности- программы «Волшебный мир Севера» является развитие в ребенке мотивации к изучению фольклора и творчества народов Севера, через осуществление проектной, исследовательской деятельности учащимися. Содержание программы нацелено на развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Адресат программы- Программа предназначена для одаренных в декоративно-прикладном творчестве детей, 7-14 лет, желающих углубленно изучать некоторые аспекты своего увлечения. Состав группы на курс обучения- 1-2 человек.

Срок освоения и объем программы - 1 год обучения. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 108 учебных часа.

Форма обучения - очная форма, с применением дистанционных технологий (в онлайн и офлайн режиме). Основная форма организации учебной деятельности - занятие (групповое, индивидуальное).

Основные формы занятий: традиционная, занятия с использованием игровых технологий, творческое занятие, занятие-путешествие, практическая работа, практическое задание, исследование, выставка, дискуссия, презентация, конкурсы и т.д.

Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями школьников. Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Форма обучения очная. Возможно проведение занятий с элементами проектной деятельности или видео - уроков. Формы проведения занятий могут быть различными: рассказ, беседа, самостоятельная работа, практический тренинг, путешествие, «фантазии на заданную тему», игра, защита проектов, экскурсии.

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Учебные занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

Режим занятий

Последовательность и количество занятий определяется календарным учебным графиком и расписанием. Продолжительность учебного года - 36 учебных недель.

Программа рассчитана на 72 часа, на один год обучения. Режим занятий: в неделю 2 часа (периодичность занятий - 1 раз в неделю, продолжительность занятий по 2 часа). Продолжительность академического часа - 45 минут, перерыв между занятиями - 10 минут.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие художественно- творческих способностей учащихся посредством приобщения их к культуре и искусству народов Севера.

Задачи:

Образовательные:

формировать знания основ в области декоративно-прикладного творчества народов Севера;

сформировать мотивацию к обучению, в самоорганизации и саморазвитии;

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные

развивать творческую активность и познавательные навыки через включение обучающихся в проектную деятельность;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

формировать менталитет обучающихся средствами региональной культуры.

Личностные:

воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

повышать работоспособность, исполнительность, внимательность, приобщать к самостоятельности;

формирование навыков исследовательской деятельности.

1.3. Содержание программы

Программа «Волшебный мир Севера» состоит из разделов: скульптурное моделирование, исследовательский проект, культурное наследие Севера, учащиеся знакомятся со способами передачи объема в композиции, посредством использования мягких материалов, таких как: глина (полимерная, самозатвердевающая), папье-маше, соленое тесто и сочетание в одной композиции с мехом, кожей и другими материалами. Образовательная программа предусматривает последовательное обучение, методически выстроенного материала, от простого - к сложному. Предусматривает углубленное изучение материала. Данный уровень по образовательной программе направлен на формирование устойчивых знаний, умений и навыков по выполнению творческих проектных работ, с использованием комбинирования различных техник и видов материалов. Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В процессе обучения учащиеся приобретают и осваивают практические навыки работы в различных техниках изобразительного и декоративно- прикладного творчества, выполняют и защищают творческие проекты, в которых переплетены легенды и мифы, его богатый фольклор и мудрость народов крайнего Севера.


































1.4 Учебный план

п/п


Раздел / тема

Кол-во часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

I

Вводное занятие

Инструктаж по ТБ и ППБ

3

2

1

Педагогическое наблюдение.

Опрос

II

Скульптурное моделирование

24

10

14


2.1

Волшебное тесто. Свойства материала.

3

2

1

Педагогическое наблюдение

2.2

Папье - маше. Виды и свойства материала

3

2

1

Педагогическое наблюдение

2.3

Глиняная сказка

6

3

3

Педагогическое наблюдение

2.4

Творческая лаборатория. Эксперименты с материалами

12

3

9

Педагогическое наблюдение

III

Исследовательский проект

27

9

18


3.1

Введение. Алгоритм исследовательской работы

3

2

1

Опрос

3.2

Основные этапы исследовательской работы

6

2

4

Опрос

3.3

Теоретическое обобщение проекта

6

2

4

Контрольный опрос


3.4

Творческая работа

12

3

9

Педагогическое наблюдение

IV

Культурное наследие Севера

36

9

27


4.1

Мир сказочных фантазий (творческий проект)

12

3

9

Педагогическое наблюдение

4.2

Северные просторы (творческий проект)

12

3

9

Педагогическое наблюдение

4.3

Северный сувенир (творческий проект)

12

3

9

Педагогическое наблюдение

V

Фелтинг

15

7

8


5.1

Введение. Что такое фелтинг?

