Информационно-познавательный проект «Космос — это космос!» (2–5 класс)
Бондарь Ольга Ивановна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»,
Пермский край, г. Березники
Информационно-познавательный проект «Космос — это космос!»
(в рамках празднования 60-летия первого полёта человека в космос)
В число основных направлений развития воспитания в системе дополнительного образования включены: расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. С этой целью, в рамках празднования 60-летия первого полёта человека в космос, реализован информационно-познавательный проект «Космос — это космос!» (далее - Проект). В разработку и реализацию Проекта включен руководитель историко-патриотического музейного уголка «Память» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» (далее – Центр) и актив музея из числа обучающихся объединений Центра.
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЫМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ:
Опрос воспитанников Центра выявил, что обучающиеся обладают очень малым объемом информации об истории космонавтики и что данная тема им интересна. Суть проблемы заключается в малой освещенности данной темы в средствах массовой информации и образовательных программах по истории освоения мирного космоса человеком и роли области применения космических открытий в сфере: науки, связи, образования, метеорологии, разведки природных ресурсов, сельском и лесном хозяйстве и мн.др.
ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ:
1. 60-летие освоения космоса и первого полета человека в космос усиливает значимость проекта.
2. Наблюдение за обучающимися и посетителями музея, показывает, что дети не владеют информацией о вкладе Пермского края в историю развития космоса.
3. Отсутствие тематических экскурсий и экспозиций, посвященных истории развития космоса.
4. Недостаточное количество проводимых мероприятий для детей и родителей, посвященных развитию космоса и его влиянию на сферу науки.
5. Отсутствие открытой информации о вкладе Пермского края в развитие мирного космоса.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Показать, что открытие космоса - это движение к развитию человечества и страны, это мотивация в работе над мирным его освоением в сфере науки и в решении социальных проблем с помощью новых космических технологий.
Содержание Проекта основано на использовании местного материала, Проект рассказывает о неоценимом вкладе Пермского края в сферу освоения и развития мирного космоса.
Проект выстроен в игровой форме. Такой метод интерактивного обучения помогает в теоретическом и практическом аспекте «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии, позволяет проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Расширить представление о роли человека в изучении космоса.
ЗАДАЧА ПРОЕКТА:
– формирование у обучающихся познавательного интереса к истории советской и российской космонавтики, к астрономическим знаниям, касающимся развития космонавтики и науки;
– формирование поисково-исследовательских навыков и активной жизненной позиции;
– воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения нашей страны в освоении космоса;
– систематизирование знаний по истории, умение работать и вести поиск в информационном пространстве, делать обобщение и выводы.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: обучающиеся творческих объединений Центра 8-12 лет и их родители.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: групповая работа (работа в команде).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: обучающиеся, родители и педагоги Центра, впоследствии, обучающиеся образовательных организаций города, жители города.
Для всех участников Проекта проводятся интерактивные тематические сеансы в мобильном планетарии Центра.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | ФИО педагога | Должность | Должность во время реализации проекта |
1 | Бондарь Ольга Ивановна | Педагог доп. образования высшей кв. категория, руководитель музейного уголка «Память» | Руководитель Проекта |
2 | Павлова Наталья Александровна | Педагог-организатор | Помощник руководителя Проекта |
3 | Ковина Татьяна Сергеевна | Главный хранитель МАУК «Усольский историко-архитектурный музей-заповедник «Усолье Строгановское», Специалист по современной практике организации экскурсионной деятельности | Волонтер |
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:
Усольский историко-архитектурный музей-заповедник «Усолье Строгановское»: предоставляет экспозиционные материалы для открытия выставки «Пермский космос». Все материалы экспозиции выставки по договору переданы музейному уголку «Память» с последующим их хранением в фондах данного музея и использованием на тематических мероприятиях, приуроченных ко Дню космонавтики.
Депутаты Березниковской городской Думы по округу №6 и округу №11: финансовая поддержка Проекта в приобретение мультимедийного оборудования для музейного уголка «Память».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
№№ | Задача | Мероприятие | Дата начала | Дата завершения | Ответственные члены проекта и партнеры |
1 | Подготовка и создание музейной экспозиции «Пермский космос» в музейном уголке «Память» для обучающихся объединений Центра | Работа музейного актива «Память» в фондах музея-заповедника «Усолье Строгановское»; Подбор экспозиционного материала: фотографии, экспонаты, информационный материал; Разработка плана и содержания лекции по теме экскурсии; Создание презентации; Мастер-класс по организации проведения экскурсии музеем-заповедником для членов актива. | 15.03 | 14.04 | Бондарь О.И., Ковина Т.С., Актив музея «Память» |
2 | Организация экскурсии «Пермский космос» в музее «Память» | Составление расписания экскурсий Составление программы экскурсии. Экскурсии согласно графику | 15.04 | 30.05 | Бондарь О.И., Ковина Т.С., Актив музея «Память» |
3 | Организация и проведение информационно-познавательного квеста «Космос, который я открываю» | Распределение обязанностей между членами актива музея к этапам проведения игры. Разработка игровой программы квеста, подготовка дидактических материалов и информационных карт к каждому этапу игры. Создание презентационного материала к этапам игры. | 12.04 | 30.05 | Актив музея «Память», Бондарь О.И., Павлова Н.А. |
4 | Подготовка и проведение КВИЗа «Факты освоения космоса» для семей Центра. | Подготовка и подборка интеллектуальных вопросов членами актива. Оформление игры. Размещение на сайте | 21.04 | 21.04 | Актив музея «Память» Бондарь О.И. |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Работа по реализации мероприятий в рамках Проекта происходит в несколько этапов, и осуществляться по различным направлениям: информационное, познавательное, игровое. В условиях соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов мероприятия проводятся для малых групп. Поэтому предполагается соблюдение цикличности проведения всех этапов Проекта для большего охвата участников, обучающихся различных объединениях Центра. К Проекту привлечены семьи обучающихся в дистанционном формате.
