12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рустамова Саимат Нажмудиновна480
Россия, Дагестан респ., село Куркент
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

                      Рустамова  Саимат  Нажмудиновна,

                      учитель литературы,1 квалификационная категория                                                                                     

                      МКОУ « Куркентская СОШ 1 имени М.М.Рагимова"

                      село Куркент Сулейман Стальский район РД.

                      e-mai: saimatrustamova@mail.ru


Инновационные технологии на уроках литературы.                         

1. Краткая аннотация работы.

В  статье будут раскрыты инновационные методы, с помощью которых учитель сможет раскрыть творческий потенциал учащихся, развить их интеллектуальные способности.

Данная работа содержит примеры нетрадиционных технологий, которые возможно применять на уроках литературы в любом классе, ведь уроки с их использованием дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение  вопроса, дают свободу творческой деятельности.

Ключевые слова: инновации, нетрадиционные технологии, творческий подход

2. Содержание работы

2.1. Введение…

2.2. «Кубик Блума»

2.3. «Толстые и тонкие вопросы»

2.4. «Письмо по кругу»

2.5. «Групповая дискуссия»

2.6. Прием « микрофон».


2.1

Работая в школе с детьми, часто задумываешься о том, как сделать урок интереснее, вызвать школьников на обсуждение прочитанного, как научить их высказывать собственное мнение, отстаивать его, приводить аргументы в защиту. Уроки литературы- это уроки жизни, и потому первым шагом для учителя литературы должен быть интерес учащихся к его предмету. Решить эту проблему поможет использование инновационных технологий, именно они повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы..

                     -Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы.

                                           Х. Г. Гадамер (философ).      

2.2 . Кубик Блума - приём критического мышления.

               Методика использования:

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

· Назови.

· Почему.

· Объясни.

· Предложи.

· Придумай.

· Поделись

В одном кубике собраны вопросы самого разного характера.

Педагог или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать.


 Назови - предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Почему- эти вопросы позволяют сформулировать причинно-следственные связи.

Объясни- блок уточняющих вопросов

Предложи- ученик должен предложить своё задание по конкретной теме либо представить свое видение проблемы, свои идеи.

Придумай- это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись- задания учат анализировать, выделять факты и следствия, определять значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Например, изучая повесть "Дубровский" А.С.Пушкина, можно поставить вопрос:

1.Вопрос следует начать со слова  «Назови …?»

- Назови героев повести А.С. Пушкина «Дубровский».

2.Почему Троекуров был надменен в отношениях с людьми?

3.Объясни,как получилось, что Владимир Дубровский стал разбойником?

4.Предложи выход из ситуации Владимира Дубровского.

5.Придумай свою концовку повести.

6.Поделись- как оцениваете поступок Маши?


 (Желательно, приём «кубик Блума» использовать на итоговых и обобщающих уроках, когда дети имеют представление о сути темы)


Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы


2.3. «Толстые и тонкие вопросы». Этот прием гарантирует развитие интереса к урокам не только литературы, но и к другим.

   "Тонкие вопросы"- это вопросы, требующие однозначного ответа.

   Например: «Кто посеял в сердце Ассоль „семена крупной мечты“?»

 " Толстые вопросы"- это вопросы, требующие размышлений, привлечения дополнительных знаний.

Например: «Почему Ассоль и Лонгрен назвали собирателя сказок и легенд волшебником, а жители Каперны — колдуном?»


«Тонкие” вопросы: Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)

                Что?

                Когда?

                Как звать ...?

                Было ли ...?

«Толстые» вопросы:

              Дайте три объяснения, почему...?

              Объясните, почему...?

              Почему, вы думаете ...?

              Почему вы считаете ...?

              В чём различие ...?

              Предположите, что будет, если ...?

              Что, если ...?

               Может ...?

В процессе использования этого приёма дети научатся сами составлять и "тонкие", и"толстые" вопросы. Дальше можно планировать уроки в групповой системе( класс делится на группы, составляются тонкие и толстые вопросы, урок превращается в командную игру, а  за учителем остаётся только  контроль за данным процессом).


Опыт работы с детьми показывает, что таланты детей неисчерпаемы: так, они формулируют «тонкие и толстые» вопросы через дизайн костюмов персонажей произведения, и тогда урок превращается в театральную студию.

2.4. «Письмо по кругу"

Это очень эффективный метод. Метод, который заставит даже самого слабого ученика задуматься и ответить.

Его использую на стадии рефлексии. Лист бумаги проходит по кругу, каждый записывает своё мнение, например, на тему «Какие уроки извлёк я для себя?» или «Как в жизни это мне может пригодиться?»

На уроке изучения повести «Тарас Бульба» приём « письмо по кругу» в 6 классе выдал такой результат:

  1. Я понял, что любовь к родине превыше всего
  2. Оказывается, настоящая любовь бывает трагичной
  3. Если я окажусь перед выбором, я знаю,что выбирать
  4. Я знаю,каким надо быть, чтобы мной гордились и восхищались.


2.5.Метод «Групповая дискуссия» - один из простых, но в то же время сложных и необходимых методов для реализации на уроках литературы, так как дети очень неохотно подключаются к обсуждению. Они пассивны и не умеют дискутировать. Приучать к этому приёму учащихся надо уже в начальных классах, они в этом возрасте разговорчивы, смелы их высказывания.

Считаю правильным дать право выбора темы самим учащимся.Сначала высказываются по желанию, потом подключаются остальные. Непременно необходимо довести до каждого, как важно уметь слушать и слышать, ведь не только высказываем свое мнение, но и отстаиваем, опровергаем, аргументируем. Конечно, и учитель не должен забывать, что в нужный момент необходимо в ответе поддержать того или иного ученика.

 Например, при изучении повести Н.Карамзина «Бедная Лиза» мне  важно услышать мнение каждого ученика, ибо тема жизненно важная.

Тема – Образ Лизы. Проблема: был ли другой выход у Лизы?

 При дискуссии  принимаются только те аргументы, которые подтверждаются текстом повести, учимся выводить из строк максимум информации. В процессе обсуждения темы каждая группа должна прийти к одному решению и выступить со своей позицией, практически не оставляя шансов для победы другим группам.

2.6.Приём «МИКРОФОН» использую  на стадии рефлексии итогового урока. Особенно хорош  он перед написанием сочинения по этому произведению. Смысл этого приёма заключается в том, что каждый желающий выступает со своей оценкой по прочитанному произведению перед классом с сымитированным микрофоном. Это избавляет от страха публичного выступления.

1.Понравилось ли в целом мне это произведение?

2.Какие важные темы, на мой взгляд, подняты автором?

3. Сцены, которые меня впечатлили.

4.Рекомендую ли его моим ровесником?


Эффективность использования инновационных технологий не подлежит сомнению. Они активизируют познавательную деятельность, усиливают творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя.


Применение инновационных технологий дало возможность значительно повысить качественную сторону речи моих учеников:


- речевое раскрепощение

- выразительная ,звучная речь

-свободные публичные выступления

- свободное владение диалогической и монологической речью.

-навыки коммуникативных отношений.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (3)

Селиванова Галина Геннадьевна, 07.11.23 в 19:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, коллега! у меня вопрос: технологии и приемы-это одно и то же?

Отредактировано 07-11-2023 19:34

Рустамова Саимат Нажмудиновна, 08.11.23 в 12:01 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Галина Геннадьевна, нет, не одно и то же, технология реализуется через методы и приёмы.Технология- обобщающее слово, которое включает и методы, и приёмы, и многое другое.
Селиванова Галина Геннадьевна, 04.12.23 в 20:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за разъяснение!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.