Интеллектуальная квест-игра на тему «Строение клетки» (10 класс)

3
0
Материал опубликован 2 April

Методическая разработка

интеллектуальной квест-игры по биологии

«Строение клетки» для учащихся 10 классов.

 

Тип занятия: дидактическая игра-путешествие.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Игра рассчитана на группу из 7-12 учеников 10 класса. При необходимости можно играть и 2-3 группами учеников, соответственно увеличив количество вопросов.

Цели: контроль и обобщение знаний по теме; повышение уровня мотивации к обучению; поощрение класса или группы, успешно освоивших данную тему.

Задачи:

образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме);

развивающая - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

воспитательная - воспитание личной ответственности за выполнение задания

Планируемые результаты:

предметные

Знание особенностей строения и функционирования растительной, животной и бактериальной клеток; способность ориентироваться в информации прикладного характера о внешнем виде и работе отдельных органоидов клетки.

метапредметные:

умение работать с дидактическим материалом, с учебником, с презентацией;

умение взаимодействовать с руководителем игры и сверстниками в учебно-игровой деятельности;

умение соотносить информацию разных предметов (литература и биология, литература-экология);

личностные:

развивать познавательный интерес к строению живых организмов,

 

Оборудование: кубик, игровая карта (2 шт.) для учителя и команды, карточки с геномом игроков

 

Игровая карта

 

Название команды _____________________________________________________

 

Список команды

Нуклеотиды

1.

 

2.

 

3.

 

4. и т. д.

 

Мудрость команды:

 

Шапка-невидимка:

 

Палочка-выручалочка:

 

АТФ команды

 

 

 

Карточки для игроков

АТГ ГТА

ТАЦ ЦАТ

ААГ ГАТ
ТТЦ ЦТА

АТА ЦГЦ
ТАТ ГЦГ

АТА ТАТ

ТАТ АТА

ГЦГ ЦГЦ
ЦГЦ ГЦГ

АГЦ ТГТ

ТЦГ АЦА

ГЦА ЦГТ
ЦГТ ГЦА

АГЦ ТАТ

ТЦГ АТА

ГАГ ТЦТ
ЦТЦ АГА

ГАТ ГАТ
ЦТА ЦТА

АГЦ ЦТЦ

ТЦГ ТЦГ

ГЦТ АТЦ
ЦГА ТЦГ

 

 

Правила игры

 

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. За контрольное время участники должны выполнить задания, связанные с особенностями строения и жизнедеятельности клетки.

 

Изначально у каждого игрока 12 нуклеотидов:

При потере 3-х нуклеотидов (1 кодона) теряется способность говорить, разрешается только писать свои соображения на листке бумаги.

При потере 6-ти нуклеотидов (2 кодона) игрок теряет способность и говорить, и писать – можно изъясняться лишь знаками и жестами.

Изначально у группы:

Мудрость – возможность пользоваться литературой – определяется броском кубика («1» или «2» - одна мудрость, «3» или «4» - 2 мудрости, «5» или «6» - три мудрости);

Деньги (АТФ) - число определяется броском кубика (выпавшее число умножается на 10).

Можно купить перед началом игры:

Шапку-невидимку – разовая возможность одному человеку уйти от ответа на вопрос – цена 30 АТФ;

Палочку-выручалочку – разовая возможность получить подсказку – цена 30 АТФ.

 

Нуклеотиды можно купить в конце игры: 1 нуклеотид – 10 АТФ,

 

ХОД ИГРЫ

 

1. Вводное слово

Вам предлагается путешествие по клетке в виде вирусной ДНК. Задача – пройти все испытания и попасть в ядро. При этом вам необходимо сохранить свою ДНК в целостности.

2. Начало. Проникновение в растительную клетку.

Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку. Как вы будете проникать: с помощью фагоцитоза или с помощью мембранных белков?

 

1) С помощью мембранных белков.

Белки требуют за транспортировку ответить на вопросы (вопросы индивидуальные).

Кто не ответил – теряет 1 нуклеотид.

2) С помощью фагоцитоза.

Клетки растений не способны к фагоцитозу.

Теряете все командные АТФ на блуждания в клеточной стенке и обращаетесь к мембранным белкам.

Вопросы мембранных белков (ответьте «да» или «нет»)

1. При активном транспорте затрачивается энергия.

2. Фагоцитоз – это вид эндоцитоза.

3. Диффузия – это вид активного транспорта.

4. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.

5. Осмос – это диффузия воды.

6. Плазмалемма и цитоплазма растительной клетки вместе называют протопласт.

7. Клеточная стенка грибов состоит из муцина.

8. Пиноцитоз – это вид фагоцитоза.

9. Плазмалемма состоит из двух слоёв липидов.

10. У животных нет клеточной стенки.

11. Функция клеточной стенки – транспорт веществ.

12. Плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания.

 

3. Гиалоплазма

Вы попали в жидкую часть цитоплазмы растительной клетки. Любопытные и дружелюбные ионы СI- просят у вас помощи. Взамен они просят у вас помощи. Взамен они предлагают 30 АТФ и укажут короткую дорогу к ядру.

Помогите хлорид-ионам: нужно составить 2 списка органоидов: А) органоиды, которые есть в растительной клетке, Б) органоиды, которых нет в растительной клетке.

1) Составили списки без ошибок:

Благодарные ионы подарили вам 30 АТФ и показали короткую дорогу к ядру – через гигантскую вакуоль на ту сторону клетки.

Попали в вакуоль.

2) С ошибками:

Расстроенные ионы указали вам дорогу в пероксисому. Пероксид водорода уничтожил ваши запасы АТФ. Вы с трудом выбрались в вакуоль.

