Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы логопеда с неговорящим ребенком
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы логопеда с неговорящим ребенком
Период обследования (сентябрь)
Задачи периода:
Создание положительного микроклимата в группе.
Знакомство с детьми, установление с ними эмоционального контакта.
Обследование детей и заполнение речевых карт.
Распределение детей по подгруппам с учетом результатов диагностики.
Установление контакта с другими специалистами, совместное планирование коррекционно-педагогической деятельности.
Проведение бесед с родителями и сбор анамнеза.
I. Познавательное развитие
Развитие психических функций
Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти
Формирование внимания к неречевым звукам.
Формирование умения реагировать на неречевой и речевой сигналы.
Воспитание умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции.
Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, предметов, тихой и громкой речи.
5. Формирование умения узнавать и различать бытовые шумы, звуки природы.
6. Развитие чувства темпа, ритма, сосредоточенности, выдержки.
7. Развитие слухоречевой памяти.
Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти
Развитие оптико-пространственной функции, воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта.
Развитие зрительного внимания при обязательном тактильном контакте ребенка с изучаемым предметом.
3. Формирование умения находить сходные предметы среди других предметов при наличии эталона.
Формирование умения подбирать парные картинки по цвету и форме, составлять разрезные картинки из 2 частей (вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы).
Развитие зрительной памяти в играх.
Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса
Стимуляция пальцевой моторики посредством массажа кистей и пальцев рук.
Развитие пальцевой моторики в специальных играх, упражнениях,
пальчиковой гимнастике.
Обучение работе со строительным материалом (кубиками, крупным
конструктором). Формирование умения выполнять несложные постройки по образцу и описанию.
Обучение разборке и хаотичной сборке пирамидки.
Обучение выполнению манипуляций с матрешками, игрушками-
вкладышами.
Формирование навыка хаотичной шнуровки.
Обучение нанизыванию крупных бус на шнурок.
Формирование навыков работы с крупной мозаикой.
Обучение складыванию разрезной картинки из двух частей (горизонтальный, вертикальный и диагональный разрезы).
10. Обучение расстегиванию крупных пуговиц.
Формирование элементарных математических представлений
1. Ознакомление детей с геометрическими формами (круг, квадрат, тре-
угольник).
2. Обучение подбору геометрических форм по подобию и по называнию.
3. Формирование понятий большой, маленький, один, много, ни одного.
4. Обучение подбору больших и маленьких предметов по подобию.
5. Формирование навыка дифференциации предметов по величине в порядке увеличения или уменьшения размеров.
6. Формирование умения подбирать предмет по двум заданным характеристикам.
II. Речевое развитие
Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи, произносительной стороны речи
1. Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Используя методику О.А.Новиковской, проводят упражнения:
«Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на .. Б-Б-Б .. Движения пальцев вправо, влево.
Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.
Упражнения для языка
«Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
«Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...
В коррекционно-развивающей работе используется логопедический массаж, предложенный К.А.Семёновой, Е.Ф.Архиповой («Логопедическая работа с детьми раннего возраста» - 2006г.)
2. Формирование навыка выполнения длительного и краткого толчкообразного выдоха.
Точно и в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения для губ и языка:
-широко открыть рот,
-улыбка,
-трубочка,
-лопатка,
-жало,
-качели,
-маятник
3.Формирование и развитие навыка воспроизведения гласных звуков [у], [а], [о], [и] вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью.
Формирование навыка плавного снижения интенсивности звучания
гласного в процессе его длительного протягивания.
4.Формирование навыка воспроизведения данных гласных звуков по называнию взрослым символа звучания: [у] – воет волк, [а] – девочка качает куклу, [о] – у мальчика болит зуб, [и] – кричит ослик.
5. Развитие речевого подражания на базе гласных звуков [у], [а], [о],
[и], и их слияний.
6. Уточнение произношения согласных раннего онтогенеза в открытых
слогах и словах с ними.
7. Развитие интонационной выразительности на материале гласных и
звукоподражаний.
8.Развитие способности к звукоподражанию в различных играх.
9.Формирование навыка прохлопывания и простукивания слогового рисунка слов из двух открытых слогов.
Развитие импрессивной речи
Формирование потребности в речевом общении.
Понимание слов, обозначающих:
предметы
действия
признаки
Понимание и выполнение инструкций :
одноступенчатых
двухступенчатых
трехступенчатых
Понимание вопросов: Где? Куда? Что? Кому? Откуда? Для кого?
Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Различение количества предметов (много - мало - один)
Различение величины (большой - маленький),
Грамматические формы ед. и мн. числа существительных и глаголов).
Узнавать предметы по их назначению. (Чем будешь чистить зубы, кушать, рисовать?),
Узнавать предмет по описанию (с опорой на игрушки).
