Цель: способствовать развитию компетенции самосовершенствования учащихся.
Задачи:
1. Формирование навыков управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников),
2. Формирование способности защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, потребности,
3. Формирование способности строить и исполнять жизненные планы и проекты, способности действовать внутри широкого контекста,
4. Формирование уверенности в своих способностях.
Ход мероприятия
Учитель или ведущий:
Добрый день! Я рада приветствовать Вас на интеллектуальной игре – викторине «САМЫЙ – САМЫЙ». Для участия в игре приглашаются команды 8 – 9 классов. В каждой команде должно быть 5 участников, после первого конкурса в команде должно остаться 3 участника (выбор участников предоставляется самой команде).
-Слово « ВИКТОРИНА» в толковом словаре Ожегова, трактуется как «ИГРА в вопросы и ответы», мы - же с Вами сегодня это понятие представим несколько шире и будем не только отвечать на вопросы, но и отгадывать анаграммы, перифразы, ребусы.
И первый конкурс- конкурс химических анаграмм. Анаграмма- это слово, в котором порядок букв переставлен (изменен), а для лучшего отгадывания обычно предлагается еще и какое-то определение этого слова.
1.ЕЗЕЛОЖ - без этого элемента Вы не отрежете и куска хлеба (железо)
2.СЛИКОДОР – а без этого не проживете и десяти минут (кислород)
3.НАПЛИТА – блестит, да не золото (платина)
4.ОРРЕБЕС – младший брат НАПЛИТЫ (серебро)
5.МНИКРЕЙ – и в зажигалке и среди камней (кремний)
6.ТУТРЬ – единственный жидкий металл (ртуть)
7.ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня (углерод)
8.ДОДОВОР – самый легкий газ (водород)
Второй этап конкурса. Перед Вами 12 тем, каждая тема содержит 7 вопросов, на которые отвечаем за 30 секунд. Если Вы ответили на все вопросы, Вам прибавляется дополнительный балл. По окончании второго этапа конкурса каждой команде предоставляется право выбора одного финалиста из трех участников. На финальный конкурс мы оставляем четыре темы и выберем одного лидера – самого – самого.
ТЕМЫ И ВОПРОСЫ
История – жизнь и деятельность Д.И.Менделеева |
Обществознание – общие знания о классах химических соединений |
Русский язык – игра слов |
Физика – строение атома |
Математика – химические уравнения |
Естествознание – элементы и вещества в природе |
Химия - химические свойства веществ |
География открытий элементов |
Иностранный язык – названия элементов в переводе на русский |
Технология металлов |
Общая безопасность жизни – вещества в моем доме |
Секрет |
География открытий элементов
1.Этот элемент был назван в честь города в России, где он был получен. ( Дубний)
2. Элемент, названный в честь родины немецкого ученого Винклера. (Германий)
3.Элемент, названный в честь части света. ( Америций)
4.Элемент, названный в честь России. ( Рутений )
5.Этот элемент открыл француз Лекок де Буабадран и назвал его в честь своей родины. ( Галлий)
6.Этот элемент назван в честь Польши. ( Полоний)
7.Этот химический элемент был открыт шведским ученым Нильсоном и назван в честь полуострова, расположенного на северо-западе Европы. ( Скандий)
Технология металлов
1.Белый мягкий драгоценный металл, проводит тепло и электрический ток лучше других металлов. ( Серебро)
2.Единственный « Жидкий» металл, применяется в термометрах. ( Ртуть)
3.Тугоплавкий металл, применяется для изготовления нитей накаливания электроламп. ( Вольфрам)
4.Металл красного цвета, применяется для изготовления латуни, бронзы, мельхиора. (Медь)
5.Металл, используют преимущественно в виде сплавов: чугуна и стали. ( Железо)
6.Драгоценный металл желтого цвета, применяют в зубоврачебном деле. ( Золото)
7.Тяжелый металл необходимый нам на рыбалке. ( Свинец)
Общая безопасность жизни - вещества в моем доме
1.Назовите формулу угарного газа. ( СО)
2.Химическое название поваренной соли. ( Хлорид натрия)
3.Солью, какой кислоты является пищевая сода. ( Угольной кислоты)
4.Назови элемент, из которого состоит вещество активированный уголь. ( Углерод)
5.Какая кислота используется для гашения соды. ( Уксусная)
6.Как называют соль, уксус, аспирин как вещества замедляющие скорость порчи продуктов. ( Ингибиторы)
7.Какой газ используют для отопления в вашем доме. ( Природный газ, метан)
Секрет. Загадки на тему « Химия»
Я - металл серебристый и легкий,
И зовусь «самолетный металл»,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. ( Алюминий)
Я - газ легчайший и бесцветный,
Не ядовитый и безвредный,
Объединяясь с кислородом,
Я для питья даю Вам воду. ( Водород)
Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я на улице в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из Вас. ( Углерод)
Элемент четвертой группы
Перед всеми на виду,
Стоит «Т» на « Р» исправить,
Будет деспот наяву. ( Титан, тиран)
В холод прячется в нору,
Но зато растет в жару. ( Ртутный столбик термометра)
Только в воду окунется,
Невидимкой обернется. ( Растворимое вещество)
Я – бегу, бегу, бегу,
С места все- же не сойду,
Если - ж слог один убавить,
А другой туда добавить,
То могу я для примера,
Показать Вам массы меру. ( Часы, весы)
Естествознание - Элементы и вещества в природе
Самый распространенный элемент в природе. ( Кислород)
Вещество, находящееся в природе в трех агрегатных состояниях. ( Вода)
Газ, находящийся в нижних слоях атмосферы, защищает все живое. ( Озон)
Водная оболочка земли. ( Гидросфера)
Смесь газов, из которых состоит атмосфера (Воздух)
В составе известняка, мрамора, мела содержится… (Карбонат кальция)
Второй по распространенности в земной коре элемент (Кремний)
Математика – химические уравнения
1.Как называется число, стоящее перед химической формулой? (Коэффициент)
2.Чему равен индекс при атоме водорода в молекуле воды? (2)
3.Чему равна молярная масса воды? (18 г/моль)
4.Чему равен объем 2 моль водорода? (44,8 литров)
5.Как рассчитать количество вещества, зная массу и молярную массу? ( Делением)
6.Определите тип реакции по уравнению 2Аl + 3 S = Al S (Соединение)
7.Сколько моль вещества содержится в 2 г водорода (1 моль)
Физика – строение атома
1.Заряд протона…(положительный)
2.Атом состоит из…(ядра и электронов)
3.Ядро состоит из…(протонов и нейтронов)
4.Атом, какого элемента самый легкий? (Водорода)
5.Заряд электрона …(отрицательный)
6.Элемент с зарядом атома +6 (Углерод)
7.Число электронов в атоме углерода …(шесть)
Химия – химические свойства веществ
1.Щелочи и кислоты можно распознать с помощью…(индикаторов)
2.При взаимодействии вещества с кислородом образуются …(оксиды)
3.Реакции, протекающие между кислотами и основаниями с образованием воды и соли называются…(реакции нейтрализации)
4.Назовите любые три признака химической реакции (на выбор: образование газа, осадка, тепла, запаха, изменение цвета)
5.К какому классу веществ относятся: хлорид натрия, сульфат меди, карбонат кальция? (соли)
6.Степень окисления натрия в соединениях (+1)
7.Для прекращения реакции горения необходимо…(на выбор: накрыть брезентом, засыпать песком, залить водой, прекратить доступ воздуха)
Иностранный язык – названия элементов в переводе на русский
1.Название этого металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает « известь» (кальций)
2.Этот элемент получил свое название от латинского названия острова Кипр (Медь)
3.Этот газ нашел применение в рекламной индустрии, в переводе с греческого означает « новый» (Неон)
4.Ядовитый газ, в переводе с греческого « зеленый» (Хлор)
5.Элемент 7 группы, название которого происходит от греческого «разрушительный» (Фтор)
6.Элемент в переводе с греческого «несущий свет» (Фосфор)
7.Элемент, название которого произошло от латинского названия нашей планеты (терра – Теллур)
Русский язык – игра слов
1.Этот элемент получил название от словосочетания « рождающий воду» (Водород)
2.Переведите с химического языка на общепринятый фразы: « Не все то аурум, что блестит» (Не все то золото, что блестит)
3.Феррумный характер (Железный характер)
4.Слово аргентум, а молчание аурум (Слово серебро, а молчание золото)
5.Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор)
6.Уходит как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок)
7.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине (Недосол на столе, пересол на спине)
Обществознание - общие знания о классах химических соединений
1.На какие две группы делятся простые вещества? (Металлы и неметаллы)
2.Как называют бинарные вещества, один из элементов в которых кислород со степенью окисления -2? (Оксиды)
3.Сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться атомами металлов, и кислотных остатков, называются…(Кислотами)
4.По составу вещества бывают…(простые и сложные)
5.Вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, называются…(Соли)
6.Растворимые в воде основания называют…(Щелочами)
7.К какому классу соединений относится вода? (Оксиды)
История – Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева
1.Когда и где родился Д.И.Менделеев? (в 1834 г. в городе Тобольске)
2.Кем работал отец Д.И.Менделеева? (Он был директором гимназии)
3.Откуда произошла фамилия Менделеев? (Мену делать)
4.Какое высшее учебное заведение окончил Д.И.Менделеев? (Главный педагогический институт в Петербурге)
5.Профессором, какого университета был Менделеев, когда открыл Периодический закон? (Петербургского)
6.Какое важное событие произошло в 1860 году в немецком городе Карлсруэ? (Международный химический конгресс)
7.Когда и отчего умер Д.И.Менделеев? (в 1907 году от воспаления легких)