Урок истории в 5 классе «Индия- страна между Гималаями и океаном»
Тема урока: «Индия- страна между Гималаями и океаном», 5 класс
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока: познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии, познакомиться с новыми терминами и понятиями.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию, работать с картой.
Метапредметные:способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с учениками, организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, формулировать свою точку зрения.
Личностные:формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, уважать культуру других народов.
Приемы смыслового чтения:
составление таблицы, кластер, вопросы после текста, «закрой окно».
Оборудование:учебник: А А Искандерова. "История Древнего мира". Просвещение, 2023г; атласы, карточки с заданиями,
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. В это холодное время года мы изучаем историю стран, где сейчас тепло, и я надеюсь, что теплая, добрая атмосфера будет сегодня царить на нашем уроке.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, я предлагаю начать наш урок с игры «Чудесный сундучок». В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается.
Ребята, а как вы думаете что может объединять эти продукты?
Как вы думаете, с историей какого государства нам предстоит сегодня познакомиться?
-Правильно с Индией, тема нашего урока «Природа и люди Древней Индии»( записать в тетради число и тему урока)
Проблема: Древние греки называли Индию:" волшебной, сказочной страной". Почему?
( ответы ребят). Что нам необходимо узнать о новой стране?
Цели урока. (План)
1. Изучить географическое положение и природу Древней Индии.
2. Познакомиться с основными занятиями жителей Индии.
3. Выяснить особенности религиозных верований индийцев.
Работа по теме урока:
Для получения новой информации, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии. ( работа с атласом))
1. На каком полуострове расположена Индия? Ответ: на полуострове Индостан.
Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.
2. Водами какого океана омывается Индия? Ответ: С запада, с востока и юга ее границы омывает Индийский океан.
3. Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки. В Индии это две большие реки. Найдите их на карте и назовите их. ( Инд и Ганг)
Поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека».
"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями."
- Что мы узнали из этого отрывка? (Ответ: в Индии есть горы)
Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)
("Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой - летний."
Что мы узнали о климате Индии? ( Ответ: там идут дожди)
Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами.
Один из учащихся на физической карте мира показывает местонахождение Индии, Индийский океан, реки, горы.
Теперь когда мы с вами обладаем знаниями о географическом положении сделаем краткую характеристику географическому положению Индии(записи в тетради)
Чтобы познакомиться с жизнью индейцев более подробно, мы поработаем в группах. Итак, у каждой группы свое задание. После завершения работы каждая группа представит свой проект. Все, что необходимо для этого у вас есть, учебники, дополнительные источники лежат на столах.
Группа №1. Тема «Джунгли и их роль в жизни индийцев».
Группа №2 Тема «Основные занятия населения».
Группа №3 Тема « Религиозные верования».
Работа над проектами.
Выступление групп с выполненными проектами.
Подведем итоги урока:
Подведение итогов.
В каждой группе ответственный за учет ваших достижений занёс заработанные вами баллы в специальный лист. Таким образом, определен вклад каждого из вас в общее дело
Выполнение задания «закрой окно» (назовите недостающие слова).
1) Индия расположена на юге материка ….. .
2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название ……. .
3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ……… океан.
4) Самые многоводные реки Индии — это ………..
5) Трудные непроходимые леса называют ……..
6) Основные занятия древних индийцев - это ……
7) С давних пор индийцы выращивали на полях......
8) Одним из самых главных богов был ..........., его изображали с головой ...........
Рефлексия и самооценка
- Почему греки Индию называют сказочной страной?
-Что из вновь изученного материала вы считаете самым интересным, запоминающимся?
-Что вас удивило?
-У вас появилось желание совершить путешествие в эту загадочную, интересную страну?
В Индии возникла традиция именовать года в честь животных. Индия родина шахмат, цифр, которые мы сейчас называем арабскими. Об этом и многом другом мы узнаем на следующем уроке.
- Предлагаю вам продолжить следующие фразы, подчеркнув выбранный вами вариант ответа и поставить себе оценку за урок в «Листе самооценки».
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен)
Домашнем задании:
Запишем домашнее задание: ( каждый сам выбирает уровень сложности дом.задания)
1) Параграф 20 – читать, отвечать на вопросы.
2) Подготовить доклад по одному из изученных вопросов
- Джунгли.
- Основные занятия.
- Боги Индии.
Задания группе №1 .
Тема «Джунгли и их роль в жизни индийцев»
Параграф 20, пункт №2.
Гипотеза: Человек может выжить в джунглях.
Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)
Справка: Гипотеза - это положение, выдвигаемое в качестве
предварительного, условного объяснения некоторого явления или группыявлений; предположение о существовании некоторого явления.
Вопросы для ответа:
Объясните значение слова джунгли
Что представлял собой растительный мир джунглей?
Какую пользу эти растения принесли людям?
Какие опасности подстерегали там человека?
Задание: сгруппируйте предметы из джунглей приносящие пользу и вред человеку «+»«-»
Польза + | Вред - |
| |
| |
| |
| |
Задания группе № 2
Тема «Основные занятия населения»
Параграф 20, пункт №2, лист с дополнительными историческими источниками.
Гипотеза: Основным занятием в древней Индии было земледелие.
Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)
Справка: Гипотеза - это положение, выдвигаемое в качестве
предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы
явлений; предположение о существовании некоторого явления.
Вопросы для ответа:
1. Что необходимо было сделать индийцам, чтобы подготовить участок для поселения?
2. Благодаря чему эта работа стала намного легче, когда это произошло?
3. Что индийцы выращивали в заболоченных долинах?
4. Какие культуры выращивали, кроме риса?
5. Что изготавливали из хлопка?
6. Какие ремесла были развиты?
7.Каких животных разводили?
8. Задание:
Составьте кластер «Занятия населения Древней Индии»
Занятия древних индийцев.
Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.
Задания группе №3.
Тема « Религиозные верования»
Параграф 20, пункт №4, 5.
Гипотеза: Древние индийцы не верили в переселение душ.
Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)
Справка: Гипотеза - это положение, выдвигаемое в качестве
предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы
явлений; предположение о существовании некоторого явления.
Отношение к животным:
Вопросы для ответа
П.4 1. Как индийцы представляли богов?
2. Одним из самых главных богов был __,( обратите внимание на ударение) как его изображали?
3. Как они относились к слону, корове.
п.5 Вера в переселение душ
Вопросы для ответа
1. Что происходило после смерти с человеком?
2. От чего зависит, кем станет человек после смерти?
3. Как вели себя те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе?
4. Задания: сгруппируйте изображения животных в две группы, наклейте их на бумагу .
Священные животные
Животные, несущие опасность