Инновационная деятельность педагога дополнительного образования в обучении хореографии
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования в обучении хореографии.
Занятия хореографией является одним из более значимых направлений в формировании духовной и эстетической культуры подрастающего поколения. Практика показывает, что педагоги – хореографы очень востребованы в образовательных учреждениях. Какими же качествами должен обладать современный педагог по хореографии? Разумеется, он должен обладать мастерством и профессиональной компетенцией, ведь родители, которые приводят своих детей на занятия, желают, чтобы их дети получили качественное образование.
Главной задачей педагога является развитие творческого потенциала ребенка, формирование личностных и профессиональных качеств, ведь от них зависит успех обучения.
Для успешной реализации данных задач в настоящее время широко используются современные образовательные технологии: экспериментальные методики, информационные технологии и проблемное обучение.
Экспериментальные методики
Примерами данных методик являются театрализация танца, танцевальная импровизация, танцетерапия.
Театрализация танца (театр танца) – это мини – спектакль с музыкально – танцевальной сценографией и драматургией. Актерское мастерство, синтез музыки, пластика, света, костюм зависят от единой художественной идеи. Хореографический спектакль – это художественное произведение, содержание которого выражается в музыкально – хореографических образах. Данная форма актуальна в детских хореографических коллективах, т.к. чаще основа берется из сказочного сюжета. Это объясняется тем, что поучительная и добрая сказка не подразумевает психологических сложностей в реализации образов, а также позволяет привлекать разновозрастные группы. Использование данной методики позволяет раскрыть природную одаренность ребенка, актерское мастерство, самовыражение. Реализация творческого потенциала педагога начинается с подготовки спектакля, а именно: развитие коллективного творчества, учебно – танцевальный процесс, овладение актерским мастерством, что является основой хореографического спектакля.
Танцевальная импровизация.
Изначально танец рождается из импровизации, а когда возникает необходимость передачи опыта, появляется хореография.
Радость игры и движения – естественный источник импровизации. Удовольствие от единства и подражания в движении – естественный эволюционный источник хореографии. Танец всегда ассоциировался со свободой раскрепощения, выражения, «полетом». Во время занятий танцевальной импровизацией подход к ребенку состоит в том, чтобы научить выражать себя, помочь раскрыть его творческие таланты. Хореография предполагает серьезность, а именно мир, созданный по некоторому идеальному образцу, в импровизации мир еще не создан, он может стать любым.
Танцетерапия соединяет психологию развития ребенка и хореографию. Занятия танцами и музыкой
помогают ребенку переживать горе, выражать радость, развиваться и расти. Танцетерапия помогает детям повысить способность адаптации к различным жизненным ситуациям, чувствовать себя уверенно в жизни. Немаловажным является выражение эмоций через движение, таким образом, происходит знакомство с эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать чувства и принимать их у других. Сочинение своих танцев вызывает большое удовольствие у детей, где они могут выражать чувства в безопасной форме.
Любые переживания человека, выражаются в напряжении какой – либо группы мышц. Танцетерапия увеличивает подвижность человека, освобождает от негатива, раскрепощает, помогает приобрести уверенность.
Информационные технологии
Подготовка к занятию по хореографии требует использования компьютерных технологий: поиск специальной литературы, музыки, информации и.т.д. Применение информационных технологий на занятиях стимулирует творческую активность, познавательную самостоятельность, инициативность. Во время практических занятий педагог может показывать различные видео коллекции, где дети получают творческие задания, обучаются на примере других танцевальных коллективов. Также используются видео-пособие «Композиция народно-сценического танца», «Азбука классической хореографии» и др. Видеоматериал позволяет просмотреть в замедленном темпе каждый этап протекания процесса движения и выявить затруднения при его исполнении.
Использование обучающих видео – программ является достаточно эффективной методикой, она раскрывает перед педагогом и юными танцорами новые пути и перспективы для формирования творческого потенциала.
Проблемное обучение
Данная технология используется во время изучения нового материала, давая возможность обучающимся самим делать «открытия», вместо традиционного объяснения педагога. Полученные знания, добытые в ходе самостоятельного «открытия» более прочные.
Обучение ребенка происходит через активизацию умение видеть и решать нестандартные проблемы. Детей необходимо подталкивать к поисковой деятельности, нахождению принципа решения, так они лучше работают, когда характер вопросов – открытый, когда нужно самому сообразить, додуматься. В такой ситуации воспитанники будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят весь материал через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.
Одной из таких форм обучения является игра, где задается тема, ставится проблема и осуществляется совместный поиск её решения. В ходе проведения каждой игры педагог реализует поставленные цели. Ученики выполняют творческое задание и создают единую команду. Игру, как метод обучения можно использовать для развития пластики, чувства ритма, памяти и слуха, тренировки внимания, координации движений. Ученики с удовольствием и прочно усваивают знания, полученные игровым методом. Игра, являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в модель человеческих отношений, в педагогическое сотворчество.
Таким образом, от мастерства педагога во многом зависит то, каким будет мастерство его ученика.