12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тепляева Татьяна Владиславовна25
учитель истории
Россия, Иркутская обл., г. Саянск


Тема урока: «Индия- страна между Гималаями и океаном», 5 класс


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями ,  верованиями  и занятиями населения Индии, познакомиться с новыми терминами и понятиями.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию, работать с картой.

Метапредметные:способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с учениками, организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, формулировать свою точку зрения.

Личностные:формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, уважать культуру других народов.

Приемы смыслового чтения:

составление таблицы, кластер, вопросы после текста, «закрой окно».

Оборудование:учебник: А А Искандерова. "История Древнего мира". Просвещение, 2023г; атласы, карточки с заданиями,

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. В это холодное время года мы изучаем историю стран, где сейчас тепло, и я надеюсь, что теплая, добрая атмосфера будет сегодня царить на нашем уроке.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, я предлагаю начать наш урок с игры «Чудесный сундучок». В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается.

Ребята, а как вы думаете что может объединять эти продукты?

Как вы думаете, с историей какого государства нам предстоит сегодня познакомиться?

-Правильно с Индией, тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии»( записать в тетради число и тему урока)

Проблема: Древние греки называли Индию:" волшебной, сказочной страной". Почему?

( ответы ребят). Что нам необходимо узнать о новой стране?


 Цели урока. (План)

1. Изучить географическое положение и природу Древней Индии.

2. Познакомиться с основными занятиями жителей Индии.

3. Выяснить особенности религиозных верований индийцев.


 Работа по теме урока:

Для получения новой информации, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии. ( работа с атласом))

1. На каком полуострове расположена Индия? Ответ: на полуострове Индостан.

Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.

2. Водами какого океана омывается Индия? Ответ: С запада, с востока и юга ее границы омывает Индийский океан.

3. Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки. В Индии это две большие реки. Найдите их на карте и назовите их. ( Инд и Ганг)

Поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека».

"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями."

- Что мы узнали из этого отрывка? (Ответ: в Индии есть горы)

Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)

("Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой - летний."

Что мы узнали о климате Индии? ( Ответ: там идут дожди)

Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами.

Один из учащихся на физической карте мира показывает местонахождение Индии, Индийский океан, реки, горы.

Теперь когда мы с вами обладаем знаниями о географическом положении сделаем краткую характеристику географическому положению Индии(записи в тетради)


Чтобы познакомиться с жизнью индейцев более подробно, мы поработаем в группах. Итак, у каждой группы свое задание. После завершения работы каждая группа представит свой проект. Все, что необходимо для этого у вас есть, учебники, дополнительные источники лежат на столах.

Группа №1. Тема «Джунгли и их роль в жизни индийцев».

Группа №2 Тема «Основные занятия населения».

Группа №3 Тема « Религиозные верования».

Работа над проектами.


Выступление групп с выполненными проектами.

Подведем итоги урока:

Подведение итогов.

В каждой группе ответственный за учет ваших достижений занёс заработанные вами баллы в специальный лист. Таким образом, определен вклад каждого из вас в общее дело


Выполнение задания «закрой окно» (назовите недостающие слова).

1) Индия расположена на юге материка ….. .

2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название ……. .

3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ……… океан.

4) Самые многоводные реки Индии — это ………..

5) Трудные непроходимые леса называют ……..

6) Основные занятия древних индийцев - это ……

7) С давних пор индийцы выращивали на полях......

8) Одним из самых главных богов был ..........., его изображали с головой ...........

Рефлексия и самооценка

- Почему греки Индию называют сказочной страной?

-Что из вновь изученного материала вы считаете самым интересным, запоминающимся?

-Что вас удивило?

-У вас появилось желание совершить путешествие в эту загадочную, интересную страну?

В Индии возникла традиция именовать года в честь животных. Индия родина шахмат, цифр, которые мы сейчас называем арабскими. Об этом и многом другом мы узнаем на следующем уроке.

- Предлагаю вам продолжить следующие фразы, подчеркнув выбранный вами вариант ответа и поставить себе оценку за урок в «Листе самооценки».

На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).

Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

Урок мне показался… (коротким / длинным).

За урок я (не устал(а) /устал(а)).

Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).

Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен)



Домашнем задании:

Запишем домашнее задание: ( каждый сам выбирает уровень сложности дом.задания)

1) Параграф 20 – читать, отвечать на вопросы.

2) Подготовить доклад по одному из изученных вопросов

- Джунгли.

- Основные занятия.

- Боги Индии.



Задания группе №1 .

Тема «Джунгли и их роль в жизни индийцев»

Параграф 20, пункт №2.


Гипотеза: Человек может выжить в джунглях.

Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)

Справка: Гипотеза - это положение, выдвигаемое в качестве

предварительного, условного объяснения некоторого явления или группыявлений; предположение о существовании некоторого явления.

Вопросы для ответа:

Объясните значение слова джунгли

Что представлял собой растительный мир джунглей?

Какую пользу эти растения принесли людям?

Какие опасности подстерегали там человека?

Задание: сгруппируйте предметы из джунглей приносящие пользу и вред человеку «+»«-»

Польза +

Вред -











Задания группе № 2

Тема «Основные занятия населения»

Параграф 20, пункт №2, лист с дополнительными историческими источниками.

Гипотеза: Основным занятием в древней Индии было земледелие.

Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)

Справка: Гипотеза - это положение, выдвигаемое в качестве

предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы

явлений; предположение о существовании некоторого явления.


Вопросы для ответа:

1. Что необходимо было сделать индийцам, чтобы подготовить участок для поселения?

2. Благодаря чему эта работа стала намного легче, когда это произошло?

3. Что индийцы выращивали в заболоченных долинах?

4. Какие культуры выращивали, кроме риса?

5. Что изготавливали из хлопка?

6. Какие ремесла были развиты?

7.Каких животных разводили?

8. Задание:

Составьте кластер «Занятия населения Древней Индии»

Занятия древних индийцев.

Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.


Задания группе №3.

Тема « Религиозные верования»

Параграф 20, пункт №4, 5.

Гипотеза: Древние индийцы не верили в переселение душ.

Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)

Справка: Гипотеза - это положение, выдвигаемое в качестве

предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы

явлений; предположение о существовании некоторого явления.

Отношение к животным:

Вопросы для ответа

П.4 1. Как индийцы представляли богов?

2. Одним из самых главных богов был __,( обратите внимание на ударение) как его изображали?

3. Как они относились к слону, корове.

п.5 Вера в переселение душ

Вопросы для ответа

1. Что происходило после смерти с человеком?

2. От чего зависит, кем станет человек после смерти?

3. Как вели себя те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе?

4. Задания: сгруппируйте изображения животных в две группы, наклейте их на бумагу .

Священные животные

Животные, несущие опасность














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.