Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребёнка
П. Анастасия занимается в МАУДО ДЮЦ «Восхождение» с 2014 года по настоящее время. За это время зарекомендовала себя с положительной стороны. Являясь воспитанницей образцовой театральной студии «Диалог», детского объединения «Остров фантазии», фотостудии «Взгляд», литературной студии «Пегасик», принимала активное участие в различных окружных, городских, краевых и региональных мероприятиях, конкурсах и фестивалях, выставках. Она активный, коммуникабельный и доброжелательный человек, умеет войти в любой коллектив и найти свое место в нем. Общий уровень развития высокий, она эрудированна и целеустремлена, дисциплинирована и ответственна, инициативна и решительна, отзывчива и вежлива, любознательна и трудолюбива, способна к самоорганизации и имеет адекватный уровень самооценки.
Анастасия регулярно посещает занятия, заинтересована в самосовершенствовании и получении новых знаний. У неё высокий уровень внутренней мотивации к деятельности в объединениях, что связано с познавательной потребностью и эмоциональным удовлетворением, получаемым от процесса познания, и характеризуется проявлением собственной активности учащийся в процессе деятельности.
Ей присущи такие качества личности как самостоятельность и активность в организации и проведении различных мероприятий. Всегда принимает непосредственное участие в общественных делах:
является постоянным и активным членом органов самоуправления, как объединений, так и Центра в целом (является соавтором проекта Центра «По ту сторону»),
выступает инициатором и возглавляет некоторые виды деятельности в организации жизни коллективов (соревнование «Битва хоров», мастер-класс «Игротехника», праздник «День Нептуна» и т.д.),
неоднократно являлась ведущей различных мероприятий Центра (викторина «Войны священные страницы навеки в памяти людской», познавательная игра «Путешествие по родному краю», утренник «8 марта» и т.д.),
организатором совместных с детьми, родителями и педагогами мероприятий объединений (Новогодние утренники, «Арбузник», осенние и зимние выезды на природу и т.д.),
три года подряд (с 12 лет) является вожатой на профильных сменах Центра.
Для личностного развития и успешности Анастасии, нами, с учетом её интересов и потребностей, был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Цель маршрута: развитие личностного потенциала и лидерских способностей обучающейся.
Задачи:
- сформировать представления об основах психологии;
- развить коммуникативные и социальные компетенции;
- воспитать интерес к высокой самореализации в деятельности и целеустремленность в достижении творческих результатов.
Были проведены методы диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, методики «Карта одаренности» по А.И. Савенкову, «КОС», «Направленность учебной мотивации» по Дубовицкой Т.Д., «Изучение социализированности личности» по Рожкову М.И. и д.р.
Выявлены следующие способности: хорошие лидерские способности, коммуникативные и организаторские способности, режиссерское мышление, креативность, стремление к социальной практике (добровольчеству).
По результатам диагностики у П. Анастасии высокий уровень внутренней мотивации к деятельности в объединениях. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью и эмоциональным удовлетворением, получаемым от процесса познания, и характеризуются проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Вовлеченность в деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивает осмысленность, понимание значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека.
У Насти проявляются все мотивы самореализации, ведущим является мотив социальной необходимости. Воспитанники с преобладанием этого типа мотивации самореализации занимаются творческой деятельностью, прежде всего, потому, что осознают её необходимость для собственного успешного будущего.
Уровень творческой и социально-ценной самореализации выше среднего, что характеризуется устойчивым интересом и самостоятельностью в решении творческих задач, проявлением инициативы, адекватной самооценкой результатов творческой деятельности, умением согласовывать свои действия с другими детьми в условиях коллективного выполнения творческих заданий. Имеет высокую степень развития всех социальных качеств: социальная адаптированность, автономность, социальная активность, нравственная воспитанность. Прислушивается к замечаниям и воспринимает критику вдумчиво.
По методике «Шкала социально-психологической адаптированности» авторов К Роджерс, Р. Раймонд (модифицированный вариант Т.В.Снегирёвой) уровень социально-психологической адаптированности максимально высокий (34 балла).
