Интегративный здоровьеформирующий компонент содержания образования по биологии и химии

0
0
Материал опубликован 23 November 2023

Морозова Анна Ивановна

Интегративный здоровьеформирующий компонент

содержания образования по биологии и химии












































Примеры физкультминуток, особенности их проведения и отличия


Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения: исходное положение – сидя на стуле, темп выполнения – медленный; голова плавно поворачивается влево, вперед, вправо, вперед, вниз, вперед, вверх, вперед; повторять 2-3 раза со словами (дефис в словах и цифры означают смену положения головы):

Где зеле-ные лягушки?

1 2 3 4

Где весе-лые квакушки?

5 6 7 8 и так далее.

Вон там, вот тут,

Вон там, вот тут.

Они пры-га-ют,

Они ква-ка-ют

Вон там, вот тут,

Вон там, вот тут.

Физкультминутка для снятия утомления с мелких мышц кисти: выполняется как правило сидя за партой, темп – средний; упражнения подбираются в следующем порядке: вращение кистей, сжимание и разжимание пальцев в кулак, поглаживание и массаж пальцев, общее расслабление кистей рук (опустить руки вниз, встряхнуть или потрясти кисти). Игровая ситуация во время проведения создается за счет имитации движений лошадки, солнечного зайчика и т. п.

1. Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни. (пауза, вращение кистей)

По дороге белой, гладкой.

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок. (пальцы “скачут” по крышке парты)

2. Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем;

Сядем и писать начнем.

3. Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Массаж для пальцев:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

1 п. Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

2 п. Этот пальчик для того...

Чтоб показывать его.

3 п. Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

4 п. Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый.

5 п. А мизинчик хоть и мал

Очень ловок и удал.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук: исходное положение стоя или сидя; темп средний, при сочетании с наклонами или поворотами головы - медленный; повторяют 3-4 раза, в конце выполнения обязательное расслабление рук – встряхнуть ими.

Все старались, вы писали

И немножечко устали

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки

(Дети поднимают руки, потягиваются)

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей.

(Дети машут руками, прогоняют тучку).

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло.

(Повороты головы).

Физкультминутка для расслабления мышц туловища: выполняется стоя, в среднем темпе, включает в себя упражнения на основные группы мышц спины, вращение таза, повторять 4-5 раз.

Медвежата шли в берлогу

И боялись понемногу:

Влево, вправо, влево, вправо, (раскачиваются, вращают спину, таз)

Влево, вправо, влево, вправо –

Нет ни волка, ни лисы

Вот и к дому подошли.

Физкультминутка для мобилизации внимания: проводят стоя; исходное положение – основная стойка, затем ученики повторяют за учителем различные движения; темп – 1 раз медленный, 2 раз средний, 3 раз быстрый, 4 – медленный. Проводить можно как с рифмованными словами, так и под счет “раз, два, три, четыре”, так как стихи могут отвлечь учеников и точность повторения движений снизится.

1– правую руку на пояс

2 – левую руку на пояс

3 – правую руку на плечо

4 – левую руку на плечо

5 – правую руку вверх

6 – левую руку вверх

7-8 – два хлопка над головой

1 – левую руку на плечо

2 – правую руку на плечо

3 – левую руку на пояс

4 – правую руку на пояс

5 – левую руку вниз

6 – правую руку вниз

7-8 – два хлопка руками по бедрам

Физкультминутка со специальными упражнениями для глаз: способна укрепить аккомодационный аппарат. Специальные упражнения для глаз выполняются с обще развивающими упражнениями. Они предусматривают движения глазного яблока по всем возможным направлениям.

Упражнения для глаз выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений фокусируется взгляд на каком-нибудь предмете.

1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз. Закрыть глаза.

2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т.д. Закрыть глаза.

3. Несколько раз посмотреть поочередно налево, направо. Закрыть глаза.

4. Посмотреть прямо, направо, прямо и т.д. Закрыть глаза.

5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направления.

6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.

7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.

8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30-35 см, затем на предмет вдали.

9. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение).

10. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

Физкультминутка со специальными дыхательными упражнениями: проводится для улучшения работы кардиореспираторной системы и получения оздоровительного эффекта; необходимо соблюдать правильность выполнения дыхания с двигательными действиями. Освоение дыхательных упражнений начинать из статических положений (на 1-2 четверти учебного года), закреплять и совершенствовать их в динамике (3-4 четверти).

