Володина Татьяна Васильевна,
воспитатель,
МДОУ «Новомичуринский детский сад №2»,
г. Новомичуринск.
Проект в средней группе «Этот удивительный космос»
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Длительность проекта: краткосрочный 1 неделя.
Актуальность проекта: с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Более 75 лет назад Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема очень интересная, яркая.
Проектная деятельность развивает творческую активность детей и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта: Расширить знания и представления детей о космосе, о профессии космонавт, о планетах солнечной системы, развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности.
Задачи проекта:
Дать знания детям о российском празднике - День космонавтики, о космосе, о первом космонавте Ю.А. Гагарине.
Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
Воспитывать любознательность. Развивать чувство гордости к своей стране, умение слушать взрослых.
Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.
Ожидаемые результаты:
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности.
Сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т.д.
Сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире.
Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы, конструируют из строительного материала, конструктора, счётных палочек - ракеты по своему представлению, проявляют творчество и детальность в работе,
Дети с удовольствием рисуют, лепят, играют,
Участие в совместной деятельности родителей – дети, поделки к Дню космонавтике.
Продукт проектной деятельности:
Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Космос глазами детей»; выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот удивительный космос».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Формирование темы, целей, задач, актуальности и значимости, содержание проекта, предположение результата.
Обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации.
Подбор наглядно-дидактического материала, различных атрибутов. организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Создание развивающей предметно -пространственной среды.
Подбор информационных ресурсов, художественной литературы.
Подбор мультфильмов на тему космоса.
Разработка конспектов НОД.
Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе, пословиц.
Основной этап
НОД:
Художественно эстетическое развитие:
Рисование: «Загадочный космос»
Аппликация/лепка: «Звёздное небо»
Беседы с использованием презентаций.
Беседа «Что такое Космос»;
Беседа «День космонавтики»;
Беседа «Планеты Солнечной системы».
Конструирование
Тема: «Ракеты и космические корабли». (Из счётных палочек)
Подвижные игры: «Полёт в космос», «Звёздные ловишки», «Ждут нас быстрые ракеты».
Сюжетно-ролевая игра: «Космонавты».
Чтение художественной литературы:
Н. Носов «Незнайка на луне», В.П Бороздин «Первый в космосе», «Что видно из окошка», Р. Алдонина «Млечный путь», «Звёзды», Я. Аким «Есть одна планета сад», Албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили», Н. Рубцова «Планета Земля», О Ахметова «В космосе так здорово», К. Булычев «Тайна третьей Планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька».
Стихи, загадки, пословицы и поговорки о космосе и космонавтике.
Заключительный этап:
Выставка совместных работ «Этот удивительный космос».
Приложение.
Лепка на тему «Звездное небо». (Растягивание пластилина).
Программное содержание. Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок.
Демонстрационный материал. Книга Ш. Перро «Мальчик с пальчик».
Раздаточный материал. Картон черного, фиолетового или темно-синего цвета, пластилин желтого цвета, доски для лепки.
Ход занятия. Заранее познакомьте детей со сказкой Ш. Перро «Мальчик с пальчик». На занятии вспомните эту сказку опираясь на иллюстрации в книге. Дойдя до того места, когда братья ночью заблудились в лесу, предложите зажечь для них звезды, чтобы им было видно, куда идти, и не было так страшно. Надо скатать маленькие шарики из пластилина, расположить каждый шарик на картоне и оттягивать пальцем пластилин сначала в одну сторону, затем, вернувшись на шарик, в другую. Можно скатать колбаску и, слегка согнув, прикрепить на ночное небо в виде месяца или сделать луну из приплющенного шара. Теперь мальчики смогут найти дорогу домой.
Беседа на тему: «День космонавтики».
Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с днем космонавтики, с первым советским космонавтом;
- расширять кругозор детей.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес и любознательность детей;
- развивать словарный запас: планета, космонавт, скафандр.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма.
Материалы и оборудование: иллюстрации планет Солнечной системы; портрет Ю.А. Гагарина.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о космосе, портрета Ю. А. Гагарина; чтение энциклопедий о космосе, стихотворений, рассказов: В. Бороздин «Первый в космосе», В. Медведев «Звездолет «Брунька», О. Ахметова «В космосе так здорово!», беседы; выставка книг по теме «Космос».
Ход беседы:
- Ребята, вы смотрели когда-нибудь на небо? Что вы там видели?
(ответы детей).
- Люди давно смотрят на небо и любуются звездами. Им очень
интересно узнать какие они. А вы хотите узнать о звездах?
- Чтобы узнать о звездах, люди построили космическую ракету. И
первыми отправили в космос собак: Белку и Стрелку, а когда они вернулись,
люди тоже захотели приблизиться к звездам. Учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе и тогда в космос полетел человек.
Следующий посмотреть на звезды отправился Ю. А. Гагарин – это первый космонавт. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.
- Сейчас в космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.
- Как вы думаете, кто может стать космонавтом? (ответы детей).
- Космонавтом может стать каждый человек, но при этом у него должно быть крепкое здоровье, хорошее образование.
- Вы хотите стать космонавтами? - (ответы детей) Тогда давайте пройдём маленькую подготовку.
