Индивидуальный исследовательский проект по литературе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сурх- Дигора Индивидуальный исследовательский проект по литературе. Тема работы: «Что читают современные подростки?» Выполнил: Гобеев Георгий Сергеевич Руководитель: Гетоева Людмила Тадиозовна
Паспорт проектной работы. Название проекта: «Что читают современные подростки?» Продукт: буклет «Что прочитать?». Цель: изучение читательского интереса современных детей в возрасте 14 – 17лет. Задачи: -провести анкетирование старшеклассников для выявления круга чтения и литературных интересов учащихся; -исследовать вопрос о читательских интересах старшеклассников. Объект исследования: читатели в возрасте от 14 до 17 лет. Предмет исследования: уровень читательской активности подростков. Ведущая идея: доказать, что роль чтения остается по-прежнему актуальной в жизни подростка. Методы работы: анкетирование учащихся школы, посещение библиотек.
Содержание. Введение. 1.Выбор проблемы---------------------------------------------------------- 4 2.Актуальность-------------------------------------------------------------- 5 3.План сбора информации------------------------------------------------ 7 4.Выбор продукта-----------------------------------------------------------7 Осуществление плана действий. 1.Результаты анкетирования «Любите ли вы читать?»-------------7 - 8 2.Результаты опроса «Что я читаю?»----------------------------------- 8 3. Результаты анкетирования библиотекарей: МБОУ СОШ с. Сурх- Дигора Сурх- Дигорского сельского поселения 11-12 Подведение итогов 1.Выводы.------------------------------------------------------------------ 9 2.Практическое применение проекта.------------------------------- 9 3.Личное отношение автора к проблеме.--------------------------- 9 IV. Список книг 1.Литература, которую стоит прочитать.---------------------------10 2. Использованная литература------------------------------------------- 3.Использованные электронные ресурсы--------------------------------
Введение Выбор проблемы В 20 веке чтение было самой распространенной формой досуга. Люди читали везде: в транспорте, в читальном зале библиотек, дома.
Сейчас редко можно увидеть человека с книгой в метро, в автобусе. Современные подростки загружены учебной программой, полной объемных работ. Это не плохо. Но часто они читают только для того, чтобы не получить двойку. Время оттолкнуло подростка от старого переплета. Осталось мало времени на то, что интересно.
А в свободное время подростки предпочитают компьютер, телевизор и другие электронные развлечения. Но все же большинству подростков нравится читать книги или загружать на свой компьютер электронную книгу, в том числе аудиоверсии. Доступность разнообразной литературы удивительна.
Но какие книги выбрать для чтения? Многим подросткам просто неоткуда научиться читать. Пресса и телевидение не рассказывают подросткам о преимуществах культуры чтения, не сообщают о новинках книг и не дают хороших отзывов. И после неудачных экспериментов они действительно отказываются от всевозможных попыток войти в мир литературы. Иногда подростки погружаются в мир дешевой литературы, а не подлинного искусства.
Меня заинтересовал вопрос, читают ли мои сверстники что-либо кроме работ, изученных по программе в школе, и что может предло-жить нынешняя литерату-ра современному подростку? Для этого я провел опрос старшеклассников, школьно-го педагога- библиотекаря Гетоевой Л.Т. и сельского библиотекаря Камболовой И.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ Выявив проблему, изучив соответствующую литературу, я пришел к выводу, что эта проблема актуальна сегодня как никогда, поскольку возникновение интереса к чтению, знанию художественных произведений является важнейшим условием успеха человека в обществе. В начале XXI века дети читают «от» и «до», как предыдущие поколения. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, фундаментального изменения привычек чтения у молодежи. Многие считают, что телевидение и компьютерные игры заменяют книги. Но, конечно, они не являются конкурентами книг. Ведь книги содержат знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. А поскольку объем информации, которую человек должен обработать, чтобы удовлетворить потребность в новых знаниях, стать успешным в профессии, морально обогатиться, постоянно возрастает, важность знакомства с чтением также возрастает.
Мы проверим это на конкретных примерах. Человек воспринимает глазами 20% информации, а 70% из них через чтение. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет; к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом увеличился в 4 раза, к 2040 году он увеличится в 32 раза. Утверждается, что наш современник, чтобы быть в курсе научных новостей, должен читать сегодня столько, сколько раньше он прочитывал за всю свою жизнь. Потрясающе быстро читали Ж.Ж. Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, Л. Н. Толстой, М. Горький, А. Эйнштейн.
Чтение сегодня - это способ соответствовать времени, его строгим требованиям. Более того, скорость и уровень восприятия чтения должны постоянно увеличиваться. Известны слова И. Гете : «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени нужно, чтобы научиться читать. Я сам использовал это в течение 80 лет и до сих пор не могу сказать, что достиг своей цели. Действительно, хорошо читающий человек быстро понимает смысл прочитанного, раскрывает главное. Высокая техника чтения способствует ее эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубины понима-ния. Если человек много читает, то у него большой объем информации. И, наконец, хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в хорошее, доброе поддерживается образами наших любимых героев, на которых мы хотим быть похожими, чьи поступки восхищают..
1. Посещение библиотеки, выбор книг по теме: «Прекрасный мир чтения» 2. Обзор ресурсов Интернет 3. Тестирование учащихся, работников библиотек. План сбора информации
Вввв
Продуктом моего проекта станет буклет: «Что читать современным подросткам?» подросткам?» Выбор продукта
Результататы анкетирования «Любите ли вы читать?»: В анкетировании принимал участие 21 обучающийся 9- 11 классов. 1. Любите ли Вы читать? Да –11 Нет -10 2.Что Вы читаете чаще всего? -художественную литературу – 11 -газеты, журналы – 3 -ничего- 7 3.Если вы не читаете ничего, то укажите почему? - нет времени –3 - неинтересно –0 -есть развлечения, более приятные -4 4.Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе? Да – 9 Нет - 5 Частично – 7 5.Посещаете ли Вы библиотеку? Да – 10 Нет – 11 6.Покупаете ли Вы художественную литературу? Да – 5 Нет – 16 7.Если не покупаете, то почему? Дорогое удовольствие – 11 Непрактично – 6 Неинтересно – 4 8.Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет? Да – 15 Нет – 6 9.Хотели ли Вы получить в подарок электронную книгу? Да -14 Нет -7 Осуществление плана действия
Вывод: Я провел анкетирование старшеклассников 15- 17 лет и пришел к выводу, что среди подростков школьного возраста есть такие, которые любят читать. Они охотно берут литературу в библиотеке или читают в интернете. Из опрошенных 21 человека 11 ответили, что любят читать. В основном читают художественную литературу. Большинство старшеклассников читают ту литературу, которую изучают по программе в школе. Книги предпочитают не покупать, так как считают это дорогим удовольствием, а берут их в библиотеке или читают на страницах Интернет. Не все мои сверстники интересуются новинками литературы в Интернет, но в то же время хотели бы знать, что сейчас модно читать, какие книги пользуются популярностью у читающей публики. На вопрос: «Хотели ли вы получить в подарок электронную книгу?» 14 человек из 21 ответили «Да».
На вопрос «Назовите книгу, которую вы прочитали недавно?» почти все опрошенные назвали книгу, которую только что прошли по школьной программе. Среди названных были такие произведения, как: «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Обломов» И.А.Гончарова, «Евгений Онегин»А.С.Пушкина. Но также были названы книги, которые не входят в школьную программу. Это «Анна Каренина» Л.Н.Толстого, «Подсознание может все» Джона Кехо, «Сердца трёх» Стивенсона, «Вельд» Рэя Брэдбери, «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойля, «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу Какие книги привлекают старшеклассников? Моим сверстникам интересна фантастика, книги на историческую и нравственную темы. II. Результаты опроса «Что я читаю?»
Вывод: Современные подростки читают и классическую литературу, и приключенческую, и фантастику. Выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир (фэнтези), для саморазвития.
1.Посещают ли подростки вашу библиотеку? Да + Нет Не так часто 2.Есть ли среди них постоянные посетители? Да + Нет Немного 3.Какие книги пользуются спросом у подростков? (перечислить) «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Вельд» Рэя Брэдбери, «Сотников» В. Быкова, « » Классическая литература, изучаемая по школьной программе. + 4.Есть ли среди подростков те, которые интересуются новинками литературы? Да Нет Не так много + 5.Есть ли в библиотеке стенд «Что читать подросткам?» Да Нет + III. Результаты анкетирования библиотекарей школьной и сельской библиотек 1.Библиотека МБОУ СОШ с. Сурх- Дигора.
1.Посещают ли подростки вашу библиотеку? Да Нет Не так часто 2.Есть ли среди них постоянные посетители? Да Нет Немного 3.Какие книги пользуются спросом у подростков? Януш Леон Вишневский «Одиночество в сети», Стефани Майер «Сумерки», Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». 4.Есть ли среди подростков те, которые интересуются новинками литературы? Да Нет Не так много. 5.Есть ли в библиотеке стенд «Что читать подросткам?» Да Нет 2. Сурх- Дигорская сельская библиотека
Вывод: Работники библиотеки считают, что подросткам больше нравятся фантастические произведения и произведения о войне. На детей влияет западная литература, которая хлынула к нашему читателю потоком. Но эти книги вряд ли могут формировать читательский вкус у подростка. Возникает проблема: как развить читательскую культуру, кому направить их по книжному царству?
Предлагаю данную проблему решить следующим способом: 1.В средствах массовой информации необходимо рассказывать подросткам о том, книги каких писателей следует выбирать для чтения. 3. Необходимо чтение ввести в моду, сделать начитанность признаком высшего общества. 4. Запустить интернет – ресурсы, посвященные молодежи и чтению, где подростки могли бы общаться, делиться отзывами, комментировать рецензии, знакомиться с текстами произведений. 5. Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения: если начал, дочитай до конца; книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в ее конец. 6.Подростки должны видеть родителей читающими. Их подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат. 7. В доме обязательно должна быть библиотека, которая периодически пополняется. Домашняя библиотека должна быть ориентирована на интересы подростка. 8. В школе проводить беседы на тему: «Зачем человеку необходимо чтение?» 9. В библиотеках иметь сменный стенд «Что читать современному подростку?» IV.Пути решения проблемы
Подведение итогов 1.Выводы 1. Современные подростки, безусловно, читают но читают мало. 2.Подростки в основном читают ту литературу, которую изучают по программе в школе. 3.Читающие старшеклассники предпочитают классическую литературу, фантастику, детективы. 4.Современные подростки выбирают литературу в основном для развлечения, для ухода в сказочный мир и для саморазвития. 5.Любимыми писателями были названы А.С.Пушкин, М.А.Булгаков, Ф.М.Достоевский. 6. Подростки порой не знают, что читать. В библиотеках отсутствуют стенды «Что читать подросткам?» 7. Из зарубежной литературы в основном читают те произведения, которые были экранизированы.
1.Собранный материал можно использовать для публикации в периодической печати. 2.Данный материал можно использовать для бесед на классных часах, родительских собраниях. 2.Практическая значимость проекта
Утверждения о кризисе детского чтения не случайны и имеют под собой реальную основу. Сейчас дети читают не так, как предыдущие поколения. Идет процесс коренного изменения читательских привычек юных. Подростки предпочитают классическую литера-туру, фантастику, детективы. Но всё же слабо ориентируются в книжном «царстве». Поэтому предлагаю список литературы для чтения. Данный список субъективен и не может претендовать на удовлетворение вкусов всех читателей. Он составлен при участии учителей литературы. 3.Личное отношение автора к проблеме
Русская литература 1.Аксенов В.П. «Московская сага» 2.Виградова Ф. «Дорога в жизнь», «Это мой дом» 3.Гинсбург Е. «Остановите самолёт – я слезу» 4.Глуховский Д.А. «Метро 2033» 5.Грин Александр «Алые паруса» 6.Гроссман Давид «С кем бы побегать» 7.Домбровский Юрий «Факультет ненужных вещей» 8.Драгунский Виктор.* «Он упал на траву» 9.Каверин В. «Два капитана» 10.Ключарёва Н. «В Африку, куда же ещё» 11.Колупаев В. «На асфальте города…» 12.Крюкова Т. Триптих в чёрно – белых тонах» 13.Лимонов Анатолий. «Девочка Прасковья» , «Клад отца Иоанна». 14.Лиханов Альберт «Невинные тайны», «Мальчик, которому не больно», «Солнечное затмение», «Слётки»
Русская литература 15.Лукьяненко С. «Недотёпа», «Непоседа», «Лабиринт отражений» 16.Нагибин Ю. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Любимый ученик» 17.Окуджава Б.* «Будь здоров, школяр!» 18.Пелевин Виктор «Generation П», «Чапаев и пустота» 19.Петросян М. «Дом, в котором…» 20.Поляков Ю. «Работа над ошибками» 21.Пономарёвы С.и Н. «Фото на развалинах», «Боишься ли ты темноты?» 22.Приставкин А. «Ночевала тучка золотая» 23.Санин Евгений. «Тайна рубинового креста» 24.Свет Я.* «Последний инка», «Алая линия» 25.Стругацких А. и Б. «Понедельник начинается в субботу», «Повесть о дружбе и недружбе», «Сказка о тройке», «Трудно быть Богом», «Волны гасит ветер» 26.Тендряков В. «Ночь после выпуска» 27.Чудинова Е.П. «Мечеть Парижской Богоматери: 2048 год»
Зарубежная литература. 1. Бьёрнстад Кетиль. «Пианисты», «Река», «Дама из Долины» 2. Р.Брэдбери. «Урочный час» 3. Жюль Верн. «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров» 4. О.Генри. «Последний лист» 5. Гордер Юстейн. «Мир Софии» 6. У.Голдинг. «Повелитель мух» 7. Гудоните Кристина. «Дневник плохой девчонки». 8. Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим» 9. А.Дюма. «Три мушкетёра», «Граф Монте – Кристо» 10. Кауфман Бел. «Вверх по лестнице, ведущей вниз». 11. Дж. Лондон. «Сердца трёх», «Белый клык» 12. Мариас Фернандо. «Где кончается небо».
Зарубежная литература. 13.Колин Маккалоу. «Поющие в терновнике» 14.Агата Кристи. «Убийство в «Восточном экспрессе» 15.Мёллер К. «Поздравляю, желаю счастья» 16.Мохаммади Диана. «Маленькая торговка списками из Кабула» 17.Г.Олди. «Герой должен быть один» 18.Рафаэль Сабатини. «Приключение капитана Блада» 19.Каста Стефан. «Зелёный круг», «Лето Мари-Лу», «Притворяясь мёртвым». 20.Стивенсон. «Черная стрела» 21.Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» 22.Тор Анника. Тетралогия: «Глубина моря», «Открытое море». 23.Д’Адамо Франческо. «История Икбала» 24.Уилсон Ж. «Девочка – находка».
1.Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. Электронный ресурс http://metodisty narod.ru 2.Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. 3.Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 1997. Использованная литература
1.Gramota.ru «Списки книг для детей разного возраста» 2. A19.2bb.ru- список «Лучшие книги для детей и юношества» 3. Obninskdf4.narod.ru - Список литературы по программе «Лидеры чтения 2020 – 2021» для читателей старшего абонемента. Использованные ЭОР