12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юращук Елена Владимировна94
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Статья «Реализация инновационной практики ООП НОО в кадетском классе через сотрудничество с МЧС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»


 


 


 


 


 


 

Инновационная практика

«Реализация основной образовательной программы начального общего образования

в кадетском классе через сотрудничество с МЧС»


 


 


 

Составитель:

Юращук Елена Владимировна

учитель начальных классов


 


 


 


 


 


 


 

2020 – 2024г

В последнее десятилетие в российском обществе произошли экономические и политические изменения, повлиявшие на социальную активность людей, на уровень требований к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Это привело к трансформации духовных и материальных ценностей и необходимости модернизации системы обучения и воспитания молодежи.

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины», - говорится в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".[4, c. 2] Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности. [4, c. 2]

В связи с этим современные задачи воспитания ответственного гражданина и патриота своей страны, способного отвечать новым вызовам времени, изменять и приумножать российскую историю, посвятить свою жизнь служению своему Отечеству, требуют изменения подходов в образовании и воспитании, как в содержании, так и в методике преподавания, а также предлагают принципиально новые модели образовательного процесса. Такой моделью является «кадетское образование – обучение и воспитание обучающихся, направленное на их интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие, успешную адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще». [6, c. 248]

Кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей.

Руководствуясь основными принципами стратегии, принимая во внимание заявление от родителей (законных представителей) и желания детей обучаться в кадетском классе, а также целенаправленная систематическая работа педагогического коллектива школы по духовно – нравственному и гражданско - патриотическому воспитанию обучающихся, наличие в школе традиций патриотического воспитания, взаимодействие с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и Устьянского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области совместно с пожарной частью № 60 ГКУ АО ОГПС № 17, с районным Советом Ветеранов, с участниками Афганской и Чеченских войн, с МБУК «Устьянский краеведческий музей», районной библиотекой и другими структурами района и области, МБОУ «ОСОШ №1» открыла первый кадетский класс (с 6,5 - 7 лет) в Устьянском районе Архангельской области.

Цель: создание условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития личности обучающихся (кадет), воспитанных граждан России, патриотов своей страны, знающих историю родного края при сотрудничестве с МЧС России.

Задачи:

подготовить младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом: дисциплинированным, добросовестным в отношении к учебе, уважающим традиции и заповеди кадетского братства;

формировать личность кадета через усвоение этических и нравственных норм, развивая эрудицию;

познакомить обучающихся (кадет) с историей родного края, активизировать интерес к истории Отечества;

способствовать формированию патриотических чувств, уважения к своей стране и воспитанию гражданской ответственности через взаимодействие с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и Устьянского районов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области совместно с пожарной частью № 60 ГКУ АО ОГПС № 17;

способствовать развитию физических качеств кадетов, сохраняя и укрепляя их здоровье.

Внедрение продукта инновационной деятельности проходило в три этапа.

Первый этап: подготовительный.

Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Кадетское образование и воспитание», изучив документы федерального, областного и муниципального уровня.

Заключили договор о сетевом взаимодействии участников образовательного процесса.

Составили учебный план, план внеурочной деятельности, расписание работы кадетского класса, план работы отряда МЧС (юных пожарных), учебных курсов, программу «Родной край» с МБУК «Устьянский краеведческий музей».

Провели родительское собрание, выбрали родительский комитет класса, обсудили план работы. Заказали кадетскую форму для обучающихся.

Второй этап. Основной.

Реализация программы осуществлялась через изучение учебных предметов (модуль «Родной край», 10 ч. в год в уроке окружающий мир, модуль «Этикет», 10 ч. в год в уроке технология), учебных курсов («Строевая подготовка», 34 ч. в год), курса внеурочной деятельности «Оказание первой помощи» (17 ч. в год), через дополнительное образование (кружки: «Настольный теннис», «Мой проект», «Мир танца», «Основы этикета», «Каратэ», «Лыжная секция»), военно-патриотический клуб «Юнармия», работу летнего оздоровительного лагеря в МБОУ «ОСОШ №1», взаимодействуя с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и Устьянского районов Архангельской области совместно с пожарной частью № 60 ГКУ АО ОГПС № 17, родителями. И транслировалась на сайте школы (Кадетский класс).

Третий этап. Подведение итогов.

Ежегодно проводилось анкетирование участников образовательного процесса (кадет, родителей, педагогов, работающих в кадетском классе), мониторинг работы кадетского класса, экспертиза программы, выступление классного руководителя с обобщением опыта работы данной программы.

Технологии и формы работы:

Работа с классом строится на принципах доверия и самостоятельности с использованием современных образовательных и воспитательных технологий:

технология личностно-ориентированного обучения;

педагогика сотрудничества;

КТД (коллективное творческое дело);

технология проектно-исследовательской деятельности;

здоровьесберегающие технологии;

технология тьюторского сопровождения.

Формы работы с кадетами:

исследовательская работа;

проектная деятельность;

акции, дебаты; дискуссии;

круглые столы, тренинги;

презентация творческих работ;

интерактивные занятия;

встречи, экскурсии, беседы, мастер - классы, соревнования с участием представителей МЧС России по Архангельской области.