3

2

1

Педагогическое наблюдение

5.2

Основные техники работы с шерстью. Инструменты и материалы

3

2

1

Опрос

5.3

Объёмные и плоскостные изделия из шерсти. Творческая работа

9

3

6

Контроль выполнения задания


Итоговое занятие


3

2

1

Тестирование, диагностика


Всего

108

39

69




1.5. Содержание учебного плана

Вводное занятие (3 часа)

Теория (2 часа): План работы на год. Знакомство с программой обучения. Цель и задачи творческого объединения на учебный год. Инструктаж о правилах поведения на занятиях, правила безопасной работы с инструментами и материалами. Правила ППБ.

Практическая работа (1 час): «Коллаж ППБ и ТБ».

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Скульптурное моделирование (24 часа)

Теория (10 часов): Виды и свойства декоративных материалов: соленое тесто, папье-маше, глина (полимерная, самозатвердевающая) в скульптурном моделировании. Методы оформления декоративных работ, с помощью мягких материалов.

Практическая работа (14 часов): способы передачи объема через лепку различной формы «шар», «цилиндр», «куб», «конус».

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

Исследовательский проект (27 часов)

Теория (9 часов): Выбор темы исследования, ее формулировка. Постановка цели, задач, гипотеза исследования. Предмет и объект исследования. Постановка проблемы. Формирование идеи. Выбор методов исследования. Поиск вариантов решения. Сбор информации и ее обобщение (анализ информации).

Практическая работа (18 часов): Практическое выполнение работы (разработка исследовательского проекта – темы вариативны). Организация и проведение исследования. Применение информационных технологий в исследовании. Оформление проекта. Приемы и методы: Метод поисковой деятельности. Форма подведения итогов: Защита результатов исследования.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

IV. Культурное наследие Севера (36 часов)

Теория (9 часов): Декоративное творчество народов Севера в современном мире, особенности фольклора и народной мысли как идея в реализации творческого проекта. От идеи – к проекту. Создание эскиза, затем макета изделия, работа с материалом, воспроизведение творческой задумки.

Практическая работа (27 часов): Создание творческих проектов на заданную тематику.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, выставка.

V. Фелтинг (15 часов)

Теория (7 часов): Введение. Что такое фелтинг? Основные техники работы с шерстью. Инструменты и материалы.

Практическая работа (8 часов): Выполнение объёмных и плоскостных изделий из шерсти. Творческая работа.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, контроль выполнения задания.

Итоговое занятие ( 3 часа)

Теория (2 час): Подведение итогов. Аттестация. Практическая часть. Мини-выставка, просмотр и обсуждение творческих работ.

Практическая работа (1 час): Итоговое тестирование.

Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, выставка.


1.6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Предметные:

освоить приёмы и способы работы с мягким материалом;

этапы выполнения работы в скульптурировании;

различные техники декоративной отделки изделия;

свойства глины, папье-маше, соленого теста;

технику безопасности при работе с инструментами.

Метапредметные:

развитие информационно-коммуникационных умений и навыков;

работать самостоятельно и в коллективе;

грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки.

Личностные:

формирование целеустремленности и потребности в творческом развитии и самореализации.

воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, аккуратности;


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения промежуточной аттестации

1

20.09.2022.

31.05.2023

36

(I пг-17,

II пг-19)

36

72

По 2 часа \ 1раза в неделю

22-25.04.2023



2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего места пространства в учебном кабинете. Для этого необходимо хорошее естественное и искусственное освящение, просторное, привлекающее своим оформлением помещение.

Оборудование кабинета включает:

комплект мебели для хранения наглядных пособий;

столы и стулья для работы, планшеты;

наличие воды в кабинете (кран с водой);

учебная доска.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала. Для хранения фонда лучших детских работ разных лет желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а так же современные технические средства – компьютер.

Перечень инструментов и материалов для занятий ДПИ необходимы материалы и инструменты:

мягкие материалы (глина, кусочки бумаги для папье - маше, клей ПВА)

инструменты для работы с глиной;

бисер;

бисерные иглы;

мех различных цветов и фактур;

кожа, замша;

проволока;

сукно, фетр.

Информационное обеспечение

Ссылка на сайт в целом:

Лепка из полимерной глины. Пошаговый мастер класс: http://rukadelkino.ru/lepka/ [Электронный ресурс].

Электронная библиотека https://e.nlrs.ru/ [Электронный ресурс].

Использование интернет – портала, темам разделов программного материала:

рукоделие; https://gidrukodeliya.ru/raznye-podelki – подборка поделок своими руками; https://sdelaysam-svoimirukami.ru/ - сделай сам своими руками; https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2017/10/eremina_DV-10-17.pdf; https://www.pinterest.cl/pin/419679259015869574/ - бумажное кружево и мастер – класс.

Кадровое обеспечение. Программа реализуется (может реализовываться) педагогом дополнительного образования, имеющим опыт работы с детьми в образовательных учреждениях не менее года, образование – не ниже средне-профессионального, профильное или педагогическое.

2.3. Формы аттестации

Программа предполагает получение знаний и умений в области теории и практики в сфере прикладного творчества.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся творческих продуктов (по разделам программы), а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талант, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. Отслеживание результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ, в ходе наблюдения за деятельностью детей; участие в выставках. Основными критериями оценки являются: оригинальность, способность в овладении материалом в творческой работе, аккуратность, точность в передаче задуманного образа и смыслового замысла. В конце обучения учащиеся получают свидетельство от образовательного учреждения Дома детского творчества.

Формы проведения аттестации: в конце обучения проходит аттестация в форме просмотра творческих работ по итогам освоения образовательной программы согласно Положению об аттестации учащихся творческих объединений Дома детского творчества с вручением обучающимся сертификата (удостоверения, свидетельства). Итоговая аттестация может проходить как в очной форме, так и в заочной (по результатам творческих достижений учащихся).

Формы отслеживания и фиксации: аналитическая справка, мониторинговая карта, грамота, диплом свидетельство (сертификат), журнал посещаемости, портфолио, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей, и др.

2.4. Оценочные материалы

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5). 2.5.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения обучающими программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

через механизм (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

через контрольные срезы;

через отчетные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения, и фиксируются в диагностические карты прохождения образовательного маршрута.

Для итогового контроля по каждому году обучения в соответствии с образовательной программой разработаны контрольные срезы (тестирование). Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приемами работы различными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающих к знаниям.

Оценка осуществляется по 10- бальной системе:

0 -1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

2 – 7 баллов – за «частично верный ответ»;

8 -10 баллов – за «правильный ответ».

Ниже приводятся контрольные срезы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения.

Итоговый контрольный опрос

для выявления уровня знаний теоретического материала


Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный ответ

Частично верный ответ

Неверный ответ

1

Скульптура это

А) Вид изобразительного искусства

Б) Жанр изобразительного искусства






2

Какие малочисленные народы севера ты знаешь?

А) Долганы

Б) Нганасаны

В) Ненцы






3

Проект это-

А) «Продукт», созданный в результате проектной деятельности

Б) Анкетирование

В) Тестирование





4

 Фольклор- это..

А) песни и сказки

Б) устное народное творчество

В) cборник частушек

Г) колыбельные песни народов Севера






5

Как называется одежда нганасан:

А) Парка

Б) Кафтан

В) Шуба






2.5. Методические материалы

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

Методическое обеспечение:

Дидактический и раздаточный материал:

Инструкционно - технологические карты, схемы, раздаточный материал, тесты, практические задания, упражнения и др.

Раздаточный материал по темам «Основы материаловедения» из раздела «Кожаные превращения»,

«Куклы народов Севера»,

«Орнамент и его предназначение»,

«Композиция в цвете»

Сборники технологических карт «Изготовление куклы», «Изготовление орнаментального кулона», «Кукла «нхууко», «Параллельное низание», «Нганасаны. Аппликация».

Пособия по декоративно-прикладному искусству:

«Стилизация»

«Композиция орнамента»

«Орнаментальные полоски»

Технологическая карта «кукла на проволочной основе»

«Фигура человека, пропорции»

«Животные Севера»

«Сказки и легенды народов Таймыра»

3. Разработки игр, бесед, экскурсий и т.д.:

«Северный край - удивительный»

«Заповедники Таймыра»

«Достопримечательности города»

«Праздники народов Таймыра»

«Моё Отечество».

Комплект методической и теоретической литературы;

Разработка тем занятий;

Инструкции по технике безопасности и охране труда;

Физкультминутки, разминки;

Наглядные пособия: образцы изделий, выполненные педагогом и обучающимися;

Рисунки, открытки и эскизы;

Специальная и дополнительная литература:

«В мире животных»

«Рисуем пейзаж»

«Основы рисунка»

«Декоративная композиция»

«Бумажные фантазии»

«Северная энциклопедия».

