Информационно-познавательный проект «Космос — это космос!» (2–5 класс)

10
0
Материал опубликован 21 May 2021 в группе

Бондарь Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования,

МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»,

Пермский край, г. Березники

Информационно-познавательный проект «Космос — это космос!»

(в рамках празднования 60-летия первого полёта человека в космос)

В число основных направлений развития воспитания в системе дополнительного образования включены: расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей. Образование нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. С этой целью, в рамках празднования 60-летия первого полёта человека в космос, реализован информационно-познавательный проект «Космос — это космос!» (далее - Проект). В разработку и реализацию Проекта включен руководитель историко-патриотического музейного уголка «Память» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» (далее – Центр) и актив музея из числа обучающихся объединений Центра.

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЫМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕН ПРОЕКТ:

Опрос воспитанников Центра выявил, что обучающиеся обладают очень малым объемом информации об истории космонавтики и что данная тема им интересна. Суть проблемы заключается в малой освещенности данной темы в средствах массовой информации и образовательных программах по истории освоения мирного космоса человеком и роли области применения космических открытий в сфере: науки, связи, образования, метеорологии, разведки природных ресурсов, сельском и лесном хозяйстве и мн.др.

ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ:

1. 60-летие освоения космоса и первого полета человека в космос усиливает значимость проекта.

2. Наблюдение за обучающимися и посетителями музея, показывает, что дети не владеют информацией о вкладе Пермского края в историю развития космоса.

3. Отсутствие тематических экскурсий и экспозиций, посвященных истории развития космоса.

4. Недостаточное количество проводимых мероприятий для детей и родителей, посвященных развитию космоса и его влиянию на сферу науки.

5. Отсутствие открытой информации о вкладе Пермского края в развитие мирного космоса.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Показать, что открытие космоса - это движение к развитию человечества и страны, это мотивация в работе над мирным его освоением в сфере науки и в решении социальных проблем с помощью новых космических технологий.

Содержание Проекта основано на использовании местного материала, Проект рассказывает о неоценимом вкладе Пермского края в сферу освоения и развития мирного космоса.

Проект выстроен в игровой форме. Такой метод интерактивного обучения помогает в теоретическом и практическом аспекте «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии, позволяет проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Расширить представление о роли человека в изучении космоса.

ЗАДАЧА ПРОЕКТА:

формирование у обучающихся познавательного интереса к истории советской и российской космонавтики, к астрономическим знаниям, касающимся развития космонавтики и науки;

формирование поисково-исследовательских навыков и активной жизненной позиции;

воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения нашей страны в освоении космоса;

систематизирование знаний по истории, умение работать и вести поиск в информационном пространстве, делать обобщение и выводы.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: обучающиеся творческих объединений Центра 8-12 лет и их родители.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: групповая работа (работа в команде).

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: обучающиеся, родители и педагоги Центра, впоследствии, обучающиеся образовательных организаций города, жители города.

Для всех участников Проекта проводятся интерактивные тематические сеансы в мобильном планетарии Центра.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФИО

педагога

Должность

Должность во время реализации проекта

1

Бондарь

Ольга

Ивановна

Педагог доп. образования высшей кв. категория, руководитель музейного уголка «Память»

Руководитель

Проекта

2

Павлова

Наталья

Александровна

Педагог-организатор

Помощник руководителя Проекта

3

Ковина

Татьяна

Сергеевна

Главный хранитель МАУК «Усольский историко-архитектурный музей-заповедник «Усолье Строгановское»,

Специалист по современной практике организации экскурсионной деятельности

Волонтер

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:

Усольский историко-архитектурный музей-заповедник «Усолье Строгановское»: предоставляет экспозиционные материалы для открытия выставки «Пермский космос». Все материалы экспозиции выставки по договору переданы музейному уголку «Память» с последующим их хранением в фондах данного музея и использованием на тематических мероприятиях, приуроченных ко Дню космонавтики.

Депутаты Березниковской городской Думы по округу №6 и округу №11: финансовая поддержка Проекта в приобретение мультимедийного оборудования для музейного уголка «Память».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

№№

Задача

Мероприятие

Дата начала

Дата завершения

Ответственные члены проекта и партнеры

1

Подготовка и создание музейной экспозиции «Пермский космос» в музейном уголке «Память» для обучающихся объединений Центра

Работа музейного актива «Память» в фондах музея-заповедника «Усолье Строгановское»;

Подбор экспозиционного материала: фотографии, экспонаты, информационный материал;

Разработка плана и содержания лекции по теме экскурсии;

Создание презентации;

Мастер-класс по организации проведения экскурсии музеем-заповедником для членов актива.

15.03

14.04

Бондарь О.И.,

Ковина Т.С.,

Актив музея «Память»

2

Организация экскурсии «Пермский космос» в музее «Память»

Составление расписания экскурсий

Составление программы экскурсии.

Экскурсии согласно графику

15.04

30.05

Бондарь О.И.,

Ковина Т.С.,

Актив музея «Память»

3

Организация и проведение информационно-познавательного квеста «Космос, который я открываю»


Распределение обязанностей между членами актива музея к этапам проведения игры.

Разработка игровой программы квеста, подготовка дидактических материалов и информационных карт к каждому этапу игры.

Создание презентационного материала к этапам игры.

12.04

30.05

Актив музея «Память»,

Бондарь О.И.,

Павлова Н.А.

4

Подготовка и проведение КВИЗа «Факты освоения космоса» для семей Центра.

Подготовка и подборка интеллектуальных вопросов членами актива.

Оформление игры.

Размещение на сайте

21.04

21.04

Актив музея «Память»

Бондарь О.И.


ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Работа по реализации мероприятий в рамках Проекта происходит в несколько этапов, и осуществляться по различным направлениям: информационное, познавательное, игровое. В условиях соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов мероприятия проводятся для малых групп. Поэтому предполагается соблюдение цикличности проведения всех этапов Проекта для большего охвата участников, обучающихся различных объединениях Центра. К Проекту привлечены семьи обучающихся в дистанционном формате.

Проект представляет собой цикл мероприятий и состоит из трёх этапов, реализуемых в течение 3-х дней:

Мероприятие

Содержание

Ожидаемые итоги

Первый этап Проекта (информационный): Участники Проекта получат представление о том, какую роль Пермский край сыграл в истории освоения космоса.

Лекция и презентация выставки «Пермский космос»

Выставка знакомит с фотоматериалами, посвященными пребыванию космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова на Прикамской земле. Среди них исторические снимки космонавтов на месте приземления в тайге, кадры, запечатлевшие пребывание Алексея Леонова в г. Усолье и г. Березники, фотографии с автографами космонавтов.

В ходе лекции экскурсанты получают информацию:

о земляках Иване Федосееве и Василии Наседкине, принявших участие в поиске и спасении космонавтов после аварийной посадки аппарата «Восхода – 2»;

о неоднократном пребывании А. Леонова в городах Усолье и Березниках, о встречах с местными  жителями;

о вкладе жителей г. Березники и г. Пермь в развитие космонавтики и почему День космонавтики на Пермской земле отметают как профессиональный праздник.

Единовременно: 10 чел. участников, 1 – экскурсовод.

Предполагаемый охват всех участников – 130 чел.

Второй этап Проекта (познавательно-игровой):

В ходе прохождения игры участники командами выполняют задания, заполняют карточки-задания, складывют пазлы, отвечают на вопросы интерактивной игры "Верю - не верю" и получают научное обоснование применения знаний по астронавтики в различных сферах.

Космоквест «Космос, который я открываю».

Игра-путешествие по 6-ти станциям «Звездного городка» выстроена по различным направлениях: научное, интеллектуальное, техническое, информационное, экологическое, здоровьесбережение.

В ходе игры командам предстояло выявить область применения космических открытий в сфере человека:

Связь. Использование космической технологии в системах связи через искусственные спутники: телевидение, сотовая связь, передача большого объема информации на дальние расстояния.

Космос и образование. Использование технических средств – радиовещательные и телевизионные спутники, всемирная телевизионная сеть.

Космическая служба метеорологии. Служба погоды на автоматических спутниках серий «Космос», «Метеор», «метеор-Природа» и на других пилотируемых станциях, предсказания мест расположения и мощности землетрясений и извержений вулканов, общий контроль и изучение природных явлений на земле.

Разведка природных ресурсов через изучение земной поверхности и поиск источников полезных ископаемых на Земле и других планетах.

На службе сельского и лесного хозяйства. Изучение процесса восстановления лесов, прогнозирования запасов различных видов древесных пород.

Космический свет. Работа солнечных батарей и разработка проектов по созданию электростанций в космосе.

На закрытии всем участникам игры вручён приятный сюрприз – карманный календарь с символикой Дня космонавтики.

Единовременно: 36 чел. участников (6 команд по 6 чел.).

Предполагаемый охват участников –144 чел. (4 игры по 36 чел.)

Третий этап Проекта (интеллектуально-игровой): Взаимодействие родителя и ребенка через интеллектуальную игру.

Семейный КВИЗ «Факты освоения космоса» (форма семейного досуга).

В результате организованного мероприятия, обучающиеся совместно с родителями находят ответы на поставленные вопросы, тем самым мы создаем условия для развития свободного общения родителей с детьми.

Охват участников – 50 семей.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Развитие движения музейного актива;

Расширение знаний у обучающихся Центра и их родителей о роли Пермского края в истории развития и освоения космоса;

Расширение знаний у обучающихся Центра и их родителей об области применения человеком космических открытий;

Знакомство членов семей с формой совместного досуга: посещение музеев Центра, участие в интеллектуальных (очных и дистанционных) играх;

Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий и взаимодействию с учреждением;

Пополнение фондов музея «Память» новыми тематическими экспонатами;

Приобретение дополнительного оборудования - планшета для проведения музейных занятий послужит решению компактного использования мультимедийной техники, расширит экспозиционно-выставочное пространство, сохранит целевую аудиторию и станет привлекательным для новых посетителей.

Данный Проект будет внедрён в практику образовательного учреждения. В течение года, в т.ч. и летнего периода, программу Проекта пройдут воспитанники Центра и других образовательных организаций города на тематических мероприятиях, посвящённых Году Космоса в России (2021г.) и ко Дню космонавтики (ежегодно). Таким образом, в целом количество участников Проекта увеличится.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.