Интеллектуальная игра «Такая знакомая механика»
Такая знакомая механика. Задорожная С.В., Никулкина Н.Р.
Интеллектуальная игра «Такая знакомая механика»
Задорожная С.В., Никулкина Н.Р., учителя физики высшей категории,
МОУ СОШ № 125с углубленным
изучением математики г.Снежинска
Цель игры: развитие познавательной активности учащихся.
Задачи: обобщить и систематизировать знания по разделу физики «Механика» в 10 классе, развивать умения видеть и объяснять физические явления, формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Временные рамки: два урока.
Участники игры: три команды учеников 10х классов, ведущий игры, консультант по работе с видеороликами, жюри - учащиеся 11х классов, консультанты в лабораториях - учителя физики.
Оборудование:
Интерактивная доска, документ-камера, мультимедиапроектор, компьютеры с локальной сетью, «L-Микро» лаборатория, лаборатория «Архимед», комплект приборов по механике для определения коэффициента трения, ЦОР «Программы Физикона. Физика 7-11 класс», презентация учителя с кратким вступлением, описанием правил игры, ребусами, «странными» вопросами по физике и анализом вариантов нахождения коэффициента трения, лист заданий для команд с критериями оценки конкурсов (прилагается), карта жюри.
Домашнее задание для команд:
Приветствие команды;
Газета с рисунками, в которых допущены физические ошибки;
Творческое задание «Механика в искусстве».
Ход игры:
Вступительное слово учителя физики (презентация прилагается)
Учитель ставит цели занятия, коротко поясняет ход игры, задачи каждого этапа игры и критерии оценки деятельности команд, выдает командам листы заданий, представляет жюри, передает полномочия ведущему игры и занимает место консультанта. Основная задача ведущего - организация и ведение всего хода игры, контроль времени выполнения заданий на каждом ее этапе. Контроль времени осуществляется при помощи функции электронных часов интерактивной доски.
Этапы игры.
Приветствие команд (около 2 минут).
Оцениваются приветствие и название команды в соответствии с заявленной темой игры, юмор и культура исполнения.
Теоретическая механика (около 7 минут).
На данном этапе игры учащимся предлагается решить две задачи из раздела «Кинематика».
Задача №1
Чтобы проплыть на моторной лодке от пристани А к пристани В, требуется время 1 час, а обратная дорога занимает 3 часа. Скорость лодки относительно воды остается постоянной. Во сколько раз эта скорость больше скорости течения?
(ответ: в 2 раза)
Задача №2
За 4с тело прошло путь 80 см, причем его скорость увеличилась в 3 раза. Считая движение равноускоренным с начальной скоростью не равной нулю, определите ускорение тела (ответ: 0,05м/с2).
Оцениваются правильность, рациональность, оригинальность решений задач. Приветствуется решение задач несколькими способами (при подведении итогов игры председатель жюри демонстрирует через документ-камеру все варианты решения задач).
Экспериментальная механика (около 21 минуты, примерно по 7 минут на лабораторию).
Лаборатория «L-Микро»
На этом этапе учащиеся должны определить ускорение свободного падения. Оценивается умение применять имеющееся оборудование для постановки и проведения эксперимента, определять погрешность измерения, объяснять расхождение с табличными данными и делать выводы.
Лаборатория «Архимед»
Задача этого этапа: определить коэффициент трения между бруском и плоскостью из комплекта оборудования по механике. Оцениваются количество предложенных и количество использованных способов определения коэффициентов трения. Правильность и оригинальность выполнения заданий. Умение проводить эксперимент, знать необходимые формулы и уметь рассчитывать физические величины, оценивать погрешность измерения и делать выводы.
Мультивидео-лаборатория
Для команд приготовлены три фильма из «Программ Физикона. Физика, 7-11 классы».
1 фильм – движение по окружности;
2 фильм – выстрел из пушки на закон сохранения импульса;
3 фильм – падение тела на закон сохранения механической энергии.
Задание для учащихся заключается в том, чтобы написать текст фильму. Оценивается синхронность голоса за кадром и изображения на экране, умение объяснять явления, наблюдаемые в фильме и выражать свои мысли, пользоваться физической терминологией, обобщать материал и делать выводы, отсутствие речевых ошибок.
*Прежде чем перейти к блоку «Механика вокруг нас», команды представляют и озвучивают свои фильмы.
Механика вокруг нас (около 18 минут).
Блок состоит из четырех конкурсов.
Физические ребусы (3 минуты)
(скорость)
(импульс)
(энергия)
Оценивается правильность и быстрота решения ребусов.
«Странные» физические вопросы (5 минут)
Командам предложены три вопроса, приведенные ниже. Оценивается правильность и аргументированность ответов.
Занимательные вопросы и головоломки по физике от В. Грабцевича
Почему перелетные птицы летят клином?
(ответ: когда птица совершает мах вниз, за крылом образуется восходящая струя, которая остается позади птицы. Птица, летящая следом, использует оставляемую первой восходящую струю)
2. Поделитесь сухариками со своим товарищем и начните вместе с ним грызть. Не кажется ли Вам, что Вы производите гораздо больше шума, чем находящийся рядом сосед? Почему?
(Ответ: звук, идущий к Вам от грызущего соседа по воздуху, рассеивается значительно сильнее, чем звук, распространяющийся к Вашему уху непосредственно по черепным костям)
На Луне (Из книги Я. Перельмана)
На Луне все вещи весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Вообразите, что на Луне существует озеро с пресной водой. На озеро спущен пароход, который в земных пресноводных озёрах имеет осадку 3 метра.
Как глубоко будет сидеть наш пароход в воде лунного озера?
(ответ: на Луне пароход станет в 6 раз легче, но и вода тоже! Если вспомните закон Архимеда, то поймёте, что осадка парохода останется прежней - 3 метра)
(Из книги Я.Перельмана "Весёлые задачи")
Где на Земле легче всего живется?
(ответ: на экваторе - там все предметы становятся легче из-за центробежной силы и приплюснутости Земли у полюсов)
Физические ошибки в рисунках (5 минут)
Оценивается оригинальность, красочность и количество зашифрованных ошибок в рисунках команды, общее количество найденных ошибок в рисунках других команд, правильность объяснения.
Физика и искусство (3 минуты).
Подготовка игроков к данному конкурсу была дана в качестве домашнего задания. Это самый эмоциональный и красивый конкурс. Команды должны были в своем творческом задании в виде сценки, оды, песни, рассказе отобразить какие-либо механические явления, законы или механику в целом.
Оценивается творчество, культура исполнения, юмор, соответствие заявленной теме игры.
5. Подведение итогов игры.
Пока жюри подводит итоги игры, учитель-консультант анализирует итоги работы команд по определению коэффициента трения. Приведем некоторые возможные способы определения коэффициента трения.
При равномерном движении по горизонтальной опоре
При равномерном движении по наклонной плоскости по углу наклона.
При ускоренном движении по наклонной плоскости по времени движения.
При ускоренном движении по наклонной плоскости по параметрам наклонной плоскости и тормозному пути.
Результаты игры передаются ведущему по локальной сети и отображаются на экране.
Карта жюри
Конкурсы |
Приветствие |
Решение задач |
Ускорение свободного падения (L-Микро) |
Коэффициент трения (Архимед) |
Озвучивание фильма |
Решение ребусов |
Ответы на вопросы |
Ошибки в рисунках |
Творческое задание |
Итого баллов |
Количество баллов |
5 баллов максимум за конкурс |
1 балл за ответ |
5 баллов максимум за рисунок и по 1 баллу за ошибку |
5 баллов максимум за конкурс |
|
|||||
1 команда |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 команда |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 команда |
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика. 10 класс.:учеб. для общеобразовательных учреждений.16-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 366с.
Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Под ред. Т.В. Шкиль. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.
http://www.afportal.ru/ Занимательные вопросы и головоломки по физике от В. Грабцевича.
Физика, 7-11 классы. Электронное издание. ООО Физикон. 2007г.
«Физические ребусы» в картинках. Интернет – ресурс.