11. Фотографии детских работ и профессиональных работ.

12. Разработки открытых занятий, планы-конспекты занятий:

занятие-исследование «Коренные народы Севера»,

«Нганасанские орнаменты в технике «аппликация»,

«Сказки северных народов».

Медиа-презентации:

«Арктика»

«Нганасаны. Малочисленные народы Севера»,

«Декоративное панно»,

«Куклы Таймыра»

«Таймырские шаманы».

Список методических рекомендаций.

Материалы для проверки уровня освоения программы.

Методы:

погружение (эмоционально- образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть);

постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);

сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);

наглядный (педагог поэтапно демонстрирует приёмы работы);

репродуктивный (воспроизводящий);

иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения);

исследовательский;

частично-поисковый;

проектный. Проектная деятельность включает проведение опытов, исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, игр, практических упражнений, реализации проектов и т.д.; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Нестандартные формы занятий:

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Занятия могут быть: занятия–вариации; занятия–загадки, разгадки; занятия–творческие портреты, импровизации; занятия–образы по сценарию со специальной подготовкой детей; занятия–праздники; занятия–эксперименты; занятия–фантазии, сказки, сюрпризы; занятия–путешествия, прогулки, экскурсии; занятия с электронными наглядными материалами.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка мотивированных детей и детей с выдающимися способностями.


2.6. Список литературы

Литература для педагога

1.Битянова М.Р., Беглова Т.В.. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. - М.: Генезис, 2007

2.Бурменская Г.В. и Слуцкий В.М.. Одаренные дети. - М.: «Прогресс», 1991.

3.Издательство «Ниола-Пресс». Делаем куклы/ Пер. с ит. – М.:, 2008. -128 с:ил.

4.Лисовская Е. С. 10 чудес Таймыра: альбом /авт.-сост.- Норильск: АПЕКС, 2014,-16 с.:ил.

5.МаркеловаО.Н.. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки. Волгоград: Учитель, 2009.-127 с.:ил.

6.Пономарева Н.А..Технология 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ Волгоград : Учитель, 2010.-107 с

7.Савенков А.И.. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.

8. http://pedportal.net/

9.http://pedsovet.su/load/257

10.http://easyen.ru/

11.http://nsportal.ru/


Литература для обучающихся

1.Артамонова Е.Ф. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993

2.Бетту В. Лэнкей :Долганские сказки /В. Бетту. –Красноярск : ИД «КЛАСС «, 2011.-56 с.

3.Болина З. Н. Песни родной земли. - Дудинка, 2014. -50 с.:ил.

4.Денисова А. А. Загадки Северка про животных /А.А. Денисова. -Норильск: АПЕКС, 2014.-16с.

5.Дрофа-Плюс. Животные севера.-М. :, 2007.-Ж67 64 с.:ил.

6.Издательство Центрполиграф, Стильные штучки из кожи.-М.: Аст- ПРЕСС КНИГА.-96 с.: ил.-(ручная работа). Секреты изготовления. –М.: 2010.-124, [4] с-(Мастер-класс).

7.Клюшина А. С. Оригинальные изделия из кожи своими руками.

8.Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000

9.http://www.fairy-tales.su/

10.http://www.hobobo.ru/

11.http://mirckazok.ru/

12.http://sokrnarmira.ru/

РАЗДЕЛ III. ПРИЛОЖЕНИЯ

3.1. Рабочая программа (отдельный файл).

Рабочая программа включает титульный лист, особенности организации образовательного процесса в 2023 – 2024 учебный год, задачи, содержание, планируемые результаты учебного года. Календарно- тематический план и План учебно-воспитательной работы.



















































Приложение 1

ПРОТОКОЛ

РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Творческого объединения «Северные узоры»

2022-2023 учебный год

группы -

Кол-во обучающихся в группе -

Дата проведения аттестации -

Форма проведения -

Форма оценки результатов: уровень (творческий, повышенный, базовый, минимальный) -

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ

п/п

ФИ учащегося

1 полугодие

2 полугодие

Итоговый показатель

1





2





3





4





5





6





7





8





9





10







Всего аттестовано - _________учащихся.





По результатам аттестации:

повышенный уровень - ________чел.

базовый уровень - _________чел.

минимальный уровень - ________чел.



Подпись педагога - ___________________


Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность):

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации