Индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий «Коррекционно-развивающие занятия»
Утверждаю:
Директор
_______________
Индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий
Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия»
Класс: 1
АООП НОО ОВЗ для обучающихся с ЛУО (1 вариант)
Учитель-дефектолог:
Григорьева Ксения Анатольевна
г. Кудрово
202_ г
Пояснительная записка
Общая характеристика коррекционного курса
Курс коррекционно-развивающей области «Дефектологические занятия» является курсом коррекционно-развивающей области внеурочной деятельности. Он направлен на коррекцию познавательных и мыслительных процессов школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Продолжительность коррекционного курса разрабатывается индивидуально из расчета _29_ учебных недель (с учетом дополнительных каникул первоклассников):
2 раза в неделю – 58 кол-во часов в год.
Период диагностики (2 недели сентября и 2 недели мая) не включается.
В соответствии с календарным учебным графиком, государственными выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.
Содержание коррекционной программы
Коррекционная программа включает следующие разделы:
Тема | Количество часов |
Развитие восприятия | 8 |
Развитие внимания | 3 |
Развитие памяти | 4 |
Развитие мышления | 7 |
Развитие воображения | 7 |
Ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) | 29 |
Итого | 58 |
Характеристика обучающегося
Индивидуальный маршрут разработан для обучающегося 1 класса второго года обучения. Переведен с ООП НОО на АООП НОО ОВЗ ( 1 вариант) решением ТПМПК №__ от ____ г.
Имеются трудности в освоении программного материала, пробелы в математических знаниях.
Развитие общей и мелкой моторики в пределах возрастной нормы.
Принимает помощь взрослого и использует её при выполнении заданий.
Темп работы снижен. Работоспособность недостаточная, наблюдается повышенная истощаемость организма при умственных нагрузках, не способен длительно выполнять предложенное задание, нуждается в организующей и направляющей помощи педагога.
Способность понять и принять инструкцию: понимает и принимает пошаговую инструкцию в одноступенчатом формате.
Зрительное восприятие: носит предметный характер, избирательное.
Слуховое восприятие: реакции на вербальные слуховые сигналы в виде обращений, просьб снижены и носят избирательный характер.
Особенности внимания: низкая концентрация и устойчивость, с трудом удерживает внимание на изучаемом объекте.
Учебный процесс носит наглядный, конкретный характер, словесно-логическое мышление затруднено. Не может сам выделить наличие скрытого смысла, с трудом по наводящим вопросам педагога дает односложные ответы.
Особенности памяти: запоминает медленно, непрочно, лучше запоминаются эмоционально-значимые события.
Особенности поведения: часто отвлекается. Преобладает игровая деятельность.
Речевое развитие: активный словарь ограничен бытовым окружением. Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, фрагментарностью, неточностью в употреблении многих слов.
Объём знаний об окружающем мире недостаточен. Правильно выполняет простые действия по речевой инструкции.
Затрудняется в понимании сложных синтаксических конструкций, причинно-следственных отношений.
Навыки чтения и письма не сформированы.
Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне.
Темп деятельности низкий.
Основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности интеллектуальных процессов учебно-познавательной деятельности, волевой регуляции: не может организовать самостоятельно деятельность, сосредоточенно работать.
Перечень учебно-методического обеспечения
Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Т.В. Алышева.
Математика. Рабочая тетрадь "Сравниваем, считаем", часть 1, (подготовительный класс), авторы Т.В. Алышева, В.В.Эк
Математика. Рабочая тетрадь "Сравниваем, считаем", часть 2, (подготовительный класс), авторы Т.В. Алышева, В.В.Эк
Математика. Рабочая тетрадь 1 класс (часть 1), автор Т.В. Алышева
Математика. Рабочая тетрадь 1 класс (часть 2), автор Т.В. Алышева
Социально-бытовая ориентировка: Дидактический материал для работы с детьми по формированию бытовой компетенции для 1 дополнительного и 1 классов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО ОВЗ /Е.С. Лыкова- Унковская.
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Исаев Д.Н. - Умственная отсталость у детей и подростков
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника
Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка.
Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста
Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.
Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми
Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей
Индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий
на _____уч. год
ФИ учащегося
Класс 1
Дефектологическое заключение: системное нарушение познавательных процессов с преимущественным нарушением восприятия, внимания, памяти, мышления.
Дата зачисления на дефектологические занятия:
Образовательная программа АООП НОО ОВЗ для обучающихся с ЛУО (1 вариант)
Раздел | № темы | Тема занятия | Кол-во часов | Фактическая дата проведения |
Развитие восприятия | | Упражнения на формирование визуального восприятия. ЛПЗ Свойства предметов: цвет, форма, размер. | 2 | |
| | Упражнения на формирование восприятия цвета ЛПЗ Признаки предметов: назначение, материал, общее название. | 2 | |
| | Упражнения на формирование восприятия величины ЛПЗ Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше». «На сколько больше? На сколько меньше?». | 2 | |
| | Упражнения на формирование восприятия формы ЛПЗ Натуральное число как результат счёта и мера величины. | 2 | |
| | Упражнения на формирование восприятия времени ЛПЗ Сравнение чисел, запись отношений между числами. | 2 | |
| | Упражнения на формирование восприятия пространственных соотношений ЛПЗ Числовые равенства, неравенства. | 2 | |
| | Упражнения на формирование восприятия человека ЛПЗ Последовательность чисел. | 2 | |
| | Упражнения на формирование временных представлений ЛПЗ Получение числа прибавлением 1 к 2предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. | 2 | |
Развитие внимания | | Упражнения на формирование непроизвольного внимания ЛПЗ Число ноль. | 2 | |
| | Упражнения на формирование произвольного внимания ЛПЗ Число 10. Состав числа 10. | 2 | |
| | Упражнения на увеличения длительности сосредоточения внимания ЛПЗ Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно). | 2 | |
Развитие памяти | | Упражнения на формирование слуховой памяти ЛПЗ Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 2 | |
| | Упражнения на формирование зрительной памяти ЛПЗ Компоненты сложения и вычитания. | 2 | |
| | Упражнения на формирование механической памяти ЛПЗ Мера массы-киллограм. | 2 | |
| | Упражнения на формирование моторно-слуховой памяти ЛПЗ Сутки,неделя | 2 | |
Развитие мышления | | Упражнения на формирование наглядно-действенного мышления ЛПЗ Приёмы сложения и вычитания. | 2 | |
| | Упражнения на формирование наглядно-образного мышления ЛПЗ Число 11 | 2 | |
| | Упражнения на формирование творческого мышления ЛПЗ Число 12 | 2 | |
| | Упражнения на формирование словесно-логического мышления ЛПЗ Число 13 | 2 | |
| | Упражнения на формирование абстрактного мышления ЛПЗ Число 14 | 2 | |
| | Упражнения на формирование визуального мышления ЛПЗ Задача, её структура. | 2 | |
| | Упражнения на формирование образного мышления ЛПЗ Простые и составные текстовые задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания | 2 | |
Развитие воображения | | Упражнения на формирование активного воображения ЛПЗ Число 15 | 2 | |
| | Игры на формирование активного воображения ЛПЗ Число 16 | 2 | |
| | Упражнения на формирование творческого мышления ЛПЗ Число 17 | 2 | |
| | Упражнения на формирование воссоздающего воображения ЛПЗ Число 18 | 2 | |
| | Упражнения на формирование зрительного типа воображения ЛПЗ Число 19 | 2 | |
| | Упражнения на формирование слухового типа воображения ЛПЗ Число 20 | 2 | |
| | Обобщающее занятие ЛПЗ Повторение изученного материала | 2 | |