К дыхательным относятся такие упражнения, при выполнении которых произвольно регулируется механизм или другие компоненты дыхательного акта. Различают: “высокое” – ключичное, верхнегрудное; “боковое” – реберное, нижнегрудное; “низкое” – диафрагмальное дыхание.

Статическими дыхательными упражнениями называются такие, при которых дыхание осуществляется без одновременных движений конечностями и туловищем.

1. И. п. – стоя. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох через нос на счет (в уме) 1, 2, 3, выдох на счет 4, 5, 6, 7.

2. И. п. – то же. После глубокого вдоха выдыхать воздух толчками, маленькими порциями.

3. После глубокого вдоха выдох в воду (в кастрюлю, банку, стакан) через тонкую трубочку длиной примерно 20 см, диаметром 0,3-0,4 см.

4. Надувание резиновых игрушек, шаров. После глубокого вдоха выдох

(в камеру) толчками, небольшими порциями воздуха.

5. Выполнение вдоха через свисток или узкую трубочку длиной 20 см, диаметром 0,3-0,4 см.

6. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук соединены на затылке. Вдох через нос на счет (в уме) 1, 2, выдох на счет 3, 4, 5.

Упражнения выполняются при верхнегрудном, нижнегрудном, диафрагмальном дыхании.

После освоения статических дыхательных упражнений переходят к динамическим дыхательным упражнениям.

Динамическими дыхательными упражнениями называются такие упражнения, при которых дыхание осуществляется одновременно с движениями конечностей туловища. При проведении динамических дыхательных упражнений обязательна полная согласованность амплитуды и темпа выполняемых движений с режимом и глубиной дыхания.

При выполнении динамических дыхательных упражнений вдох производится одновременно с выпрямлением туловища, подниманием рук вверх, отведением их сзади, в стороны, то есть в момент, когда происходит расширение грудной клетки, выдох делается при движениях, связанных со спадением грудной клетки, в момент опускания рук вниз, а также при сгибании туловища вперед, при подтягивании ног к животу.

Для проведения на уроке динамических дыхательных упражнений также можно использовать рифмованные легко запоминающиеся слова:

Яблоня листвой покрылась,

Расцвела и нарядилась.

(через стороны поднять руки вверх – вдох)

Яблочки наливаются –

Ветви опускаются.

(руки вниз – выдох).

Физкультминутки общего воздействия, которые активизируют работу мышц, используются на любых уроках для снятия комплексного утомления, так как упражнения для них охватывают основные группы мышц рук, туловища, ног; возможно использовать их на занятиях группы продленного дня, во время проведения комплекса утренней зарядки до уроков, а так же во время подвижной перемены, при проведении разминки на уроках физкультуры. Движения могут быть оговорены особо или ученики двигаются произвольно, согласно слов учителя.

Мы листики осенние,

На веточках сидели (приседают)

Дунул ветер – полетели. (встают)

Мы летели, мы летели (перемещаются по классу)

И на землю тихо сели. (приседают)

Ветер снова набежал (встают)

И листочки все поднял (перемещаются)

Повертел их, покружил

И на землю опустил. (приседают)

Физкультминутки для расслабления мышц (мышечная релаксация): используются в конце урока, проводятся сидя, голос учителя спокойный, ровный, более тихий, чем обычно. Можно использовать такой комплекс упражнений и на уроке физкультуры, тогда исходное положение – лежа на спине. Возможно использовать в начале урока, если на предыдущем дети выполняли сложную контрольную работу или диктант.

Реснички опускаются...

глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают.

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают... засыпают.

Шея не напряжена,

И рассла-а-бле-на...

Губы чуть приоткрываются ...

Все чудесно расслабляются

Дышится легко... ровно... глубоко...

(более бодрым голосом)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза,

Проснуться!

Психологический настрой:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Приложение 3

Рекомендации для педагогов по оцениванию утомляемости учащихся на учебных занятиях с целью гибкого регулирования образовательного процесса


Умственное утомление - это реакция организма, предохраняющая его от резкого уменьшения функциональных резервов.


Оt1700727688aa.gift1700727688ab.gif но выражается


снижение умственной появление чувства

работоспособности усталости


Утомление может возникать в результате чрезмерного однократного или периодического (в течение нескольких дней, недель) выполнения сложной умственной работы, в результате чего развивается переутомление.


Состояние хронического утомления (переутомления) – это результат суммации у ребенка утомления изо дня в день; оно граничит с болезнью и может завершиться развитием неврастенического синдрома.


Причины, усиливающие утомление школьников:

различные эмоциональные переживания,

недосыпание,

трудность при выполнении учебного задания,

нервное перевозбуждение от просмотра телепередач и затянувшихся игр,

продолжительное чтение,

монотонная речь,

неинтересное занятие,

ограничение двигательной активности.


Внешние видимые признаки умственного утомления учащихся:

I группа – физические: движения грубые, вялые, неуверенные, иногда появляется тремор мышц, снижается координация; бледность кожных покровов, слизистых оболочек; сгорбленность позы, неестественность;

II группа – нарушения высшей нервной деятельности: снижение успешности работы; снижение объема работы и уменьшение качества одновременно; раздражительность, апатия, угрюмость, сонливость;

III группа – психические: снижение объема внимания и способности концентрироваться и как результат – рассеянность; ослабление памяти; нарушение логических построений приводит к фантазии, добавлениям «от себя», неправильному, неуверенному восприятию внешних впечатлений.

Большая часть симптомов наступает только при сильном утомлении (переутомлении).


Приложение 4

Корректурные таблицы А.Г. Иванова-Смоленского





t1700727688ac.jpg



Приложение 5

Анкета для учителей по выявлению стиля взаимодействия с классом

Вам предлагается ряд ситуаций, с которыми Вы можете столкнуться в реальной обстановке. Из предложенных вариантов поведения учителя выберите тот, который, на Ваш взгляд, Вы бы использовали чаще всего на практике. Обведите вариант ответа: а, б или в.

1. На своем рабочем месте Вы чувствуете себя:

а) уверенно; знаете, что необходимо делать в каждую минуту урока, как “капитан на корабле”;

б) решительно; громко делаете замечания непослушным детям и поэтому чувствуете себя как “укротитель львов”;

в) тягостно; ждете звонка и валитесь от усталости, словно “раб на галерах”.

2. Неформального лидера в классе Вы:

а) используете в своей работе;

б) решительно ставите на место;

в) игнорируете.

3. Если ученики задают каверзные вопросы, Вы:

а) отвечаете на них с юмором;

б) жестко пресекаете их;

в) теряетесь.

4. Если Вы видите, что один из учеников сидит с заплаканными глазами, Вы:

а) после урока задерживаете его и выясняете причину;

б) прерываете урок и настойчиво спрашиваете, в чем дело;

в) не обращаете внимания: сами разберутся.

5. Если ученик ведет себя агрессивно по отношению к Вам, Вы:

а) пытаетесь понять, чем вызвано подобное поведение;

б) выгоняете его из класса;

в) идете за директором.

6. Если ученик во время урока замечает за окном что-то интересное и кричит об этом на весь класс, Вы:

а) прерываетесь на несколько минут вместе с детьми, а затем спокойно возвращаетесь к теме;

б) жестко пресекаете подобное поведение;

в) пытаетесь продолжить урок.

7. Вас предупредили, что Вам достался трудный класс, Ваша первая мысль:

а) ”интересно...”;

б) “ничего, и не таких видели!”;

в) “ну вот опять”.

8. Если к концу урока ученики начали шуметь, Вы:

а) рассказываете короткую забавную историю и затем заканчиваете тему;

б) твердо призываете их к порядку;

в) стараетесь свернуть урок.

9. Идет объяснение новой сложной темы, Вы:

а) устраиваете дискуссию;

б) допускаете вопросы по существу;

в) не допускаете никаких вопросов.

10. Если Вы видите, что ученики во время урока листают эротический журнал, Вы:

а) прекращаете развлечение и обещаете пригласить знакомого психолога или врача, который ответит на все вопросы;

б) вызываете в школу родителей;

в) делаете вид, что ничего не замечаете.

Подсчитайте число вариантов а, б, в. Их максимальное количество отражает Ваш стиль: а - демократический, б - авторитарный, в - либеральный.






10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации