12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коробова Эмма1143
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
14

Информационно-исследовательский проект «Красная книга растений Московского микрорайона»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 5»

г. Брянска

Учебно-исследовательский проект

Красная книга растений Московского микрорайона

Выполнен

учеником 3 А класса

Виниченко Богданом

Руководитель проекта

Коробова Э.В.

г. Брянск 2018 г.

Цель проекта: описать растения, внесенные в Красную книгу России, произрастающие на территории Московского микрорайона г. Брянска

Задачи проекта:

- узнать, что такое Красная книга и какие сведения она содержит,

- сформулировать правила поведения человека в природе,

- активизировать навыки самостоятельной работы по сбору необходимой информации,

- провести просветительскую работу по материалам проектной деятельности в гимназии,

- способствовать формированию интереса к получению знаний в области экологии,

- развивать познавательную активность.

Автор проекта: ученик 3 А класса гимназии № 5 г. Брянска

Виниченко Богдан

Возраст участника проекта: 9 лет

Использованные средства: беседы с родителями, справочная литература, Интернет.

Методы исследования: анализ источников информации, сравнение, классификация, наблюдение, обобщение.

Сроки исполнения: ноябрь 2017 г. –январь 2018 г.

 

 

Содержание

1. Введение ______________________________________________ 3

2. Что стало причиной создания Красной книги _____________ 5

3. Почему книгу назвали «Красная книга»? _________________ 6

4. Почему животные и растения заносят в Красную книгу? ___ 7

5. Критерии для оценки состояния видов растений и грибов,

занесенных в Красную книгу ____________________________ 7

6. Для чего нужна Красная книга? _________________________ 8

7. Красная книга растений Московского микрорайона _______ 8

8. Что мы можем сделать для охраны растений? _____________ 14

9. Заключение ____________________________________________ 15

10. Список литературы ___________________________________ 16

 

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

1. Введение.

Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место, но многим из них сейчас угрожает большая опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.

Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять. Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред? Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой.

В наше время всем известна огромная роль растительного мира в жизни человека. Я считаю, что нельзя допускать исчезновения с лица Земли ни единого вида растений, ведь при этом человек лишается одной

Так выглядит берег Десны частицы земной жизни, которая

в Московском микрорайоне

была источником его здоровья, украшением ландшафта и доставляла ему эстетическое наслаждение.

Наша гимназия находится в Московском микрорайоне г. Брянска.

Мы очень любим гулять по берегу реки Десны, на котором расположен наш микрорайон и никогда не задумывались о том, что среди тех растений, которые украшают наш микрорайон, есть те, которые занесены в Красную книгу. Я решил исследовать, какие растения нуждаются в нашей особой заботе и защите, разработать правила поведения в природе и рассказать об этом своим одноклассникам и ученикам начальной школы нашей гимназии. Я считаю, что если знать правила поведения в природе и соблюдать их, то мы сможем сохранить планету Земля для будущих потомков. Свой проект я назвал «Красная книга растений Московского микрорайона». Существуют разные Красные книги: Международная Красная книга, Красная книга страны, даже Красные книги регионов. Почему бы не создать Красную книгу нашего района?

2. Что стало причиной создания Красной книги?

В первой главе своих исследований я решил выяснить, как появилась Красная книга. Вот что я узнал.

В 1948 г. в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Одной из основных задач этого союза было выявление видов животных и растений, которые находятся на грани исчезновения и требуют срочной заботы человека и разработки рекомендаций по их спасению. В 1949 году была создана Комиссия по редким видам. В нее вошли видные ученые из различных стран мира. Основная цель Комиссии – создание мирового списка данных о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в

охране и которым грозит исчезновение.

Первая Красная книга

нашего государства

 


 

Главным дополнением к Красной книге стали национальные Красные книги, которые учитывают конкретные обстоятельства на данной территории и планируют защитные мероприятия с гораздо большей точностью и эффективностью.

Так в 1978 г. Красная книга появилась и в нашей стране. Она была однотомная. Однако она не смогла вместить все виды растений и животных, страдающих от деятельности человека, поэтому в 1984 г. вышла Красная книга СССР в 2-х томах. Пер­вый том был по­свя­щен жи­вот­ным, вто­рой — растениям. Два тома Красной книги СССР В 2001 г. вышла Красная книга России. В 2004 году издаются 2 тома Красной книги Брянской области. Том "Растения. Грибы" содержит информацию об исчезающих пяти Красная книга России разновидностях грибов и ста тридцати трех редких растениях. 3. Почему книгу назвали «Красная книга»? 

Цвет переплета у этой книги – красный. Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Эта книга подает нам, жителям планеты Земля, сигнал бедствия. На международном языке слово СОС записывается так: SOS – спасите наши души.