Традиционные мероприятия.

Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:

Уроки, посвященные Великой Отечественной войне, совместно с МБУК «Устьянский краеведческий музей».

Исторические и краеведческие игры и викторины;

Уроки памяти;

Митинг «День Победы – 9 мая»;

Акция «Бессмертный полк»;

Акция "Открытка ветерану";

Акция «Окна Победы»;

День памяти и скорби – 22 июня;

День памяти Героя – 25 июня;

День защиты детей – 1 июня;

Районный автопробег;

Акция «Подарок защитнику»;

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества – 15 февраля;

Уроки мужества; встречи с воинами Афганской и Чеченской войн;

Фестиваль кадетских классов «Будущие защитники Отечества»

Военно-спортивная игра «Зарница»;

Смотры строя и песни, посвященные государственным праздникам;

Спортивные соревнования, посвященные государственным праздникам);

Уроки здоровья;

Экскурсии;

День солидарности в борьбе с терроризмом, акция "Эхо Бесланской печали»";

Встречи (с заместителем начальника отдела кадров Регионального Управления ФСБ России по Архангельской области;

Тематический поход пожарной безопасности с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы Вельского и Устьянского районов Архангельской области совместно с начальником пожарной части № 60 ГКУ АО ОГПС № 17. 

Мероприятия реализуются через изучение учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, через дополнительное образование, работу летнего оздоровительного лагеря в МБОУ «ОСОШ №1» в тесном сотрудничестве с родителями и транслируются на сайте школы (Кадетский класс).

 

 

Модель реализации программы

 

 

Реализация ООП НОО в кадетском классе через сотрудничество с МЧС:

Учебные предметы

Воспитательная программа «Кадеты МЧС»

Учебный курс «Строевая подготовка»

Курсы внеурочной деятельности «Оказание первой помощи»

Работа с родителями

Программа летнего оздоровительного лагеря отряда «Спасатели»

Дополнительное образование: кружок «Мой проект», «Мир танца», «Основы этикета», спортивные секции: «Настольный теннис», «Каратэ», «Лыжная секция» в

 

Планируемые результаты:

Программа направлена на формирование личностных результатов.

Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе реализации ООП НОО.

Процесс организации деятельности кадетского класса построен в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Прогнозируемый результат:

- усвоение обучающимися начальной школы основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетском классе.

- готовность обучающихся стать достойными кадетами, знающими и уважающими историю своей Родины, умеющими ценить и беречь своё здоровье и окружающих людей.

Критерии результативности:

Соблюдение обучающимися норм безопасного поведения в повседневной жизни в школе и вне школы.

Активное участие кадет в делах класса, школы, в спортивных соревнованиях, в конкурсах, акциях, проектах и исследовательской деятельности патриотической направленности, олимпиадах разного уровня.

Активный интерес к истории своей страны, родного края через посещение библиотеки, музеев, выставок и др.

Программа содержания и воспитания ориентирована на обучающихся (кадет) 1-4 классов, учитывает их физиологические и психологические особенности. Каждый год проходит анкетирование кадет, родителей и педагогов, работающих в кадетском классе, и мониторинг работы кадетского класса.

Содержание программы:

В кадетском классе «Спасатели» три отделения, которые принимают участие в мероприятиях. Программа состоит из блоков, тесно взаимосвязанных между собой.

Блок №1 «Мы - кадеты»:

история развития кадетского движения в России,

уроки нравственности для кадет,

правила поведения кадета,

классный час, посвященный Дню Героя,

праздник «Посвящение в кадеты»,

личные соревнования по общей физической подготовке в кадетском классе, личное первенство по специальной физической подготовке (4 вида), спортивный праздник, (6 видов по специальной физической подготовке), Строевой смотр в честь государственного праздника День Героев Отечества,

районный слет кадетских классов «Будущие защитники Отечества», районный конкурс «Лучший читатель школьной библиотеки» номинация «Мой читательский проект», проектная работа «Кадетская азбука»,

встреча с выпускниками кадетских классов,

Строевой смотр в честь государственного праздника День Героев Отечества,

конкурс детско-юношеского творчества «Кто он – настоящий человек?», Окружной конкурс исследовательских работ «Юный исследователь»,

День знаний. Парад отряда барабанщиков,

районный автопробег «80-летию Победы и Сталинградской битве посвящается»,

экскурсия на выставку «Оружие Победы»,

школьный турнир на личное первенство по настольному теннису,

Уроки мужества в рамках проекта «Кадеты – будущие чемпионы»,

открытие мемориальной доски подполковнику ФСБ Кокорину И. С., Памятный митинг «Памяти земляка, героя Ивана Сергеевича Кокорина, подполковника ФСБ России, погибшего при выполнении служебного долга в Чеченской республике»,

Школьное мероприятие по огневой подготовке, посвященное государственному празднику - День защитника Отечества, Региональный конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева,

встреча с участниками Афганской и Чеченской войны,

встреча с кадетами Кронштадтского морского кадетского корпуса,

Урок Памяти,

Областной конкурс проектов в сфере патриотического воспитания «Кадеты – будущие чемпионы» (ГАУ Арх. области «Региональный центр патриотического воспитания и подготовке граждан к военной службе»).

Блок №2 «Мы - спасатели». Взаимодействие с ПЧ – 60 Устьянского района Архангельской области (Программа в приложении),

беседа МЧС «Безопасность во время весеннего половодья»,

конкурс рисунков «Осторожно – огонь»,

поход в лес совместно с родителями и представителями МЧС, тематический поход;

мастер-класс «Средства тушения пожара» (пожарные МЧС),

Всероссийский урок «Наука побеждать», посвященный Дню Героев Отечества» (о действиях людей в экстремальных условиях»,

Всероссийский героико – патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда Спасения» по теме «МЧС России: Мужество – Честь – Спасение», «Героям спасения посвящается»,

Районный турнир по настольному теннису, посвященный государственному празднику – День защитника Отечества с представителями МЧС.

Экскурсия в пожарную часть.

Блок №3 «Мы - граждане России».

Мероприятия по культурно-образовательной программе «Родной край» составленной совместно с МБУК «Устьянский краеведческий музей».

Конкурсы, олимпиады, соревнования, акции, исследовательские работы праздники на школьном, районном, региональном и всероссийском уровнях. Проектная деятельность по разноуровневой дополнительной общеобразовательной программе «Мой проект».

Описание результата, достигнутого при использовании продукта инновационной деятельности.

При использовании продукта инновационной деятельности мы получили результат:

100% занятость детей в кружках и секциях дополнительного образования.

Высокое физическое развитие кадет. По окончании учебного года отслеживается и фиксируются показатели каждого кадета. Два раза в год между кадетами проводятся личные соревнования по общей физической подготовке.

Обучение и воспитание направлено на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, физическое и эстетическое развитие, что проявляется в участии кадет в мероприятиях.

Наличие формы кадет (повседневная и парадная), которая дисциплинирует ребят.

Дети, находясь в школе с 8 ч. 15 мин до 16 ч. 40 мин., используют телефон только в целях обучения, а не для игры.

Каждый ребенок может проявить себя на соревнованиях по настольному теннису в роли игрока и судьи, благодаря каждодневным тренировкам в кружке «Настольный теннис».

Все кадеты умеют танцевать вальс, имея возможность разучить бальные танцы: полонез, польку, кадриль. Свое мастерство они демонстрируют на районном фестивале кадетских классов «Будущие защитники Отечества», занимая призовые места. По окончании четвертого года обучения запланирован кадетский бал.

Кадеты получают возможность приобрести навыки столового этикета, бального этикета, этикета общения и другие.

Кадеты умеют разбирать и собирать макет автомата АК-74, набивать магазин автомата АК-74. Получают основы оказания первой помощи. Эти умения кадеты показывают на конкурсах фестиваля кадетских классов «Будущие защитники Отечества».

Каждый кадет имеет навыки в написании исследовательской и проектной работы, обучаясь на кружке «Мой проект». С апреля по ноябрь 2022г. кадетский класс реализовывал проект «Кадеты – будущие чемпионы». Выиграв областной конкурс проектов по патриотическому воспитанию, получили грант на реализацию проекта и закупили оборудование для качественной игры в настольный теннис. Для реализации данного проекта приняли участие в Уроках мужества совместно с МБУК «Устьянский краеведческий музей», выступив в начальных и старших классах школ Устьянского муниципального округа. Организовали и провели школьные и районные соревнования с новым оборудованием. Кадеты выступают на районных соревнованиях по настольному теннису, становясь победителями и призерами.

Все спортивные мероприятия и соревнования по огневой и строевой подготовке посвящены государственным праздникам с участием представителей Управления МЧС России по Архангельской области в Устьянском районе.

В тематический план работы отряда юных пожарных включены вопросы об истории создания пожарной охраны и пожарной техники, тактики пожаротушения. Также в программу включается посещение пожарной части, ознакомление со спасательной техникой и проведение практических занятий.

 

Список источников

Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 2007. – 75 с.

Постановление Правительства Архангельской области, Министерства образования и науки Архангельской области «Об утверждении требований к порядку создания и деятельности кадетских классов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Архангельской области» N 17 от 4 декабря 2015.

Постановление Правительства Архангельской области, Министерства образования и науки Архангельской области «Об утверждении требований к порядку создания и деятельности кадетских классов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Архангельской области» N 17 от 4 декабря 2015 г.

Приказ Министерства просвещения РФ. «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» №992 от 16 ноября 2022. – с.8

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373

Распоряжение Правительства Российской Федерации "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" г. Москва N 996-р от 29 мая 2015. – с.2

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 

Юдин В.В. Кадетское образование: понятие, содержание, значение// Педагогические науки// Вестник ОГУ – 2011 - № 11. – с.24

 

14

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.