Интеллектуальная экологическая игра «Знатоки природы» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 3 January 2018

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

городского округа город Сибай Республики Башкортостан


 


 


 

Конспект разработала

Мулламухаметова Л.Х.,

учитель начальных классов


 


 

Сибай-2018


 


 

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Действующие лица: ведущий, проводник, орнитолог, зоолог, геолог, биолог, эколог, жюри конкурса – 3 человека.

Ход игры

Перед игрой стулья в зале ставятся двумя “вагончиками” с указанием номера вагона и места. На входе стоят ребята-консультанты, которые раздают билетики с указанием номера вагона и места.

Ведущий: Внимание! Внимание!

Знаете ли вы страну дивных красот природы, неисчерпаемых богатств - золота, серебра, драгоценных камней и всяких сокровищ, страну, где миллионы десятин нетронутой земли- чернозема, заливных лугов и восхитительных долин, покрытых, дикими розами и всякими цветами и ягодами, где тысячи прекрасных рек? Страна эта – Башкортостан!

Прекрасная, чудесная белоснежная, божественная страна. Горы исполины, дерзко стремящиеся в небеса, волнообразные, точно окаменевшие, степи; величаво пустынные озера, гремящие с вершин и по ущельям ручьи и потоки, с которыми связаны легенды и предания.

Кто хочет совершить путешествие на природу на нашем весёлом поезде, приготовьте свои билетики. Не забудьте багаж знаний, полученных на занятиях , на уроках в школе.

Проводник: Товарищи пассажиры! Займите, пожалуйста, свои места согласно билетам.

(Дети рассаживаются на стулья – на свои места, на спинках которых номера.)

Ведущий: Внимание! Внимание!

Наш поезд отправляется в путь. Просьба к пассажирам – соблюдать порядок в своих вагонах. (Дети изображают, как едет поезд)


 

Проводник: А чтобы было ехать веселее, давайте споём песенку.


 

(Включается караоке – песня из мультфильма “Паровозик из Ромашково”)

 

Станция “Пернатые”.

Ведущий: Внимание! Поезд прибывает на станцию “Пернатые”. Стоянка 5 минут. Уважаемые пассажиры! На этой станции вас встречает орнитолог- ученый , который изучает птиц, их повадки.. Он будет вам задавать вопросы, Вы – отвечаете. За каждый правильный ответ получаете жетоны.

Ведущий: первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших краях.(Голос совы) звуковая запись

- Эту птицу вы узнали? Сова – птица полезная. Чем она полезна для человека?

Правильно, она ловит мышей, которые едят зерно (урожай)


 


 

- А какая птица обедала здесь? (ответы) Это «кузница» дятла

 

Это дятел засунул шишки в щель, чтобы удобнее было доставать семена. Посмотрите, какое дупло выдолбил дятел своим клювом! Зачем он это делает? (Так он достает насекомых и их личинок.)

- Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

голосистее, нежней?

Кто же это?..(соловей)

 

- Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.(скворец)


 

- Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.(ласточка)

 

«Отгадай по описанию».

У этой птицы на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко- желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест всё: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно она любит несоленое сало. (Синица)

Эту птицу называют «смотритель леса». Она просыпается очень рано и начинает свистеть, как будто всех будить ото сна. Живет она на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах. Бегает туда- сюда по дереву, ей и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Любит орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячет корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у нее не очень заметная..(Поползень)

Это самая крупная среди наших сов, с хорошо развитыми «ушами». Эти «уши» – пучки перьев на голове – черные с желтоватыми краями. (Филин.)


 

Ведущий: Молодцы, ребята! Наш поезд может совершать наше путешествие дальше.

Проводник: Внимание! Внимание! Наш поезд прибывает на станцию “Звериная”.

 

Станция “Звериная”.

Ведущий: Внимание! Поезд прибывает на станцию “Звериная ”. Стоянка 5 минут. Уважаемые пассажиры! На этой станции вас встречает зоолог- ученый , который изучает животный мир , их повадки.. Он будет вам задавать вопросы, Вы – отвечаете.

1.Этот зверь является единственным представителем семейства кошачьих в фауне Башкирии. Это довольно крупный зверь с длиной тела иногда более метра и весом до 30 кг. В его оригинальном облике обращает на себя внимание сжатых с боков короткое тело на высоких тонких ногах, круглая голова с «боками» и довольно длинными заостренными ушами, короткий, словно обрубленный хвост. Окраска изменчивая, обычно пятнистая.

В Башкирии этот зверь заселяет все лесные и лесостепные районы. Зверь питается почти целиком лишь мясной пищей, добывая зайцев, мышевидных грызунов, боровую дичь и мелких птиц. Запасов пищи не делает. При её обилии живет оседло, часто бросает недоеденные остатки. При бескормице зимой кочует. Широкие лапы с расставленными пальцами обычно удерживают зверя на поверхности даже нетвердого снега. Активен ночью. (Рысь)

2.Этот зверь заселяет всю территорию Башкирии. Длинный хвост (до 60 см) у стоящего животного достигает земли. Форма тела характерная для всех псовых: удлинённое туловище, голова с вытянутой мордой. Как правило у представителей густой и мягкий волосяной покров — мех . Окраска разных особей не одинакова – в Башкирии преобладают «огневки» ( Лисица)

3. Что же это за зверёк, характер которого не по росту задиристый, – умеет он отвоёвывать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру? Разных гнёзд – для сна, для потомства или укрытия от непогоды у зверька обычно несколько: до пяти. И это не роскошь, – устраивая частые “новоселья”, зверёк спасается от паразитов. В Башкортостане распространен на юг до крайних выступов значительных массивов лесов и лесостепи. (Белка)

4. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Медведь)

6. Самый крупный грызун нашей фауны. Взрослые звери имеют длину тела от 0,9 до 1 м, а массу от 15 до 20 кг, околоводный зверь. В Башкирии он предпочитает селиться на водоемах, берега которых обильно заросли осиной, ивой Тело массивное, покрыто густым (особенно за счет подшерстка) ненамокающим мехом, цвет которого сильно варьирует. У нас преобладают светло-бурые зверьки. ( Бобр)

Ведущий: Молодцы, ребята! Наш поезд может совершать наше путешествие дальше.

Проводник: Внимание! Внимание! Наш поезд прибывает на станцию

Щедрая кладовая ”.

 

Станция “Щедрая кладовая ”.

Ведущий: Внимание! Поезд прибывает на станцию “Щедрая кладовая ”. Стоянка 3 минуты. Уважаемые пассажиры! Вас встречает геолог -это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых.


 


 


 

Тот камень чудесный с Урала

Нежным цветом зеленым манит.

Я только сегодня узнала,

Что камень зовут… ( Малахит)

В моей Земле богатства скрыты.

она и золото хранит, и рядом с медью

малахиты, железо, мрамор и …. (Гранит)

По твердости, по блеску равных нет ему.

Велик ценой, хотя размером мал.

Скажите, как зовется минерал? ( Алмаз)

Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, перстень, брошь.

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд)

Понятие собирательное, объединяющее большое число кремнистых горных пород, которые отличаются большим разнообразием окраски. Особо ценятся так называемые «пейзажные»… (Яшма)

Для легкости в сплавы дается, мощь самолета создал, тягуч и пластичен. Отлично куется. Серебряный этот металл. (Алюминий)

7. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе

Сам он удобрение.(Известняк.)


 

8.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Сделать миску или вазу

Она понадобится сразу.(Глина.)


 

9.Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)


 

10 На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ)

 

Станция “Зеленые друзья ”.
 

Ведущий: Молодцы, ребята! Наш поезд может совершать наше путешествие дальше.

Проводник: Внимание! Внимание! Наш поезд прибывает на станцию

Растения ”. Вас встречает биолог . Он занимается исследованием растительного и живого мира Земли.

Биолог. Леса занимают около 39% территории края. Они образованы 20 видами деревьев. Перед вами карта растительности Башкортостана.


 

1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)

2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)

3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому что она тонет, так как древесина ее тяжелая.)

4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

5. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из – за загрязненного воздуха это происходит чаще – 1 раз в 3–4 года.)

6. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

Ведущий: Молодцы, ребята! Наш поезд может совершать наше путешествие дальше.

Проводник: Внимание! Внимание! Наш поезд прибывает на станцию

Экологическая”. Вас встречает эколог специалист, который изучает состояние воды, земли, воздуха, растений и животных посредством наблюдения и опросов, с помощью приборов в лаборатории или на природе.


 

Станция “Экологическая”

1.Что произойдет, если в Башкортостане резко сократится численность таких хищников, как лисы? (Сначала резко увеличится численность мелких грызунов, которыми питаются эти животные, затем количество их начнет уменьшаться, так как хищники ловят в основном больных и слабых животных, благодаря чему не дают возможности распространяться заразным болезням. Кроме того, уничтожал в большом количестве грызунов, лисы сохраняют, тем самым, урожай зерновых.)

2 Можно ли утверждать, что есть вредные и полезные животные? Поясните свое мнение. (Такое утверждение неверно. Любое "вредное" животное состоит в многочисленных связях, в том числе и пищевых, с другими животными, играет определенную роль в жизни растений, в процессах почвообразования и т.д.)

3. Этот продукт ароматен, его вкус и целебная сила объясняются редкостным сочетанием растительности Башкортостана.

Башкортостан — единственное место на Земле, где сохранилось бортевое пчеловодство (добыча дикого лесного меда). Ученые многих стран изучают состав Башкирского меда, но искусственно создать подобное лекарство пока не удается. Уникальность Башкирского меда состоит в многообразии целебных свойств. Он собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем.

4. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

5.Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

6.Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы блестяще справились с заданием и наш поезд отправляется дальше.

Проводник: Внимание! Внимание! Наш поезд прибывает на станцию

Красная книга ”.

Станция “Красная книга ”

Ведущий. В руках у меня необычная книга. Кто мне скажет, что это за книга? Какой цвет у нее? Верно. Красная книга. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. Многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Красный цвет - сигнал опасности.


 

В целях сохранения природных комплексов созданы национальный парк "Башкирия", Башкирский заповедник, Южно - Уральский заповедник, заповедник Шульган - Таш.

Сейчас я буду зачитывать описание, а вы должны определить, о каком растении или животном занесенных в Красную книгу идет речь.

1. В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. (Прострел, сон-трава.)


 

2. В Республике Башкортостан отмечено гнездование в устье р. Таналык , регистрировался в Кучаргинском районе . Перелетная птица. Плоское гнездо строит на земле, обычно на склонах холмов, курганах, а также на деревьях, стогах соломы. В кладке 1—4 яйца белого или грязно-белого цвета. Питается грызунами (сусликами, сурками), зайцами, реже — птицами и пресмыкающимися. (Степной орёл)

3 Некрупная рыба длиной тела 25-27 см и весом 0,2-0,8 кг. Окраска сильно варьирует в зависимости от окружающей обстановки. Характерными являются красные или оранжевые пятна с белым ободком, а также черные крапины по бокам тела. Имеется жировой плавничок .

Места обитания и образ жизни. Живёт преимущественно в горных чистых речках и ручьях, но может жить и в небольших равнинных водотоках с чистой водой и каменисто-галечным дном, где она могла бы нереститься. Ведёт скрытный образ жизни. Активна в течение круглого года. В речках выбирает омуты и ямы под нависшими подмытыми берегами, где скрывается при малейшей опасности. Кормовыми объектами служат водные личинки насекомых, а также падающие на воду воздушные насекомые. (Форель ручьевая)

4. Населяет равнинные и горные высокоствольные леса, реже — открытые ландшафты со скалами или группами деревьев. Гнездится в старых лесных массивах вблизи от открытых пойм рек, у озер или болот, придерживается самых глухих и малопосещаемых мест. Массивное и грубое гнездо устраивает на дереве или скале, обычно высоко. В кладке 3—5 белых яиц. Очень осторожная молчаливая птица. Питается лягушками, ящерицами и мелкими грызунами. ( Черный аист)


 

5. Держится в богатых водой, болотистых местностях, как лесистых, так и заросших камышом, кустарником . Движения неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может проплывать значительные расстояния. Зрение развито слабо, но обоняние и слух очень хороши. осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и из-за крупных клыков.. Днем лежат в выкопанной яме; иногда устраивается общее логовище. К вечеру выходят, чтобы купаться и отыскивать пищу, состоящую преимущественно из растительности (корней, плодов, желудей и т. п.), но включающей также различных мелких животных и падаль. Также они могут посещать поля картофеля, репы, зерновых, принося вред сельскому хозяйству, особенно тем, что разрывают и вытаптывают посевы. Они часто портят и молодые деревья. Очень редко нападают и на довольно крупных животных, больных или раненых, например, ланей, косуль, даже оленей, убивают и поедают их. ( Кабан)

6. Животные пугливые, стараются держаться подальше от поселения людей.

Самые крупные грызуны на нашей планете, их длина достигает 1 м, вес - 30 кг.



 

Ведущий: Уважаемые пассажиры! Наше путешествие подходит к концу. Впереди последняя станция – “Призовая”.

(Жюри подводит итоги и награждает победителей

Седьмой тур “Гонка за лидером”(Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.)

Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-й команды

Нос птицы. (Клюв.)

Птичий домик. (Гнездо.)

Ночная птица. (Сова.)

Насекомое, дающее мед. (Пчела.)

Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса.)

Вопросы 2-й команде

Мелкая зимующая птица. (Воробей)

Ребенок курицы. (Цыпленок)

Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест.)

Домашний сторож. (Собака.)

Плод дуба. (Желудь.)


 

Вопросы 3-й команде

Зимнее логово медведя. (Берлога.)

Самое длинноногое животное. (Жираф.)

В каком слове 40 “А”. (Сорока.)

Из какого дерева делают спички. (Осина.)

Земноводное, живущее в воде. (Лягушка.)

Вопросы 4-й команде

Самое большое животное. (Кит.)

Птица, которая не боится мороза. (Пингвин.)

Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь.)

Какую ягоду не едят. (Волчью.)

Дом скворца. (Скворечник.)

Вопросы 5-й команде

Колобок, обросший иглами. (Еж.)

Самый высокий зверь. (Жираф.)

Самая страшная рыба. (Акула.)

Какого цвета ландыш. (Белого.)

Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла.)

Вопросы 6-й команде

Где живут пингвины. (На южном полюсе.)

Домашний сторож. (Собака.)

Корова в детстве. (Теленок.)

Что снесла курица. (Яйцо.)

Где живут зебры. (В Африке.)


 

Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.

Награждение: команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.

Практическая часть материала

В результате проведения игры “Знатоки природы” у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, формируется умение работать в группе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.