Проект представляет собой цикл мероприятий и состоит из трёх этапов, реализуемых в течение 3-х дней:
Мероприятие | Содержание | Ожидаемые итоги |
Первый этап Проекта (информационный): Участники Проекта получат представление о том, какую роль Пермский край сыграл в истории освоения космоса. | ||
Лекция и презентация выставки «Пермский космос» | Выставка знакомит с фотоматериалами, посвященными пребыванию космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова на Прикамской земле. Среди них исторические снимки космонавтов на месте приземления в тайге, кадры, запечатлевшие пребывание Алексея Леонова в г. Усолье и г. Березники, фотографии с автографами космонавтов. В ходе лекции экскурсанты получают информацию: о земляках Иване Федосееве и Василии Наседкине, принявших участие в поиске и спасении космонавтов после аварийной посадки аппарата «Восхода – 2»; о неоднократном пребывании А. Леонова в городах Усолье и Березниках, о встречах с местными жителями; о вкладе жителей г. Березники и г. Пермь в развитие космонавтики и почему День космонавтики на Пермской земле отметают как профессиональный праздник. | Единовременно: 10 чел. участников, 1 – экскурсовод. Предполагаемый охват всех участников – 130 чел. |
Второй этап Проекта (познавательно-игровой): В ходе прохождения игры участники командами выполняют задания, заполняют карточки-задания, складывют пазлы, отвечают на вопросы интерактивной игры "Верю - не верю" и получают научное обоснование применения знаний по астронавтики в различных сферах. | ||
Космоквест «Космос, который я открываю». | Игра-путешествие по 6-ти станциям «Звездного городка» выстроена по различным направлениях: научное, интеллектуальное, техническое, информационное, экологическое, здоровьесбережение. В ходе игры командам предстояло выявить область применения космических открытий в сфере человека: Связь. Использование космической технологии в системах связи через искусственные спутники: телевидение, сотовая связь, передача большого объема информации на дальние расстояния. Космос и образование. Использование технических средств – радиовещательные и телевизионные спутники, всемирная телевизионная сеть. Космическая служба метеорологии. Служба погоды на автоматических спутниках серий «Космос», «Метеор», «метеор-Природа» и на других пилотируемых станциях, предсказания мест расположения и мощности землетрясений и извержений вулканов, общий контроль и изучение природных явлений на земле. Разведка природных ресурсов через изучение земной поверхности и поиск источников полезных ископаемых на Земле и других планетах. На службе сельского и лесного хозяйства. Изучение процесса восстановления лесов, прогнозирования запасов различных видов древесных пород. Космический свет. Работа солнечных батарей и разработка проектов по созданию электростанций в космосе. На закрытии всем участникам игры вручён приятный сюрприз – карманный календарь с символикой Дня космонавтики. | Единовременно: 36 чел. участников (6 команд по 6 чел.). Предполагаемый охват участников –144 чел. (4 игры по 36 чел.) |
Третий этап Проекта (интеллектуально-игровой): Взаимодействие родителя и ребенка через интеллектуальную игру. | ||
Семейный КВИЗ «Факты освоения космоса» (форма семейного досуга). | В результате организованного мероприятия, обучающиеся совместно с родителями находят ответы на поставленные вопросы, тем самым мы создаем условия для развития свободного общения родителей с детьми. | Охват участников – 50 семей. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Развитие движения музейного актива;
Расширение знаний у обучающихся Центра и их родителей о роли Пермского края в истории развития и освоения космоса;
Расширение знаний у обучающихся Центра и их родителей об области применения человеком космических открытий;
Знакомство членов семей с формой совместного досуга: посещение музеев Центра, участие в интеллектуальных (очных и дистанционных) играх;
Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий и взаимодействию с учреждением;
Пополнение фондов музея «Память» новыми тематическими экспонатами;
Приобретение дополнительного оборудования - планшета для проведения музейных занятий послужит решению компактного использования мультимедийной техники, расширит экспозиционно-выставочное пространство, сохранит целевую аудиторию и станет привлекательным для новых посетителей.
Данный Проект будет внедрён в практику образовательного учреждения. В течение года, в т.ч. и летнего периода, программу Проекта пройдут воспитанники Центра и других образовательных организаций города на тематических мероприятиях, посвящённых Году Космоса в России (2021г.) и ко Дню космонавтики (ежегодно). Таким образом, в целом количество участников Проекта увеличится.