Физминутка
Раз-два, стоит ракета дети поднимают руки вверх
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно руки в стороны, наклоны вправо – влево)
Каждый ведь из нас атлет, (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)
- В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек там не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человек может дышать – он снабжает человека воздухом.
- Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета взлетела, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Она поднималась все выше и выше. И вот ракета оказалась в открытом космосе.
- Посмотрите, что увидел космонавт, когда в нем оказался. Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – она круглая и похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке.
- Посмотрите, какая красивая наша планета! Как вы думаете, что на нашей планете синего цвета? (ответы детей).
- А что зеленого? Коричневого? (ответы детей)
- Посмотрите, а это небольшой шарик около земли – луна. Луна намного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар.
- А вот таким космонавты увидели наше Солнце. Огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не смогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть.
- А еще космонавты увидели другие планеты, которые вращались вокруг солнца. Посмотри, на этой картинке изображены все планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное наше Солнышко! Оно больше всех остальных планет! А наша планета Земля – вот она – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другими планетами. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают.
- На этой картинке вы можете увидеть какие разные по размеру бывают планеты и какое большое оказывается наше Солнце. С Земли Солнце нам кажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самом деле – вот какое оно огромное!
- А вокруг планет космонавты увидели маленькие светящиеся шарики, похожие на маленькие солнышки, это были звезды. Давайте и мы с вами полюбуемся ими. А сейчас я хочу загадать вам загадки, посмотрим, хорошо ли вы меня слушали:
ЗАГАДКИ:
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
(Ракете)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …
(Гагарин)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля) Молодцы!
- И так, ребята, скажите:
• Какой праздник мы отмечаем 12 апреля?
• Как зовут первого человека-космонавта?
• А на чем полетел первый космонавт?
• Как называется наша планета?
- Молодцы.
Беседа на тему: «Космос»
Цели: Образовательная: формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.
Развивающая:
расширять представления детей о профессии летчика – космонавта,
стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.
Воспитательная: воспитать уважение к профессии летчика-космонавта, научить бережному отношению к планете Земля.
Словарь: Земля, небо, звезда, планета, солнце, луна, космос, ракета, космонавт.
Материал к беседе: изображение Земли, Солнца, Луны, телескопа, скафандра. Фотографии космонавта Ю. А. Гагарина, первых животных, побывавших в космосе: Белки и Стрелки.
Ход беседы: (Воспитатель начинает беседу) Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет. Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.
Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Луна -- спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.
- А вы ребята хотели бы стать космонавтами?
- Кто такие космонавты?
-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
- А что можно увидеть на небе? (звезды)
- А сколько звезд на небе? (несчетное количество)
Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.
Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство.
На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек.
Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток". В этот день наша страна отмечает "День космонавтики".
Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.
Физминутка "Ракета".
Раз, два - стоит ракета (руки вверх)
Три, четыре -- самолет (руки в стороны)
Раз, два - хлопок в ладоши
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре - и на месте походили,
Тик-так, тик-так - целый день — вот так (руки на пояс, наклоны в сторону)
Дидактическая игра "Семейка слов".
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе, космонавтах, о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов.
Итог беседы.
Вопросы:
1. Как называется наша планета?
2. Для чего нужно солнце?
3. Когда мы можем хорошо рассмотреть луну?
4. Как звали человека, который первым полетел в космос?
Познавательная беседа «планеты солнечной системы»
Цели:
— объяснить, что представляет собой Солнечная система;
— ввести понятия «спутники», «кометы», «планеты», «метеор», «орбита»;
— обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система;
— объяснить происхождение слов «астрономия», «астронавт», «астероид», «астроном», «астролет».
Материалы и оборудование:
— магнитная доска, магниты;
— изображение планет — Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна;
Ход беседы:
Воспитатель. Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.)
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.
Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы.
В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.
Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение Меркурия. В последующем выставляет изображения планет на их орбиту.
Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.
Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того, как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.
Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.
Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана.
Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.
Плутон — девятая (самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.
Подвижная игра «Планеты, стройся!»
Воспитатель. Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждого своего пути, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка»:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
(А. Усачев)
Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена.
В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.
Астероид — небольшое планет подобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.
Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.
Изучением космоса занимается наука астрономия. Первая часть слова «астрономия» — «астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова. Например, астронавт. Кто это?
Ответы детей.
Это человек, который летит к звезде, путешественник в космосе.
Что такое метеор?
Метеоры — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами.
А что означает слово «астроном»? Как вы думаете, кто это?
Ответы детей.
Это человек, занимающийся астрономией. А что такое астролёт?
Дети отвечают.
Это космический корабль, летящий к звезде. Мы с вами сейчас отправимся в путешествие на астролёте.
Путешествие на астролёте
Детям предлагается отправиться в космическое путешествие. В комнате гаснет свет и на экран выводится изображение космического пространства, планет, комет, метеоров.
Просматривая изображения, воспитатель задает вопросы детям по теме беседы.
Конструирование из счётных палочек «Ракета»
Задачи: Учить детей создавать конструкцию ракеты из счётных палочек. Продолжать различать и называть геометрические фигуры, выполнять задание педагога, опираясь на образец. Составить представление о первом космонавте Ю.А. Гагарине, который летал на ракете в космос. Закрепить пространственную ориентировку понятия «внизу – вверху». Развивать внимание. Воспитывать у детей любознательность, желание обыгрывать постройки.
Материал: набор счётных палочек. Картинка ракеты. Портрет Ю.А. Гагарина.
Предварительная работа: чтение стихотворения «В космической ракете», беседы, показ слайдов, иллюстрации.
Вводная часть.
Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Ребята, мы с вами беседовали о небе, о космических ракетах и рассматривали иллюстрации: космонавтов, звездного неба, космической ракеты».
Послушайте стихотворение:
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете,
Подняться к звездам смог!
Поёт об том песни,
Весенняя капель!
Навеки будут вместе,
Гагарин и апрель!
Основная часть.
Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужны космические ракеты?»
Ответы детей: «Для того, чтобы летать в космос».
Воспитатель: «Молодцы! А скажите, пожалуйста, ребятки: «Кто управляет космической ракетой?».
Ответы детей: «Космонавт».
Глазная гимнастика «Пролетает самолет».
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет,
Правое крыло отвел, посмотрел.
Левое крыло отвел, посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.
Воспитатель: «Ребятки, сегодня на занятии, мы с вами построим космические ракеты, а потом с ними поиграем.
Послушайте загадку:
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.»
(Ответ: Ракета)
Воспитатель: «Посмотрите ребята, перед вами лежат счётные палочки, из которых мы будем строить ракету.
Физкультминутка «Ракета».
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте проходили.
Педагог осуществляет показ порядка действий при конструировании ракеты. Краткое пояснение.
Оказание помощи по запросу.
Проверить правильность выполнения задания у каждого ребенка.
Заключительная часть.
Воспитатель: «Ребята вы все справились с заданием, молодцы! Построили отличные космические ракеты. Кто на них полетит в космос?».
Ответы детей: «Космонавты».
Воспитатель: Посмотрите, как много ракет! Наши ракеты полетят в космос к звездам.
Подвижные игры
«Полёт в космос» Описание: играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице.
Все дети становятся врассыпную. Руки поднимают вверх, соединяя в центре пальчики, как бы изображая ракету.
Воспитатель: - Ракеты, приготовились. Дети присели.
Воспитатель предлагает обратный отчёт произнести вместе. Все: - Пять, четыре, три, два, один, поехали! Дети летают, не наталкиваясь друг на друга.
Воспитатель: - Приехали. Дети присели.
«Звездные ловишки»
Ход игры: Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.
После этого все снова встают в круг, и игра повторяется.
Во время полета вместо рассказа о виденном детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и др.
«Ждут нас быстрые ракеты»
Ход игры: По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
Задачи:
Расширить тематику сюжетных игр. Познакомить с работой космонавтов в космосе.
Воспитать смелость, выдержку. Расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Игровой материал: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Игровые действия. Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.
Художественное слово.
Картотека загадок на тему «Космос» для дошкольников
Цель: совершенствовать связную речь, расширить кругозор детей по теме "Космос",
закрепить активный словарь по теме, развивать внимание, логическое мышление.
1) По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звёзды)
2) Раскинут ковёр, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)
3) Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
(Созвездия: Большая Медведица или Малая Медведица)
4) Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)
5) Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
6) Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
По небу летает, самолёты обгоняет.
(Спутник)
7) Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)
8)У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
Стихотворения для заучивания
Цель: учить детей запоминать короткие стихотворения, развивать память, воображение, интонационную выразительность речи, воспитывать интерес к литературе.
Юрий Гагарин В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете. Подняться к звездам смог. Поет об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель! Автор: Степанов В. | Звёзды Что такое звёзды? Если спросят вас — Отвечайте смело: Раскалённый газ. И ещё добавьте, Что притом всегда Ядерный реактор — Каждая звезда! Автор: Алдонина Р. |
Пословицы и поговорки о космосе и космонавтике.
Не гляди в небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
Не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба.
Если очень захотеть можно в космос полететь.
Чем больше мы летаем, тем дольше мы живём".
Давление - как у космонавта!
В своей земле никто пророком не бывает.
Вода — на земле, земля — на ките, кит — на воде.
Возвращай земле долг – будет толк.
Давление — как у космонавта!
Дальше земли не сошлют, хуже человека не сделают.
Десять человек оставляют следы на земле, сотня – протаптывает тропу, а тысяча – дорогу.
Добрая земля — полная мошна, худая земля — пустая мошна.
Просмотр мультфильмов
1) Тайна третьей планеты 1981г ( Автор: Кир Булычев)
https://www.kinopoisk.ru/film/42172/
2) "Незнайка на Луне"1997 (Автор : Николай Носов)
https://www.kinopoisk.ru/film/41562/
Список литературы:
Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя).
Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.
Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г.
Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986г.
Носов Н. Незнайка на луне. - М.: РОСМЭН, 1996г.
Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.
https://infourok.ru/proekt-v-srednej-gruppe-udivitelnyj-mir-kosmosa-5068032.html