Индивидуальный маршрут развития ребёнка
Индивидуальный маршрут развития ребёнка»
А.И. Музафарова
Учитель математики и информатики
МБОУ СОШ №64 Московского района г.Казани
Успех в обучении можно сравнить с тропинкой, ведущей к уголку детского сердца, где горит огонек желания стать лучше. Нужно беречь эту тропинку и стараться сохранить огонек этого желания.
Я всегда забочусь о том, чтобы каждый ученик имел задачу, которая помогла бы ему преуспеть. Если ученик не сделал ни малейшего шага на пути к получению знаний, это значит, что урок для него прошел былью. Безрезультатная работа - самая серьезная опасность, с которой сталкиваются как ученики, так и преподаватели.
Забавно, как шалуны и озорники прилежно и сосредоточенно работают, если учителю удается привлечь их к интересному интеллектуальному труду, который обещает успех!
Каждый год, в начале учебного года, мы наблюдаем сверкающие глаза наших учеников, их радость от возвращения в школу, от встреч с учителями и одноклассниками. Однако спустя две-три недели эта радость сменяется хандрой, полной потерей мотивации к обучению. Родители, стремясь поднять уровень увлеченности своих детей учебой, используют миллионеров сегодняшнего времени в качестве примера успеха, угрожают им работой дворника или грузчика, наказывают за плохие оценки, ограничивают доступ к компьютеру и прогулкам и тому подобное. В конечном итоге, учителя тоже угрожают девятками, звонками родителей и прочими мерами...
Ребята вообще не решаются учиться. Ребята не заинтересованы в поступлении в институт. Они не хотят учиться так, как от них ожидают, поэтому они не хотят учиться так, как их просят. Какими способами учащийся может разжечь свое любопытство и вызвать чувство интереса к себе? Что можно сделать, чтобы сохранить его стремление приобретать новые навыки, даже когда он сталкивается с серьезными трудностями в обучении? Обучение в школе рассматривается учеником как утомительное занятие, которому трудно учиться. Какие стратегии можно использовать, чтобы побудить их учиться?
Подойдём к этому вопросу с научной точки зрения.
Термин «мотивация» происходит от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению заложена в нас врожденно: получение знаний или освоение нового навыка вызывает всплеск гормонов счастья. Наивысший уровень успеха достигается, когда ребенок не уверен, сможет ли он выполнить задание, но все же способен его выполнить. Конечно, учебная мотивация студентов также станет очень сильной.
Но если ожидаемое вознаграждение или похвала не предоставляются или предъявляются чрезмерные требования, системы вознаграждения могут выйти из строя. То же самое происходит, когда успех становится чем-то само собой разумеющимся. В этом случае практически невозможно стимулировать желание учащихся учиться. С каждым годом у большинства студентов снижается стремление к академическим достижениям и мотивация к обучению. При этом если раньше в эту категорию детей попадали в основном подростки - в связи с переходным периодом, то сейчас мотивация к учебе неуклонно снижается даже у младших школьников.
Психологический аспект
Мотивация к обучению является переменной величиной, которая подвержена влиянию различных факторов, таких как ситуация, настроение и предмет изучения. Однако не существует ни одного ребенка, который не может быть "заинтересован" школьными предметами. У каждого человека есть свои способности, которые позволяют ему учиться, и порой жаль, что эти способности не всегда направлены на изучение математики или географии. Но все можно изменить, в том числе и сформировать у школьника желание учиться. Для этого необходимо правильно направить ребенка, дать ему возможность самостоятельно развиваться и развить его понимание важности мотивационного взаимодействия. Мотивы в обучении бывают внутренние и внешние.
Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.
Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности;
прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.
Одной из главных целей мотивации в образовании является организация учебного процесса, который бы оптимально способствовал раскрытию внутреннего мотивационного потенциала учащегося. Как отметил В.А. Сухомлинский: «Все наши планы, исследования и построения рушатся в пыль, если ученику не хочется учиться». Поэтому наша главная задача заключается в развитии внутренней мотивации учеников. Мы стремимся создать такие условия, чтобы учащиеся испытывали желание учиться и были готовы сами активно вовлекаться в образовательный процесс.
Внутренняя мотивация играет ключевую роль в достижении успеха в учебе. Когда ученик испытывает внутренний интерес и желание учиться, он становится более активным и самодостаточным участником образовательного процесса. Это позволяет ему лучше усваивать знания и развивать свои способности. Важно создать такие условия, чтобы ученик переживал удовлетворение от самого процесса обучения, а не только от получения внешних поощрений или похвалы со стороны преподавателя.
Для развития внутренней мотивации учеников необходимо создавать интересные и значимые задания, которые были бы связаны с реальной жизнью и позволяли бы учащимся применять полученные знания на практике. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и предоставлять возможность для самостоятельного выбора тем и форматов работы. Это поможет стимулировать внутреннюю мотивацию и развить самостоятельность и ответственность учащихся.
Важным аспектом развития внутренней мотивации является создание поддерживающей и теплой атмосферы в классе. Ученик должен чувствовать себя комфортно и уверенно, чтобы осмысленно и с энтузиазмом включаться в учебный процесс. Учитель играет важную роль в создании такой атмосферы, проявляя заинтересованность в успехе каждого ученика, поощряя и поддерживая их старания.
В заключение, развитие внутренней мотивации учеников – это важная задача образовательной системы. Необходимо создавать условия, которые будут способствовать активному участию учеников в учебном процессе и развитию их внутреннего интереса к обучению. Внимание к индивидуальным потребностям ученика, интересные и значимые задания, поддержка и понимание со стороны учителя – все это способствует формированию внутренней мотивации и успешному обучению.