Публикация «Инновационные педагогические технологии. Методический приём "Ромашка Блума"»
Тема. Инновационные педагогические технологии. Методический приём «Ромашка Блума»
Девизом работы по данной теме я выбрала слова «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», их автор Элисон Кинг.
Однажды я спросила своих учеников:
- Что легче: задавать вопросы, или отвечать на них?
- Как вы думаете, что они ответили?
- Верно, отвечать легче.
Я задумалась, и вправду - ответ на вопрос лежит либо в тексте, либо зависит от знания фактического материала. Вот тут то и приходит на помощь ромашка Блума.
Цель данного приёма: научить не только отвечать на вопрос учителя, но и самому грамотно задавать их.
Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определённый вопрос. Таким образом: 6 лепестков, 6 типов вопросов.
Конечно, научиться сразу строить свои вопросы сложно, поэтому оттачивая этот приём на каждом уроке , можно добиться хороших результатов.
И так, на доске ромашка с лепестками вопросов. В центре название темы, над которой работаем.
Использовать этот приём я начала только со 2 полугодия 2 класса, поэтому мы только в самом начале пути, и ребятам пока ещё не всё удаётся. Вопросы разных типов часто похожи.
Рекомендую использовать лепестки разного цвета, так легче ориентироваться и распределять вопросы по группам при помощи разноцветных кругов. Группам в свою очередь, легче запоминать, над каким вопросом они уже работали. А над каким ещё нет.
Работа организуется в группах, каждая группа работает по своему типу вопросу.
В группе порой звучат самые разные, порой даже несуразные вопросы, но учащиеся учатся отбирать из предложенных вопросов, наиболее удачные. По истечению отведённого времени, каждая группа зачитывает свой вопрос и выслушивает ответ учащихся, соглашается или, если не соглашается, предлагает свой вариант ответа и прикрепляет стикер с вопросом к его принадлежности.
Первая группа работала над простыми вопросами, отвечая на которые нужно называть какие то факты, вспомнить или произвести какую -то информацию: что? Когда ? Где? И как?
Это достаточно просто задавать и отвечать на простые вопросы.
Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов : Ты говоришь , что….или Если я правильно тебя понял, то….Я могу ошибаться, но….Что бы вы сказали о… Иногда их задают с целью получения информации отсутствующей в сообщении , но подразумавающейся.
Интерпретационные вопросы, мы называем их ещё объясняющие вопросы, обычно они начинаются со слова «почему» и направленны на установление причинно-следственных связей. Почему летом идёт дождь, а зимой - снег? И если ответ на этот вопрос известен, то он из интепретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопросов срабатывает только тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. Надо заметить, что на данном этапе, составление такого типа вопроса, у ребят вызывает затруднения.
Творческие вопросы . Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу бы, элементы условности, предположения, прогнозы. Например:
- Что изменилось бы…?
- Что будет, если…?
- Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?
Практический вопрос . Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязей между теорией и практикой.
- Как можно применить…?
- Что можно сделать из того -то…?
Оценочный вопрос. Эти вопросы направленны на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов .
- Почему что-то хорошо? А что-то плохо?
Или
-Как вы относитесь к поступку главного героя?
Для учеников младшего школьного возраста характерно задавать вопросы низкого порядка, те, что лежат на поверхности, потому что им, в силу их возраста, ещё плохо знакомы приёмы критического мышления. Но надо заметить, что при длительном использовании ромашки Блума, ребятам с каждым разом становится всё интереснее задавать вопросы, которые всё глубже проникают в самую суть произведения, да позаковырестей, над которыми нужно задуматься.
Умению учащихся задавать вопросы, можно найти практическое применение. По окончанию изучения раздела по литературному чтению, я провожу тест по вопросам, который составляют сами ученики. Они уже знают, что по ходу изучения раздела, каждому из них нужно составить по 5 вопросов для тестирования, с 3 вариантами ответов. Затем я собираю тетради, выбираю самые интересные, если необходимо, то немножко их корректирую. Вот тест и готов. Ещё очень важно понимать, что всё даётся не сразу. По началу ребята зачитывают свои вопросы, замечают ошибки в составлении, корректируют их…таким образом учатся сами их составлять и помогают одноклассникам.
Да, эта работа трудна, но очень полезна. Во-первых, дети учатся задавать вопросы. Во –вторых, какая помощь учителю. Дети умеют радоваться своим успехам, замечая свои вопросы в тестах.
Вот такая она, Ромашка Блума.