 

4. Вакуоль

Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки. Заблудившийся ион магния просит помощи. Он, так же, как и вы, пробирается на другую сторону клетки, ему нужно попасть в один из пластидов. Но он забыл название пластида и вещества, в которое ему нужно попасть. Подскажите иону!

1) Смогли подсказать.

Ион подарил 20 АТФ, и попали в хлоропласт.

2) Не смогли подсказать.

Остались в вакуоли. Мембрана вакуоли требует за проход ответить на вопрос или 50 АТФ. Если ответите правильно, мембрана подарит 50 АТФ.

Вопрос: Все гормоны растений – это вещества, имеющие очень маленькие размеры молекул. С какой особенностью строения оболочки растений это связано?

Ответили – прибавилось 50 АТФ

Не ответили – потеряли 50 АТФ (или, если нет АТФ, - 5 нуклеотидов)

Попали в хлоропласт.

 

5. Хлоропласт

Итак, вы в хлоропласте. Ваше растение съедено травоядным животным и уже давно переваривается.

 

 

6. Пищеварительный пузырёк

Вы оказались в пищеварительном пузырьке животной клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется? (Если не смогли назвать лизосому – потеряли 30 АТФ).

Лизосома слилась с вашим пузырьком, необходимо срочно покинуть ее! Для этого нужно разобраться, какой фермент расщепляет какое вещество.

 

1. БЕЛКИ А. АМИЛАЗА

2. ЛИПИДЫ Б. НУКЛЕАЗА

3. КРАХМАЛ В. ПРОТЕАЗА

4. ДНК Г, ЛИПАЗА

Если ошиблись, - потеряли 30 АТФ.

Попали в ЭПС.

 

7. ЭПС

Гостеприимная эндоплазматическая сеть согласилась помочь вам приблизиться к цели. Пока вы плывете по ее каналам, она предлагает вам заработать 60 АТФ. Вам необходимо распределить органоиды по трём колонкам (просто поставьте значок напротив органоида в одной из колонок)

Органоиды

Одномембранные

Двумембранные

Немембранные

1. Ядро

 

 

 

2. ЭПС

 

 

 

3. Жгутики

 

 

 

4. Митохондрии

 

 

 

5. Комплекс Гольджи

 

 

 

6. Рибосомы

 

 

 

7. Лизосомы

 

 

 

8. Реснички

 

 

 

9. Пластиды

 

 

 

10. Клеточный центр

 

 

 

 

Сделали без ошибок – получили 60 АТФ.

За каждую ошибку получают на 10 АТФ меньше.

Вы проплываете через участок ЭПС, покрытый рибосомами. Как называется такой участок?

Ответили – получили 10 АТФ.

ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались? (Не определили Комплекс Гольджи – потеряли 20 АТФ).

 

8. Комплекс Гольджи

Комплекс Гольджи упакует каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме, но требует от каждого 10 АТФ или ответна вопрос (индивидуальные вопросы: не ответил – теряет команда 10 АТФ или, если нет АТФ – теряет 1 нуклеотид).

 

Вопросы Комплекса Гольджи

 

1. Назовите функции Комплекса Гольджи.

2. Назовите функции ЭПС.

3. Назовите функции лизосом.

4. Назовите функции рибосом.

5. Назовите функции хлоропластов.

6. Назовите функции лейкопластов.

7. Назовите функции хромопластов.

8. Назовите функции клеточного центра.

9. Назовите функции цитоскелета.

10. Назовите функции жгутиков и ресничек.

11. Назовите функции митохондрий.

12. Назовите функции клеточной стенки.

 

9. Митохондрия

Теперь вы плывете внутри транспортных пузырьков, отделившихся от Комплекса Гольджи. Подплываете к двумембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие складки. Что это за органоид?

 

Определили митохондрию – получили 10 АТФ.

Не определили - потеряли 20 АТФ.

Митохондрия предлагает вам пополнить запасы АТФ. Она задаст вам три вопроса.

Ответите на все три – получите 200 АТФ.

Ответите на два – получите 100 АТФ.

Ответите на один – получите 50 АТФ.

 

Вопросы митохондрии

1. Какое вещество используется только в митохондрии и нигде больше в клетке не нужно?

2. Ядро, митохондрии и пластиды – двумембранные органоиды. Какая особенность строения объединяет митохондрии и пластиды, но отсутствует у ядра?

3. Назовите не менее 2-х черт сходства в строении митохондрий и прокариотов.

 

10. Клеточный центр

 

Вы плывете дальше и подплываете к двум центриолям клеточного центра.

Центриоли рыдают. Им нужна помощь. Им скоро расходиться в разные стороны навсегда, поскольку клетка готовится к делению. Каждой из них нужно создать себе копию, научить эту копию управлять цитоскелетом, жгутиками, ресничками. Но клетка такая старая, что они уже забыли знания, которые передали им их предшественники. Своей будущей второй центриоли им нужно будет объяснить, что значит 9х3 (9 умножить на 3), а жгутикам и ресничкам надо будет объяснить формулу 9х2+2. Помогите!!!

Не смогли объяснить – потеряли 30 АТФ на блуждания по цитоплазме.

Смогли объяснить – по микротрубочкам цитоскелета попали в ядро.

 

11. Ядро

 

Итак, вы добрались до цели! Теперь нужно привести в порядок свою ДНК, купить недостающие нуклеотиды.

Если нуклеотидов не хватает – можно восстановить запас, назвав все особенности строения прокариотов.

Когда ДНК восстановлена, остается только действовать! Опишите схему размножения вируса в клетке.

12. Подведение итогов (5 минут). 

В конце игры по сумме баллов определяется успешность каждого игрока и выставляются оценки.


 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации