Семинар-практикум «Индивидуальный образовательный маршрут педагога как показатель повышения профессиональной компетентности учителя»
Тема: «Индивидуальный образовательный маршрут педагога как показатель повышения профессиональной компетентности учителя»
Цель: определить содержание, формы, методы, приемы работы по развитию профессиональной компетентности педагога.
Задачи:
- рассмотреть возможности реализации самообразовательной траектории педагогов в процессе составления ИОМ;
- обменяться эффективным педагогическим опытом на основе работы педагогов по самообразованию;
- способствовать созданию образовательной среды для развития творческого потенциала педагогов, совершенствования профессионального мастерства.
Мастерство – это то, чего можно добиться
и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач,
так должен и может быть известным мастером педагог…
И каждый из педагогов, будет обязательно мастером,
если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством,
- зависит от собственного напора
А.С. Макаренко
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне хотелось бы начать со слов известного педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».
И для того, чтобы осуществить этот образ, педагог должен, конечно, над собой работать. И мы поговорим сегодня об индивидуальном образовательном маршруте педагога.
Выделите ключевые слова.
Одно из ключевых слов – профессиональной.
2.Игра «Ассоциация»
Педагогам предлагается небольшая практическая работа в группах. Каждая группа подбирает ассоциации на тему педагогического совета. Ключевое слово – «профессионал». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в данном слове.
Самообразование будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, видит проблемы, стремится к их решению, следовательно, является открытым для изменений.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится следующее: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, анализировать, изучать, узнавать, совершенствоваться, думать и др.
Так что же необходимо делать?
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения; посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом;
- проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
- применять конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога.
С этой целью и составляется ИОМ педагога.
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ , а также на регламентах ФГОС и профстандарта. Исходя из официальных документов, педагог имеет право самостоятельно выбирать методы воспитания и обучения, а также составлять и внедрять собственные образовательные методики.
Как вы уже знаете, реализация национального проекта "Образование" рассчитана на 2019-2024 годы. Всего в него включены 10 федеральных проектов.
- Один из них - Федеральный проект "Учитель будущего" предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Его цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% педагогов общеобразовательных организаций.
- Высокие требования к качеству работы педагога, конкурентоспособность на рынке образовательных услуг побуждают работников учреждений систематически улучшать качество своей работы и повышать свою квалификацию.
- Таким образом, в настоящее время индивидуальный образовательный маршрут является одной из ведущих технологий профессионального развития педагога.
- Что такое индивидуальный образовательный маршрут? С чем связано это понятие?
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это технология профессионального развития для разработки эффективной и структурированной образовательной программы, направленной на достижение личного профессионального роста и мастерства.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. (Ястребова Г. А. и Цветкова Г. В.)
Развитие профессионального мастерства и стремление к постоянному росту ставится во главе угла ИОМ
ИОМ – это хороший инструмент для оценки своих профессиональных достижений, который помогает педагогу совершенствовать навыки и проходить аттестацию.
Для чего учителю необходим ИОМ
В настоящее время учебный процесс постоянно корректируется и видоизменяется. Это связано как с особенностями развития современных школьников, так и с ускорением научно-технического прогресса и внедрением новых образовательных стандартов. В таких условиях главными профессиональными качествами педагога становятся постоянное самообразование, изучение современных цифровых технологий, целеустремленность.
Целью и соответственно результатом реализации индивидуального образовательного маршрута любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога
Следовательно, данный вид работы по развитию актуальных профессиональных качеств выбирают по причине:
изменения требований к компетентности педагогов в образовательной организации;
появление потребности в более углубленных знаниях у современных школьников.
Достичь высокого уровня профессиональной компетенции учителю помогает индивидуальный образовательный маршрут педагога, с его помощью удобно отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.
Процесс составления ИОМ необходимо разделить на несколько этапов:
Саморефлексия. Педагог должен проанализировать свою профессиональную деятельность и сделать выводы о ее сильных и слабых аспектах. Это необходимо для эффективной разработки дальнейших этапов ИОМ;
Составление дорожной карты. По итогам первого пункта педагог составляет план работы на определенный период времени.
Дорожная карта содержит:
Тематические направления, определяющие всю работу.
Перечень мероприятий для каждого направления.
Четкие сроки реализации планируемых мероприятий (дедлайн).
Прогноз и описание ожидаемых достижений.
Формы и способы предоставления отчетности с отметкой о выполнении.
Практическое применение ИОМ.
Оценка своего профессионального пути и эффективности ИОМ.
Данные пункты должны включать следующую информацию:
Демонстрация достижения по каждому направлению через конкретный проект (сценарий, методический план, статьи, курсовая)
Личное отношение к разработанным проектам (самодиагностика проделанной работы в виде презентации или творческого отчета)
Четкое указание места и времени предоставления отчета о работе
В ИОМ отражаются такие направления деятельности как:
профессиональные (изучение особенностей и требований профстандартов и ФГОС, разработка рабочих программ, плановая аттестация, участие в конкурсах профмастерства);
психологические и педагогические ( анализ своей профдеятельности с учетом развития информационных технологий, изучение педагогической и психологической литературы);
методические (разработка личного учебно-методического комплекса и приемов при проведении НОД, продумывание досуговых мероприятий, участие в олимпиадах, семинарах, конкурсах);
IT-технологии (изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс, освоение новых программ, совершенствование навыков пользования ПК).
Что может включать каждое направление?
Профессиональное
1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
2.Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.
3. Разработать рабочие программы по своим предметам в соответствии требований ФГОС.
4. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
5. Плановое повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов.
6.Плановая аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории.
7. Профессиональные публикации, брошюры.
8. Участие в конкурсах профессионального мастерства
Психолого-педагогическое
1.Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы.
2. Повышение педагогической квалификации, переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения
Методическое
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3. Повышение своего уровня педагогического мастерства для продолжения работы в качестве руководителя МО.
4. Участие в экспертных комиссиях (работа в рамках аттестации учителей).
5. Организовать работу с одарёнными детьми и добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.
6. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, региона через Интернет.
7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
9. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.
10. Совершенствовать структуру самоанализа урока.
11. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний учащихся.
12. Представлять опыт работы через открытые уроки на школьном и городском уровне.
13. Участие в олимпиадах, конкурсах.
14. Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.
15. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Информационно-компьютерные технологии
Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
Совершенствовать навыки работы на компьютере.
Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя, классного руководителя, руководителя МО.
Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
Разработать комплект сценариев уроков с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов
Разработать пакет тестового материала в электронном виде.
Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом
Участие в конкурсах в Интернете.
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
В ходе разработки образовательного маршрута учитель опирается на собственные дефициты и затруднения в социальной, интеллектуальной, правовой, психологической, методической и функциональной сфере. Для составления маршрута педагог анализирует профессиональные интересы и потребности, определяет пробелы в практических навыках и знаниях, анализирует достижения, выполняет самоактуализацию педагогической деятельности, выделяет проблемные зоны. Учитель формулирует собственный образовательный запрос с учетом возможностей и профессиональных перспектив.
Виды ИОМ учителя
Каждый индивидуальный образовательный маршрут носит сугубо личный характер, и составляется, исходя из опыта учителя, его подготовленности, характера его запросов и интересов, его компетентности, учета сильных и слабых сторон как профессионала.
Принято выделять следующие виды ИОМ:
Компенсаторный — направлен на восполнение пробелов в какой-либо области;
Развивающий — предполагает получение нового знания, опыта.
По характеру деятельности:
Теоретический
Практический
По месту реализации:
Школьный
Внешкольный
Индивидуальный образовательный маршрут, как мы видим, это некая такая «дорожная карта», по которой педагог идёт и совершенствует своё профессиональное мастерство. Т.е. это некая технология, основанная на образовательной потребности и мотивационной сфере педагога. Именно технология, т.е. у неё есть начало, есть проблема, есть окончание (не только по срокам, но и по этапам), есть оценка того, что сделано педагогом. И целью, и результатом индивидуального образовательного маршрута будет как раз развитие профессиональной компетентности педагога. ИОМ целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей.
Тогда возникает следующий вопрос: как же теперь выстроить его? Какой алгоритм, какую «дорожную карту» себе задать? Что, за чем, будет идти?
Что мы сначала с вами должны сделать, чтобы выстроить этот алгоритм?
(Выслушиваются ответы педагогов: планировать, определить план действий).
- А что мы будет включать в это планирование? И тогда, на основе чего мы будем планировать? Что станет основой этого плана действий?
(Выслушиваются ответы педагогов: методическая тема, над которой работает педагог; цель, проблема).
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- реализацию маршрута;
- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Более подробно остановимся на некоторых этапах.
ДИАГНОСТИКА
Самый первый шаг, который мы чаще всего упускаем – это проблема! Мы должны приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута с того, что выявить начало проблемы, затруднения. Потому, что тема формулируется не на основе актуальности. Она может быть актуальна, но педагог, например, прекрасно владеет технологиями развивающего обучения, умеет работать с одаренными детьми, но он должен найти себе проблему. Какие у него возникают затруднения? Педагог должен сначала понять свои затруднения
Выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности. Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС, а также запросов работодателей и родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.
Педагогу необходимо сформулировать собственный образовательный запрос на основе результатов самодиагностики, анализа работы с учетом результатов внешней оценки, оценки администрации, соотнести потребности с требованиями ФГОС, особенностями жизнедеятельности школы, ожиданиями учащихся. Запрос этот составляют с учетом собственных предпочтений и потенциальных возможностей.
Практика №1. SWOT-анализ
S – Strengths (сильные стороны),
W — Weaknesses (слабые стороны),
O — Opportunities (возможности),
T — Threats (угрозы).
Сильные стороны | Слабые стороны |
возможности | риски |
Для педагога важно не только осознать свои трудности, возникающие у него в образовательном процессе, но и определить собственные интересы. И тогда на пересечении проблем и интересов и рождается зона развития и самосовершенствования.
Составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута
Проектирование и разработка индивидуальной траектории, которую начинают с составления плана действий, необходимых для совершенствования профессиональной компетенции.
Определение путей решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте ИОМ.
Исходя из проблемы, мы определяем методическую тему, цель и задачи своего профессионального развития. Мы не можем свои профессиональные затруднения переложить и сформулировать цель таким образом, что она не как не будет пересекаться с нашей образовательной деятельностью, со стратегическими планами развития образовательного учреждения и с основной образовательной программой.
Практика - составление ИОМ:
Информационная справка об авторе | |||||||
Ф. И. О. автора | |||||||
Образовательная организация | |||||||
Преподаваемый предмет | |||||||
Дата составления / внесения изменений | |||||||
Образование | |||||||
Педагогический стаж | |||||||
Квалификационная категория, дата присвоения | |||||||
Сведения о профессиональной переподготовке (название программы, название организации, период обучения) | |||||||
Курсы повышения квалификации за последние 3 года (название программы, название организации, объем часов, дата прохождения) | |||||||
Пояснительная записка | |||||||
Тема ИОМа / методическая тема | |||||||
Обоснование актуальности темы (эта тема актуальна для меня потому что …) | |||||||
Цель разработки ИОМа (повышение профессональной компетентности по вопросу …..) | |||||||
Задачи разработки ИОМа | |||||||
Срок реализации ИОМа | |||||||
Ожидаемые результаты (должны соотноситься с задачами) | |||||||
«Дорожная» карта ИОМа | |||||||
Организационные направления деятельности ИОМ | Содержание деятельности (мероприятие, тема, уровень, дата) | Самооценка эффективности | Продукт (форма представления результата работы) | Оценка результатов работодателем, коллегами по управлению | |||
Самообразование, саморазвитие | |||||||
Методическая помощь тьютора (наставника) | |||||||
Участие в деятельности профессиональных сообществ, проектных и рабочих групп (очное) | |||||||
Участие в деятельности сетевых сообществ | |||||||
Организационная, научно-методическая работа в образовательной организации | |||||||
Представление своей профессиональной деятельности | |||||||
Курсы повышения квалификации (по теме разрабатываемого ИОМа) | |||||||
Фактический результат реализации ИОМ | |||||||
- реализацию маршрута- мы с вами пытаемся перечислить те самые профессиональные умения, которые необходимо развивать или сформировать для того, чтобы достичь цели и описать средства – как мы это будем реализовывать, т.е. достигать той цели и задач, которые поставили.
Реализация ИОМ предполагает осуществление педагогической деятельности по составленному плану: анализ, обобщение, систематизация результатов за каждый учебный год;
- составляются отчеты, данные которых представляются и обсуждаются в педагогическом коллективе;
- коллегиально принимается решение о трансляции педагогического результатов на уровне образовательного учреждения и других уровнях;
- на основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута
- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.
Итак, последовательность действий:
выявить профессиональные проблемы и затруднения;
определить цель и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся со стратегическими планами развития ОУ и его основной образовательной программой;
перечислить профессиональные умения, которые необходимо развивать или сформировать;
описать средства (модели, механизмы) решения поставленных задач.
- Итак, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это определенный алгоритм развития компетентности педагога.
В заключении можно отметить, что с учётом новых трудовых функций педагога обозначается необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов педагогов собственного профессионального становления.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это личный, отличающийся характерными признаками путь следования; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.
Структура маршрута основывается на принципе оптимизации временных затрат на ее реализацию и учитывает ключевые направления непрерывного профессионального образования педагога в условиях стандартизации образования;
По мере продвижения по индивидуальному образовательному маршруту «Дорожная карта» фиксирует достижения учителя в каждом из направлений самообразования в форме конкретных педагогических продуктов (методическая разработка, пакет педагогических диагностик, методические рекомендации, технологические карты, публикации и прочее;
- Закончить наш сегодняшний семинар-практикум хочется словами популярного мотивационного оратора, тренера и писателя Марка Хансена: «Не ждите, пока всё станет идеальным. Совершенства не будет никогда. Всегда будут трудности, препятствия и менее, чем желаемые обстоятельства. Начинайте сейчас! И с каждым шагом, что вы предпринимаете, вы будете становиться всё сильнее и сильнее, ваша уверенность в себе будет расти, и вы будете добиваться всё большего и большего успеха».