Интегрированный урок по творчеству И.А.Бунина в 8 классе
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Елец»
Интегрированный урок
по творчеству И.А.Бунина в 8 классе.
Выполнила:
Учитель русского языка
Клевцова Т.В.
Тема: «Творчество И.А.Бунина».
Цель: создавать условия для ознакомления с творчеством И.А.Бунина.
Задачи:
1.Обучающие: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве И.А.Бунина ; организовать деятельность по систематизации знаний по теме; создать содержательные и организационные условия с применением исследовательской и групповой формы работы (работа в парах, группах) для развития у обучающихся умений по изученной теме.
2. Коррекционно - развивающие: активизировать и развивать связную речь; совершенствовать навыки работы со справочной литературой, способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, обобщать и обрабатывать информацию, корригировать аналитико – синтетическую деятельность.
3. Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родному языку.
Форма урока:
Интегрированный урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты И.А.Бунина, выставка книг; музыкальные записи.
Оформление урока:
на доске тема урока, эпиграфы; портреты; выставка книг по данной теме.
Методические приемы: доклад обучающихся, выразительное чтение стихотворений, прослушивание музыкальных произведений, тесты, взаимооценивание.
Опережающие задания:
Весь класс был поделён на 3 группы, которые выполняли свои проекты.
План проекта:
краткий рассказ по биографии И.А.Бунина;
работа со справочной литературой;
презентация и показ её на уроке.
Ход урока:
«Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена»
И. А.Бунин
I. Мобилизующий момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед! Для того чтобы сегодня нам успешно выполнить все задания необходимо проделать ряд упражнений.
1.1) Речевка, рапорт дежурного.
2) Упражнения на дыхание.
3) Упражнения на мелкую моторику.
4) Зрительная гимнастика.
5) Артикуляционная гимнастика.
(Слайд №1) Прослушивание аудиофрагмента.
О чём будем говорить сегодня на уроке?
Правильно, будем говорить о жизни и творчестве И.А.Бунина.
Зачем необходима эта тема?
Каждый человек должен знать и изучать историю своей малой Родины и выдающихся людей, родившихся и живших на её территории.
22 октября 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения поэта, писателя, нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина. На сегодняшнем уроке мы вспомним его биографию, творчество и узнаем для себя что то новое.
2. Интеллектуальная разминка. Мы с вами на уроках чтения изучали творчество многих поэтов, например, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Давайте прочитаем их стихотворения и догадаемся кому из них принадлежат строки стихотворений на осеннюю тему. Соединим строки стихотворения с портретом поэта.
(Слайд №3).
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит. (М.Ю.Лермонтов)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (А.С.Пушкин).
Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
Отцвели кувшинки,
И шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст и гол.
Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.
Женственно глядишься
В воду в полусне —
И засеребришься
Прежде всех к весне. (И.А.Бунин)
II. Актуализация опорных знаний.
1.А какие стихотворения о осени И.А.Бунина вы знаете?
(Обучающийся рассказывает стихотворение И.А.Бунина «Листопад».)
(Слайд 4).
Можно предложить продолжить в классе стихотворение.
2. Составить синквейн со словом Листопад.
1. Листопад
2. Золотой, багряный
3. Падают, кружат, шуршат
4. Лес, точно терем расписной
5. Красота
(слайд 5)
Какое сложное слово вы здесь заметили? (Листопад – образовано из двух слов листья падают, соединительная гласная о).
3. 1). (Задание для 1 уровня)
Найдите синонимы для слов
Лиловый (сиреневый, фиолетовый)
Багряный (красный, алый)
Лазуревый (голубой, небесный)
(слайд 6)
Что такое синонимы? ( Сино́нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.) (Работа со словарём)
(слайд 7)
2.) (Задание для 2 уровня). Раскрасить осенние листья лиловый, золотой, багряный цвета.
(слайд 8)
Динамическая пауза.
Просмотр аудиочтения стихотворения «Листопад».
(слайд 9)
III. Сообщение темы урока.
Как вы уже поняли по сегодняшним заданиям наш урок будет посвящён жизни и творчеству Ивана Алексеевича Бунина. Многие из вас подготовили доклады и выучили стихотворения этого поэта. Сейчас мы это увидим и услышим.
(Сообщение ученика) Детство и образование писателя
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем произошел переезд в имение Озерки Орловской губернии неподалеку от города Елец, о чём нельзя не упомянуть в биографии Бунина. Детство его прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. На его творчество отложило отпечаток знакомство с произведениями А.С.Пушкина.
(учитель)Покинув родительский дом, Бунин за всю свою долгую
восьмидесятитрехлетнюю жизнь так и не обрёл другого своего дома. Он,
дворянин с многовековой родословной, - вечный странник, не имеющий своего угла. Были частные квартиры, отели, жизнь у друзей – временные пристанища; всё это не было домом.
Чтение обучающимся стихотворения «Ту звезду, что качалася в темной воде….»
(слайд 10,11, 12)
(Сообщение ученика). Литературная деятельность
Важно отметить, что первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборнике «Листопад»
Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.)
Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покинул Россию. И это одна из самых трагичных страниц в биографии поэта.
Обучающийся читает стихотворение «Первый снег».
(слайд 13)
(Сообщение ученика) Жизнь в эмиграции и смерть
В биографии Ивана Алексеевича Бунина очень много переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» , «Солнечный удар», а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» , который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году.
Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась неоконченной
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
(учитель) Память о Родине всю жизнь питала его творчество: «Всё моё творчество за границей построено на русском материале. На чужбине я вспоминал Родину. Её поля, деревни, природу. У меня был богатый запас наблюдений и воспоминаний о России. Я не мог писать о другом. Я не мог обрести свою вторую Родину здесь. Я пишу о смысле жизни, о любви, о будущем». В сердце остается лишь то, что он пронёс через всю жизнь, через долгие годы разлуки – мысль о России. «Разве можем мы забыть Родину? Может ли человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».
Обучающийся читает стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»
(слайд 14.15,16) Многие места хранят память о великом русском
писателе. В Воронеже, Орле, Ельце. Улицы Бунина есть также в Липецке и в
Одессе. В Париже, где писатель проживал, установлена мемориальная доска: « В этом доме Жил Иван Бунин, Нобелевский лауреат». Существует также ассоциация «Бунинское наследие». В 2004 году учреждена Бунинская премия, которая является регулярной негосударственной наградой за крупный вклад в русскую словесность и присуждается ежегодно
(слайд 17,18)
IV. Продуктивная обработка информации.
Тест по жизни и творчеству И.А. Бунина. ( 1 вариант)
Тестовые задания по теме: «Биография Ивана Алексеевича Бунина»
1. В каком году родился И.А. Бунин?
В 1870 году
В 1889 году
2. На чьих стихотворениях вырос И.С. Бунин?
А.С. Пушкина
М.Ю. Лермонтова
3. Куда поступил учиться в 1881 году И.А. Бунин?
В Елецкую мужскую гимназию
В Воронежскую университетскую гимназию
4. После выхода какого поэтического сборника к И.А. Бунину пришла известность?
«Листопад»
«Метель»
5. Куда переехал жить Иван Бунин?
Германия
Франция
6. Какую премию вручили Ивану Алексеевичу Бунину 10 декабря 1933 года?
Пушкинскую премию
Нобелевскую премию
(2 ввариант)
1. Куда поступил учиться в 1881 году И.А. Бунин?
В Елецкую мужскую гимназию
В Воронежскую университетскую гимназию
2. Куда переехал жить Иван Бунин?
Германия
Франция
(Сделать взаимопроверку)
(слайд 19)
Практическое задание.
Найти на контурных картах Европы Страну Францию и раскрасить её.
1 вариант – написать столицу (Париж)
(слайд 20).
V. Итог урока.
Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось, но остается память. Мне хотелось бы закончить наш урок словами стихотворения «Слово» в котором И.Бунин выразил один из своих заветов в простых и благородных строках:
(Обучающийся читает ).
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Пригодятся ли вам знания и умения на сегодняшнем уроке и где?
Д/З. По памяти восстановить стихотворение «Листопад»
Лес, точно терем _____________,
___________, золотой, багряный,
______________________ стеной
Стоит над ____________________.
Березы _______________ резьбой
Блестят ______________ голубой,
______________, елочки темнеют,
А между кленами ___________
То там, то здесь в листве __________
Просветы в небо, что ____________.
(слайд 21)
Подведение итогов. Выставление оценок.