Формирование экспрессивной речи
Словарь:
1.Вызывание
аморфных слов
звукоподражаний
2.Формирование активного словаря:
Существительные:
логические группы
части предметов
3.Глаголы
Грамматический строй речи
1.Словоизменение ед. и мн. число существительных;
2.Словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных
3.Употребление глаголов в повелительном наклонении («Прикажи»)
4.Согласование («Мой, моя, мое»).
Слоговая структура
1.Звукосочетания (ау, уа, эх, ам, ой, ай)
2.Слова разной слоговой структуры:
--2-сложные с открытыми повторяющимися слогами (мама, папа, баба, тата),
--2-сложные с ударением на 1, 2 слоге (Катя, вата, кофе, пени, кони, дети);
--3-сложные (панама, канаты, кубики, кабина)
--1 сложные слова (мак, сок, бак, дом, дым);
--2-х сложные с разными типами слогов (петух, диван, банан);
--2-х сложные со стечением согласных (банка, кошка, мишка; сидит, ходит).
Связная речь
-Уметь отвечать на поставленные вопросы
однословным предложением (да, нет)
-простым двусоставным предложением
-простым распространенным предложением.
-Учить заканчивать фразу нужным словом
-Составлять предложения по картинке.
Тематическое планирование
Месяц | Лексическая тема | Слова -центральные ядра семантических полей активная речь пассивная речь | Литературный материал |
Сентябрь | «Игрушки» | Звукоподражания: Слова: кукла, голова, а-а-а (плачет кукла), руки, ноги, рот, нос у-у-у (гудит поезд), глаза, машина, и-и-и (ржет лошадка) колеса, кабина, миш- о-о-о (рычит мишка), ка, мяч, кубики, пира- иа-иа (кричит ослик), мидка, дудочка, крас- ду-ду (поет дудочка), ный, синий, шар, ша- бум-бум (бьет барабан). рик, круг Слова: мама, ляля, биби, на, дай | А. Барто «Игруш- ки», В. Берестов «Большая кукла», двустишья для маленьких |
Октябрь | «Семья. Мама», «Дом. Мебель», «Туалетные принад- лежности» | Слова: папа, мама, баба Слова: сестра, шкаф, деда, тётя, дядя, стол, кровать, зубная щётка, стул, мыло, мыть полотенце, вытирать, красный, синий, шар, шарик, круг | Потешки: «Еду, еду к бабе, к деду», «Водичка, водичка», «Расти, коса…» |
Ноябрь | «Домашние животные» (собака, кошка) | Звукоподражания: Слова: корова, гав-гав, мяу-мяу, му-му, коза, гуси, курица, ко-ко, га-га, бе-бе, ме-ме дом, окно, дверь, Слова: дом, киса, собака высоко, низко, квадрат, кубик, треугольник, крыша, шар, круг
| Потешки: «Как у нашего кота», «Пошел котик на торжок» Е. Чарушин «Кошка», «Собака» |
Декабрь | «Дикие животные» (зайка, мишка, лиса) | Звукоподражания: Слова: еж, волк у-у-у (воет волк), белка, елка, зеленый, о-о-о (рычит медведь) треугольник, крыша, Слова: лес, лиса, зайка, кубик, квадрат, шарик мишка круг | Потешки:«Заинька, походи», «Сидит белка», русская нар. сказка «Коло- бок» |
Январь | «Зима, зимние забавы» | Звукоподражания: Слова: лыжи, санки, бух, бах гора, кататься, много, Слова: зима, снег, хо- мало, круг, круглый, лодно | О. Высотская «На санках», А. Барто «Снег» |
Февраль | «Посуда», «Продукты питания» | Слова: чай, суп, каша, Слова: тарелка, хлеб, чашка, ложка, вкусно, котлета, сок, компот, есть сладкое, соленое, круг, шар, квадрат, кубик, треугольник, крыша, желтый | З. Александрова «Вкусная каша», потешка «Сорока- белобока кашу варила» |
Март | «Фрукты» (яблоко, груша) «Овощи» (морковь,огурец, репа) | Слова: внучка, Жучка Слова: яблоко, груша, кошка, мышка, репка, огурец, морковь, круг, тянуть, звать, идти, кружок, круглый, жёлтый, красный, зеленый длинный
| Русская народная Сказка «Репка» |
Апрель | «Весна», «Птицы», «Одежда» | Звукоподражания: Слова: весна, воробей, га-га, ку-ку, кар-кар, ворона, голубь, грач, чирик-чирик летать, день, ночь, Слова: птица, кофта, колготки, носки, шапка, брюки, платье, рубашка синий, красный, желтый, зеленый | А. Плещеев «Трав- ка зеленеет» |
Май | «Транспорт» (машина, автобус) «Растения» (дерево, трава, цветы) | Слова: машина, едет, Слова: самолет, паро- дерево, трава, растет ход, поезд, береза, одуванчик, сажать | Э. Мошковская «Мчится поезд» |