Красная книга – это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Красную книгу называют Документом совести человека.

4. Почему животных и растения заносят в Красную книгу.


 

В Красную книгу заносят те виды животных и растений, которых остается очень мало и они находятся под угрозой исчезновения. Эти редкие виды нуждаются в помощи, защите и охране.

На 1 ноября 1997 г. в Красную книгу РФ включено 553 вида растений: 440 видов цветковых, 11 - голосеменных, 11 - папоротникообразных, 22 - мохообразных, 4 - плауновидных, 29 - лишайников, 17 видов грибов.


 

5. Критерий для оценки состояния видов растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Категории статуса редкости видов дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, определяются по следующей шкале:

0 — Вероятно исчезнувшие. Их нахождение в природе не подтверждено в последние 50 лет, но возможность их сохранения нельзя исключить.

1 — Находящиеся под угрозой исчезновения. Это растения, которые в ближайшее время могут исчезнуть.

2 — Сокращающиеся в численности. Это растения с неуклонно сокращающейся численностью. Их численность может быть восстановлена специальными мерами охраны (лекарственные, пищевые, декоративные и др. растения).

3 — Редкие. Растения с естественной малой численностью, встречающиеся на ограниченной территории, для выживания которых необходимо принятие специальных мер охраны.

4 — Неопределенные по статусу. Растения, достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет.

5 — Восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Растения, численность и область распространения которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в специальных мерах по сохранению и восстановлению.

6. Для чего нужна Красная книга?


 

Красная книга  – это сигнал, который предупреждает нас о том, что животные и растения того или иного вида находятся в опасности, что их надо особенно бережно охранять и что их добыча любыми способами запрещается. Основная же задача Красной книги - рассказать людям о полезной роли животных и растений, познакомить читателя с редкими и исчезающими животными нашей страны и указать основные мероприятия по их охране и воспроизводству. Итак, Красная книга:

- информирует, какие виды животных и растений в опасности,

- призывает изучать эти виды,

- предупреждает об их исчезновении,

- советует, как сохранить редкие виды растений и животных.


 

7. Красная книга растений Московского микрорайона

Из Красной книги России я выбрал те растения, которые наверняка видел каждый ученик нашей гимназии в Московском микрорайоне. Я хочу, чтобы ребята обратили на них внимание, потому что они нуждаются в нашем бережном отношении. Итак, это следующие растения:

 


 


 

Чилим (водяной орех)

Прострел луговой

 


 

Первоцвет весенний

Чабрец весенний


 


 


 

Осока теневая

Вех ядовитый

Камыш озёрный

Кубышка желтая

 

Колокольчик персиколистный

Ятрышник мужской


 


 

8. Что мы можем сделать для охраны растений?

Я выяснил, что человек может наносить вред растениям своей хозяйственной деятельностью, сбором букетов, неумеренным сбором лекарственных растений, вытаптыванием.

Я узнал, что очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды этих растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать, а покупать в аптеке, ведь те, которые продаются в аптеке, специально выращиваются человеком в экологически чистых районах.

Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого - вытаптывание. Идёт человек по лесу или лугу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы и цветы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. Я разработал памятку-обращение к ученикам нашей гимназии.

Памятка-обращение

Ребята, берегите растения!

Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Собирайте лекарственные растения только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе!

В лесу, на лугу, старайтесь ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания!

Берегите насекомых, ведь они опыляют растения!

Не оставляйте мусор, отдыхая на природе!

Выполнить эти простые правила может каждый человек. Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Писатель Михаил Пришвин сказал: “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”.

9. Заключение.

Когда я закончил работу над проектом, то понял, что каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес и луг от пожара, не ловить насекомых, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.

Человек должен стать настоящим другом всего живого на свете, и только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.


 

 

Список литературы

1. Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) / Министерство природных ресурсов и экологии РФ; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; РАН; Российское ботаническое общество; МГУ им. М. В. Ломоносова; Гл. редкол.: Ю. П. Трутнев и др.; Сост. Р. В. Камелин и др. — М.: 2008.

2. Брянская область. Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации.

3. М. Д. Лопина. Рельеф Брянской области. Архив сайта Администрации Брянской области 2002-2013.

4. М. Б. Тарлык. Реки и озёра Брянской области. Архив сайта Администрации Брянской области 2002-2013.

5. Брянская область // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

6. Б. В. Гроздов. Растительность Брянской области. Архив сайта Администрации Брянской области 2002-2013.

7. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.

8. Дербуш О.Г. Общая геоботаническая характеристика растительности поймы реки Десны и ее притоков в г.Брянске. Пойменные леса и ее кустарники. Брянский Государственный Университет им. А.Г.Петровского, Брянск 2017

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.