12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила83
2

Семинар - практикум "Индивидуальный образовательный маршрут педагога как показатель повышения профессиональной компетентности учителя"

Тема: «Индивидуальный образовательный маршрут педагога как показатель повышения профессиональной компетентности учителя»

Цель: определить содержание, формы, методы, приемы работы по развитию профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

- рассмотреть возможности реализации самообразовательной траектории педагогов в процессе составления ИОМ;

- обменяться эффективным педагогическим опытом на основе работы педагогов по самообразованию;

- способствовать созданию образовательной среды для развития творческого потенциала педагогов, совершенствования профессионального мастерства.

Мастерство – это то, чего можно добиться

и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач,

так должен и может быть известным мастером педагог…

И каждый из педагогов, будет обязательно мастером,

если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством,

- зависит от собственного напора

А.С. Макаренко


Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне хотелось бы начать со слов известного педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

И для того, чтобы осуществить этот образ, педагог должен, конечно, над собой работать. И мы поговорим сегодня об индивидуальном образовательном маршруте педагога.

Выделите ключевые слова.

Одно из ключевых слов – профессиональной.

2.Игра «Ассоциация»

Педагогам предлагается небольшая практическая работа в группах. Каждая группа подбирает ассоциации на тему педагогического совета. Ключевое слово – «профессионал». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в данном слове.

Самообразование будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, видит проблемы, стремится к их решению, следовательно, является открытым для изменений.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится следующее: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, анализировать, изучать, узнавать, совершенствоваться, думать и др.

Так что же необходимо делать?

- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения; посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом;

- проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

- применять конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога.

С этой целью и составляется ИОМ педагога.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта. Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.

t1702402540ab.jpg

Как вы уже знаете, реализация национального проекта "Образование" рассчитана на 2019-2024 годы. Всего в него включены 10 федеральных проектов.

- Один из них - Федеральный проект "Учитель будущего" предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Его цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% педагогов общеобразовательных организаций.

- Высокие требования к качеству работы педагога, конкурентоспособность на рынке образовательных услуг побуждают работников учреждений систематически улучшать качество своей работы и повышать свою квалификацию.

- Таким образом, в настоящее время индивидуальный образовательный маршрут является одной из ведущих технологий профессионального развития педагога.

- Что такое индивидуальный образовательный маршрут? С чем связано это понятие?


Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. (Ястребова Г. А. и Цветкова Г. В.)


Развитие профессионального мастерства и стремление к постоянному росту ставится во главе угла ИОМ

ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию.

Для чего учителю необходим ИОМ 

В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.

Целью и соответственно результатом реализации индивидуального образовательного маршрута любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога


Следовательно, данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:

изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;

 появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.

t1702402540ad.jpgt1702402540ae.jpg


Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:

Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;

Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени. 

Дорожная карта содержит:

Тематические направления, определяющие всю работу.

Перечень мероприятий для каждого направления.

Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).

Прогноз и описание ожидаемых достижений.

Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.

Практическое применение ИОМ.

Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.


Данные пункты должны включать следующую информацию:

Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)

Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)

Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе


В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:

профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);

психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);

методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);

IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).

Что может включать каждое направление?

Профессиональное

1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

2.Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.

3. Разработать рабочие программы по своим предметам в соответствии требований ФГОС.

4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

5. Плановое повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов.

6.Плановая аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории.

7. Профессиональные публикации, брошюры.

8. Участие в   конкурсах профессионального мастерства

Психолого-педагогическое

1.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической   литературы.

2. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения

Методическое

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Повышение своего уровня педагогического мастерства для продолжения работы в качестве руководителя МО.

4. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации учителей).

5. Организовать работу с одарёнными детьми и добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.

6. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, региона через Интернет.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

9. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

10. Совершенствовать структуру самоанализа урока.

11. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний учащихся.

12. Представлять опыт работы через открытые уроки на школьном   и городском уровне.

13. Участие в олимпиадах, конкурсах.

14. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

15. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Информационно-компьютерные технологии

Изучать информационно компьютерные технологии   и   внедрять их в учебный   процесс.

Совершенствовать навыки работы   на   компьютере.

Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).

Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя, классного руководителя, руководителя МО.

Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.

Разработать комплект сценариев уроков с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов

 Разработать пакет тестового материала в электронном виде.

Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом

Участие в конкурсах в Интернете.

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете


В ходе разработки образовательного маршрута учитель опирается на собственные дефициты и затруднения в социальной, интеллектуальной, правовой, психологической, методической и функциональной сфере.  Для составления маршрута педагог анализирует профессиональные интересы и потребности, определяет пробелы в практических навыках и знаниях, анализирует достижения, выполняет самоактуализацию педагогической деятельности, выделяет проблемные зоны. Учитель формулирует собственный образовательный запрос с учетом возможностей и профессиональных перспектив. 

Виды ИОМ учителя

Каждый индивидуальный образовательный маршрут носит сугубо личный характер, и составляется, исходя из опыта учителя, его подготовленности, характера его запросов и интересов, его компетентности, учета сильных и слабых сторон как профессионала.

Принято выделять следующие виды ИОМ:

Компенсаторный — направлен на восполнение пробелов в какой-либо области;

Развивающий — предполагает получение нового знания, опыта.

По характеру деятельности:

Теоретический

Практический

По месту реализации:

Школьный

Внешкольный


Индивидуальный образовательный маршрут, как мы видим, это некая такая «дорожная карта», по которой педагог идёт и совершенствует своё профессиональное мастерство. Т.е. это некая технология, основанная на образовательной потребности и мотивационной сфере педагога. Именно технология, т.е. у неё есть начало, есть проблема, есть окончание (не только по срокам, но и по этапам), есть оценка того, что сделано педагогом. И целью, и результатом индивидуального образовательного маршрута будет как раз развитие профессиональной компетентности педагога. ИОМ целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей.

Тогда возникает следующий вопрос: как же теперь выстроить его? Какой алгоритм, какую «дорожную карту» себе задать? Что, за чем, будет идти?

Что мы сначала с вами должны сделать, чтобы выстроить этот алгоритм?

(Выслушиваются ответы педагогов: планировать, определить план действий).

- А что мы будет включать в это планирование? И тогда, на основе чего мы будем планировать? Что станет основой этого плана действий?

(Выслушиваются ответы педагогов: методическая тема, над которой работает педагог; цель, проблема).


Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;

- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;

- реализацию маршрута;

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Более подробно остановимся на некоторых этапах.


ДИАГНОСТИКА

Самый первый шаг, который мы чаще всего упускаем – это проблема! Мы должны приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута с того, что выявить начало проблемы, затруднения. Потому, что тема формулируется не на основе актуальности. Она может быть актуальна, но педагог, например, прекрасно владеет технологиями развивающего обучения, умеет работать с одаренными детьми, но он должен найти себе проблему. Какие у него возникают затруднения? Педагог должен сначала понять свои затруднения

Выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности. Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС, а также запросов работодателей и родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.

Педагогу необходимо сформулировать собственный образовательный запрос на основе результатов самодиагностики, анализа работы с учетом результатов внешней оценки, оценки администрации, соотнести потребности с требованиями ФГОС, особенностями жизнедеятельности школы, ожиданиями учащихся. Запрос этот составляют с учетом собственных предпочтений и потенциальных возможностей.

Практика №1. SWOT-анализ

S – Strengths (сильные стороны),

W — Weaknesses (слабые стороны),

O — Opportunities (возможности),

T — Threats (угрозы).


Сильные стороны

Слабые стороны





возможности

риски





Для педагога важно не только осознать свои трудности, возникающие у него в образовательном процессе, но и определить собственные интересы. И тогда на пересечении проблем и интересов и рождается зона развития и самосовершенствования.


Составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута

Проектирование и разработка индивидуальной траектории, которую начинают с составления плана действий, необходимых для совершенствования профессиональной компетенции.

Определение путей решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте ИОМ.

Исходя из проблемы, мы определяем методическую тему, цель и задачи своего профессионального развития. Мы не можем свои профессиональные затруднения переложить и сформулировать цель таким образом, что она не как не будет пересекаться с нашей образовательной деятельностью, со стратегическими планами развития образовательного учреждения и с основной образовательной программой.


Практика - составление ИОМ:

Информационная справка об авторе






Ф. И. О. автора


Образовательная организация


Преподаваемый предмет


Дата составления / внесения изменений





Образование


Педагогический стаж


Квалификационная категория, дата присвоения


Сведения о профессиональной переподготовке (название программы, название организации, период обучения)


Курсы повышения квалификации за последние 3 года (название программы, название организации, объем часов, дата прохождения)







Пояснительная записка






Тема ИОМа / методическая тема


Обоснование актуальности темы (эта тема актуальна для меня потому что …)


Цель разработки ИОМа (повышение профессональной компетентности по вопросу …..)


Задачи разработки ИОМа


Срок реализации ИОМа


Ожидаемые результаты (должны соотноситься с задачами)









t1702402540af.jpg

«Дорожная» карта ИОМа






Организационные направления деятельности ИОМ

Содержание деятельности (мероприятие, тема, уровень, дата)

Самооценка эффективности

Продукт (форма представления результата работы)

Оценка результатов работодателем, коллегами по управлению

Самообразование, саморазвитие





Методическая помощь тьютора (наставника)





Участие в деятельности профессиональных сообществ, проектных и рабочих групп (очное)





Участие в деятельности сетевых сообществ





Организационная, научно-методическая работа в образовательной организации





Представление своей профессиональной деятельности





Курсы повышения квалификации (по теме разрабатываемого ИОМа)










Фактический результат реализации ИОМ



















- реализацию маршрута- мы с вами пытаемся перечислить те самые профессиональные умения, которые необходимо развивать или сформировать для того, чтобы достичь цели и описать средства – как мы это будем реализовывать, т.е. достигать той цели и задач, которые поставили.


Реализация ИОМ предполагает осуществление педагогической деятельности по составленному плану: анализ, обобщение, систематизация результатов за каждый учебный год;

- составляются отчеты, данные которых представляются и обсуждаются в педагогическом коллективе;

- коллегиально принимается решение о трансляции педагогического результатов на уровне образовательного учреждения и других уровнях;

- на основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута

- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.

Итак, последовательность действий:

выявить профессиональные проблемы и затруднения;

определить цель и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся со стратегическими планами развития ОУ и его основной образовательной программой;

перечислить профессиональные умения, которые необходимо развивать или сформировать;

описать средства (модели, механизмы) решения поставленных задач.

- Итак, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это определенный алгоритм развития компетентности педагога.


В заключении можно отметить, что с учётом новых трудовых функций педагога обозначается необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагогов собственного профессионального становления.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это личный, отличающийся характерными признаками путь следования; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.

Структура маршрута основывается на принципе оптимизации временных затрат на ее реализацию и учитывает ключевые направления непрерывного профессионального образования педагога в условиях стандартизации образования;

По мере продвижения по индивидуальному образовательному маршруту «Дорожная карта» фиксирует достижения учителя в каждом из направлений самообразования в форме конкретных педагогических продуктов (методическая разработка, пакет педагогических диагностик, методические рекомендации, технологические карты, публикации и прочее;

- Закончить наш сегодняшний семинар-практикум хочется словами популярного мотивационного оратора, тренера и писателя Марка Хансена: «Не ждите, пока всё станет идеальным. Совершенства не будет никогда. Всегда будут трудности, препятствия и менее, чем желаемые обстоятельства. Начинайте сейчас! И с каждым шагом, что вы предпринимаете, вы будете становиться всё сильнее и сильнее, ваша уверенность в себе будет расти, и вы будете добиваться всё большего и большего успеха».




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.