По методике «Определение стратегии поведения в различных ситуациях взаимодействия» (методика «Коммуникативные умения» автора Л. Михельсон в модификации Ю.З. Гильбуха) у Насти преобладает выбор стратегии уверенного (ассертивного) поведения, что свидетельствует о сформированности коммуникативных навыков: умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника; умение обратиться к сверстнику с просьбой; умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет"; умение самому оказать сочувствие, поддержку; умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников; умение вступить в контакт с другим человеком, контактность; реагирование на попытку вступить с тобой в контакт. На такие умения как реагирование на справедливую и несправедливую критику и реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника наблюдаются смешанные стратегии уверенного и зависимого поведения.
Индивидуальные особенности: психических и физических отклонений нет.
Срок реализации маршрута: 1 год
Основное направление работы: индивидуальная и групповая по программе психологического сопровождения детей с признаками одаренности «ДАР+».
Основные мероприятия:
- психолого-педагогическая диагностика;
- психо-профилактические и развивающие занятия;
- развитие коммуникативных и социальных навыков;
- развитие творческого мышления;
- организация процесса самопознания;
- ориентация на достижение результата;
- индивидуальные консультации.
Режим групповых занятий: 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты:
- высокая степень творческой самореализации воспитанницы;
- поддержание высокой мотивации в лидерской деятельности;
- развитие навыков социализации и коммуникативных навыков;
- осознание своей неординарности и индивидуальной самоценности (через организацию тренинговых занятий, индивидуальные консультации, психологические исследования и собственные открытия);
- формирование позитивной установки на полную самореализацию, постоянная работа на результат.
МОЙ ПОРТРЕТ
Резюме
Куратор направления "Культура-спорт".
На данный момент являюсь ученицей N школы, девятый класс.
В будущем вижу себя психологом, работа точно будет связана с социальной сферой.
Девиз по жизни: "Я умею всё, только покажите, как".
Любимая фраза: "И бесконечность не предел".
Сферы деятельности:
Театр - девять лет
Журналистика - три года
Фотостудия - три года
Спорт - два года
Психология - четыре года
Танцы - полгода
Программирование (работа с компьютером, создание сайтов, монтаж видео и т.д.) - два года
Дальневосточная Детская Железная Дорога - около года
Добровольчество - два года
Литературная студия - год
(Перечислены лишь основные направления)
В жизни всегда чем-то занята, умею грамотно рассчитать время. Люблю быть в роли организатора на мероприятии. Читаю книги, пробую себя в роли писателя. Стараюсь пробовать себя в чём-то новом, умею контактировать с людьми. Последний год часто даю мастер-классы на темы "Правила Публичного Выступления", "Грамотная работа с залом", "Как написать сценарий", так же командообразование и т.д.
Эссе «Я – лидер»
Лидер – одно слово, а сколько в нём ответственности, оперативности и собранности. Несмотря на мои ранние достижения и множество увлечений, совсем недавно я поняла, что являюсь лидером.
….
Конечно, это далеко не всё, что мне хотелось рассказать о своём пути к тому, кем я зову себя сейчас. Лидером не рождаются, им становятся, причём через самую сложную и кропотливую работу – работу над собой. Я, конечно же, не собираюсь останавливаться на достигнутом…
Индивидуальный план развития
КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе) | |
ФИО | П. Анастасия |
Дата рождения | …. |
Любимое занятие в свободное время (увлечение, хобби) | Театр, добровольчество, лидерство, Молодёжный совет, спорт, ДДЖД, педагогика, танцы, журналистика, занимаюсь фотографией и т.д. |
Мои сильные стороны | Креативная, добрая, честная, трудолюбивая, организованная, дружелюбная, коммуникативная, разносторонняя личность, интересующаяся разнообразными видами деятельности. |
На кого хочу быть похожим (-ей) (почему?) | Не хочу быть на кого-то похожей, по-моему, это глупо. Нужно быть собой. |
Мои цели и задачи | |
Какую цель ставлю на этот учебный год | Закончить год без троек, либо максимум с тремя-четырьмя. |
Каким (-ой) хочу стать (качества, которые бы хотел (-а) иметь как член общества, как труженик, гражданин, семьянин) | Интеллектуальной, смышлёной, научиться правильно руководить людьми, содержать семью, стоить планы на будущее и на завтра и т.д. |
Мои планы | |
Кем хочу стать, какую получить профессию | Психолог, либо что-то в сфере работе с людьми. |
Предполагаемое направление (профиль) обучения | Гуманитарий |
Моя программа действий | |
Обучение | |
Изучению каких предметов, областей уделить больше внимания | Социализация, самопознание, развитие творческого мышления, личностный рост, эмоции и конфликты, достижения и перспективы |
В каких конкурсах буду участвовать | Которые покажутся либо трудными, либо интересными. |
Участие в общественной деятельности | |
В каких делах общественной деятельности хотел бы участвовать | В важных для города, где я смогу проявить ответственность, качества лидера |
В каких делах общественной деятельности буду участвовать | Во всех, в которых мне будут предлагать |
Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества: | |
1) на занятиях | Слушая педагога и применяя знания на практике |
2) в свободное время | Работа над собой |
3) в семье | Буду учиться меньше конфликтовать |
4) в общении с другими воспитанниками | |
5) в практической деятельности, общественных делах | |
Кто и в чем мне может помочь | |
1) Учителя и педагоги | Направлением на верный путь |
2) Родители | Поддержкой |
3) Друзья | Просто быть рядом |
4) Специалисты | Дать верную теорию |
План индивидуальной программы
№ | Мероприятие | Сроки | Содержание |
1. | Проведение психодиагностики: 1) изучение уровня интеллектуального развития; 2) изучение уровня развития отдельных познавательных процессов; 3) изучение психологических свойств и состояний личности. | В течение года | Определение уровня развития способностей, личностных качеств, эмоционально-волевой сферы |
2. | Проведение индивидуальных консультаций | В течение года | Помощь в преодолении трудностей психологического характера |
3. | Проведение развивающих занятий по проекту «ДАР+» | Декабрь-апрель | Развитие познавательной сферы |
4. | Участие в трудовых отрядах старшеклассников | Июнь-июль | Подготовка и консультации в вопросах практического применение полученных знаний, проведения мастерской |
5. | Участие в конкурсах и мероприятиях | В течение года | Оказание помощи в организации и самоорганизации |
6. | Мероприятия воспитательного характера | | Совместные походы, участие в мастерских, конференциях, семинарах |
Тематический план работы
№ | Название темы | Общее | В том числе: | |
п/п | | кол-во часов | группо-вых | индиви- дуальных |
1. | Социализация: принятие и признание | 6 | 4 | 2 |
2. | Самосознание и Я-концепция | 4 | 2 | 2 |
3. | Развитие творческого мышления | 6 | 4 | 2 |
4. | Познавательные способности и интеллект | 4 | 2 | 2 |
5. | Личностный рост | 4 | 2 | 2 |
6. | Эмоции и конфликты | 4 | 2 | 2 |
7. | Групповое поведение | 4 | 2 | 2 |
8. | Перспективы и достижения | 4 | 2 | 2 |
Всего: | 36 | 20 | 16 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абашкина Е.Б., Кослапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: Экономика, политика, идеология. - 1995. - № 1.
Альтманн Г.Х. Звёздные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории / Пер. с нем. - М.: Интерэкспорт, 1999. - 272 с.
Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 303 с.
Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. - М., 1992.
Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися. - М.: Квант, 1997.
Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина, 2005. - 301 с.
Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. - СПб.: Речь, 2000. - 234 с.
Кипнис М. Тренинг лидерства. - М.: Ось-89, 2004. - 144 с.
Кови С. Семь навыков лидера. - Минск: Вегапринт, 1996. - 448 с.
Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихология, 2002. - 208 с.
Новикова,Т.Г, Прутченков, А.С. Ролевая игра «Портфолио, или Папка личных достижений ученика». / Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков // Методист. - № 2. - 2005. С. 11-19.
Сосланд А.И. Харизматическая личность в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. - 1997. - № 3. - С. 152 - 191.
Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2002. - 288 с.
Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер / Перевод с англ. - М.: Альпина, 2005. - 231 с.
Чалдини Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 256 с.
Шатрова А.В. Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка // Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции "Ярмарка научно-практических инициатив студентов". Пермский гос. пед. ун-т, г.Пермь. - Пермь: ПГПУ, 2001. - С.34-39.
Швецова Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании: Автореферат дис. … канд. философских наук. - Пермь, 2007. - 29 с.
Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2002.
Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения // Под ред. А. Карелина. - М., 1997.
Янг Р. Лидерство в командах / Перевод с англ. - М.: ГИППО (HIPPO), 2004. - 122 с.
Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. - М., 1991.
7